192 Классификация групп в психологии

Межличностные отношения - это субъективные связи и отношения, которые существуют между людьми в социальных группах Группой называют общность людей, объединенных многочисленными и разнообразными более или менее устойчивыми связями Сам термин \"группа\" - итальянского происхождения В эпоху Возрождения в Западной Европе так называли совокупный ность объектов на картинах художников Затем этим термином стали обозначать конкретную совокупность людей, объединенных общей целью, идеей, трудоустройствоідеєю, працею.

Особое внимание в социально-психологическом изучении групп уделяют взаимоотношениям, которые в них состоят Межличностные отношения в группе можно рассматривать в статике - в том виде, в котором они сфор рмувалися на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития В первом случае, анализируют особенности существующей системы отношений, в другом - законы их преобразования и развития Эти два подхода часто сочетаются, взаимно дополняют друг другаого.

Впервые термин \"групповая динамика\" использовал К Левин в статье \"Эксперименты в социальном пространстве\" (1939) Феномен групповой динамики в социально-психологической литературе нет однозначного определения М Мы будем рассматривать. Ми будемо розглядати групповую динамику как совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс с, рассказали.

Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов: целые группы, нормы группы, структура группы и проблемы лидерства, фазы развития группы

Групповая динамика имеет несомненный интерес для психологии, поскольку, научившись управлять механизмами, можно разрабатывать и эффективно применять в учебно-воспитательном процессе специальные технологии формирования, развития и изменения личности и общественных форм деятельности, а также решать проблемы налаживания межличностных отношений в группа.

Особенности протекания процессов групповой динамики и психологические характеристики межличностного взаимодействия в группах позволяют классифицировать их на определенные виды

По формой существования группы бывают условными и реальными (контактными) Условная группа образуется по определенным внешним признакам, критериям, ее члены не взаимодействуют как некое более или менее устойчивое объединение (скажем, все отличники старших классов средней школы, все фермеры района, символическая сборная мира по футболу и т.д.) Отдельные члены таких условных групп могут быть знакомы друг с другом, иметь определенные межличностные отношения, даже поддерживать дружеские отношения, но все они не взаимодействуют как целое, как единое автономное, в определенном смысле, объединениюя.

Члены реальных, контактных групп сплоченные первую очередь именно общей взаимодействием, как определенное объединение К контактных групп относятся малые группы Во малыми группами понимают относительно устойчивое, немногочисленное по с составом, связано общей целью объединения людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами Все, кто относится к ним, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе достижения той или иной цели Количество членов малой группы, естественно, не может быть меньше двух и не должна превышать 30-40 осиосіб.

Примером таких групп может быть семья, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, спортивная команда и т.д. Один человек, конечно, может входить в несколько групп (например, школьник - член науковог го кружка, старший сын в семье, капитан спортивной команды, староста класса) Взаимоотношения в малых группах, обычно, жестко не регламентированы В процессе внутренне группового взаимодействия одни члены группы могут предпочитать другим, оказывается в более тесном общении; их коммуникативные контакты окрашены преимущественно положительными эмоциями и существуют на личностной или деловой основе Такое объединение нази вают первичным кругом общения, или микро-группой Эмпирический опыт показывает, что состав такого объединения не превышает 2-7 человек Члены таких объединений одновременно остаются и членами малой группы и более или менее тесно взаимодействуют с остальными ее учасникисників.

По способом создания группы делят на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные) Официальные группы создаются на основании приказа, распоряжения, штатного расписания, юридического акта Например, состав кафедры высшего учебного заведения, личный состав воинского подразделения формируются в соответственно за приказами ректора и командира воинской части Состав студенческой академ-группы - по распоряжению декана; брачные отношения супругов регламентируются юридическим актом т.п. В т аких группах четко регламентировано количество ее членов, а в некоторых случаях - и длительность существования Скажем, вполне понятно, что длительность существования студенческой группы ограничивается временем обучения в вы щому учебном заведенииаді.

Неофициальная группа возникает на основе единой направленности психологической мотивации - симпатий, убеждений, признание авторитетности, компетентности отдельных личностей в конкретных видах деятельности, определенных увлечений в свободное от работы ча.

Асоциальные группы, нормы поведения и деятельности которых противоречат общественно одобряемым ценностным ориентациям, в основном являются неофициальными, неформальными Действительно, было 6 бессмыслицей предполагать, что где-то бы был издан приказ о создании группы воров, грабителей, наркомановв.

Отметим, что разделение групп на официальные и неофициальные носит условный характер Дружная семья одновременно является официальной и неофициальной группой; сторонники политической партии часто создают совершенно официальные ее Осере едкий, члены школьного класса, студенческой группы чаще поддерживают между собой тесные эмоциональные неформальные отношения, т.е. одновременно являются неформальными, неофициальным группами.

Психологические исследования межличностных отношений в группах и особенности их функционирования позволяют выделить три вида групп в зависимости от уровня сплоченности их членов

Первый уровень сплоченности - диффузная группа (по другой терминологии - конгломерат) Она почти не сплоченная; существует чаще короткое время, состав членов - случайный; доминируют простые взаимоотношения по типу симпатий-антипатий цель функционирования ния такой группы точнее назвать общей, а в равной, ибо для ее достижения, как правило, не требуется тесной интеграции и взаимодействия (напр, очередь за билетами в кино, на концерт) У членов диффузной декабря УПИ практически всегда отсутствует единство глубинной мотивации деятельности Один покупает билеты на концерт, потому что любит искусство, другой - чтобы как-то скоротать свободное время тощ тощо.

Второй уровень сплоченности - ассоциация (по другой терминологии - кооперация) Группа сплоченная, имеет постоянный основной состав, существует на протяжении длительного времени В ней присутствуют как отношения типа симпатий-антипатий, так и деловые, практически с всегда существует межличностный ролевое распределение, который помогает эффективно осуществлять совместную деятельность Межличностные отношения в такой группе косвенные личностное значимым для каждого ее члена содержанием групповой деятельностисті.

Главная особенность ассоциации (кооперации) заключается в том, что ее члены имеют общую цель, достижение которой постоянно требует тесной интеграции и взаимодействия (напр, функционирования творческой группы ученых, я которая решает ту или иную сложную научную проблему).

Мотивация основного вида деятельности у членов ассоциации (кооперации) совпадает далеко не всегда Скажем, в школьном классе одни ученики хорошо учатся, потому что их интересуют знания и привлекает прежде ев вристичний аспект обучения, другие - потому что планируют поступать в вуз, третьи - через принуждение со стороны родителей Понятно, что такая группа будет стремиться достичь поставленной цели - получить хорошие знания, однако разногласия в глубинной личностной мотивации не позволят достичь высочайшего уровня групповой сплоченности по причине слишком больших различий в силе и качеству эмоциональной стимул яции в основном виде деятельности - обучениені.

Третий уровень сплоченности - высокий В традиционной терминологии - коллектив (по AB Петровским) В такой группе межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности Коллектив имеет все т те признаки, что и ассоциация, но высокий уровень сплоченности обеспечивается доминированием совпадения общественно значимой (о социальной) мотивации членов группы по основному виду деятельностиості.

К третьему уровню сплоченности относится и корпорация - высокоорганизованная группа, которую отличают замкнутость на собственных групповых интересах, максимальная централизация и авторитарность руководства Время сто такая группа противопоставляет себя другим социальной общности, исходя из узко корпоративных интересов К таким группам можно отнести объединение предприятий-монополистов, криминальные объединения, секты с антигуманной, анти человечной направленностью тощщо.

Понятно, что самые сложные общественные проблемы эффективно способны решать группы третьего уровня сплоченности с социально-одобряемыми ценностных ориентаций - коллективы

Среди различных видов групп отдельно выделяют референтную группу Референтная (эталонная) группа - это реальная или условная (воображаемая) группа, взгляды, нормы которой являются образцом для личности Личность пытается входить в контактную, референтную для нее группу, нормы, ценностные ориентации которой она признает, поддерживает и считает оптимальными Тогда субъект не только сам придерживается этих норм, но и побуждает к аналогии ческой поведения других Бывает так, что юноша является учеником школьного класса, дружит с одноклассниками, но референтной для него - есть группа друзей из микрорайона, в котором он живет, или спортивная команда, в которую в др. входитдить.

Иногда референтная группа является условной Например, для подростка, такой может быть воображаемая группа \"крутых парней\" - кино герои боевиков или \"звезд эстрады\" и т.п. Чаще такие группы выбирают для себя замкну ути, некоммуникабельны, иитровертовани челі, іитровертовані люди.

Социально-психологическую основу всех отношений, которые складываются в группе образуют принятые в ней нравственные ценности и нормы Ценностями является то, что в этой группе наиболее значимое, важное, ценное С моральных эти инность обычно вытекают те нормы, которыми в своих отношениях руководствуются члены группы В управлении деятельностью группы, нормы выполняют ряд важных функций существенные из них - регулятивная, оценочная, с анкцийна стабилизационныеійна.

Регулятивная функция норм состоит в том, что они определяют поведение людей в группе и за ее пределами, задают образцы их взаимодействия и взаимоотношений, формируют основные требования, предъявляемые к членам у этой группы самими ее участникам.

Соответствие поведения человека принятым в группе нормам существенно влияет на ее положение в системе отношений этой группы Влияние это многогранный: с одной стороны, если человек придерживается устоявшихся и дейст нятих в группе норм, то ее авторитет повышается, с другой - признание значимости человека, повышение ее статуса влияет на других членов группы От этого частично начинает зависеть и сама совокупность норм и отношений, которые складываются в групппі.

Представление о правильности или неправильности групповых ценностных ориентаций и норм определенной степени относительное Оно бывает разным и у людей, которые эту правильность определяют То, что кажется безусловно правильным учителю, может не показаться таким ученикам и наоборот У младших школьников свои понятия о ценностях, обычно, отличаются от того, что ценят старшие ученики или взрослые люди Поэтому в каждом конкретном случае при определении групповых норм, их приемлемости или неприемлемости целесообразно предварительно уточнить субъекта, с позиций которого они оцениваютсяться.

Управление группой, ее самоуправление, воздействие на психологию и поведение отдельных членов группы, обычно, осуществляется и через официально назначенных руководителей, и через неофициальных лидеров, имеющих автор паритета и высокий статус в группе Авторитет лидера в группе бывает не менее значительным, чем авторитет руководителя В жизни любой группы немало таких моментов, когда нужно убеждать, а не приказывать, проси ты, а не распоряжаться, и здесь лидер незаменим В роли лидеров могут выступать и официальные руководители групп, хотя на практике это случается редко, потому что качества лидера и руководителя, их внутренне игру сооб функции могут не совпадают или даже быть противоположными Далеко не все руководители, которые успешно справляются с \"деловыми\" функциями, так же успешно могут справиться с проблемами межличностных отношений в группе Это обстоятельство и требует наличия в группе лидера наряду с официальным руководителемйним керівником.

Особое внимание, в социально-психологическом изучении групп и коллективов уделяется взаимоотношениям их членов в процессе развития группы взаимоотношения в ней закономерно изменяются На начальном этапе группового о развитии они бывают относительно безликие, при неблагоприятных условиях могут становиться конфликтными, а при благоприятных - превращаться в коллективистские Все это происходит за сравнительно короткое время, в течение м которого сами индивиды, образующие группу, не могут измениться как личностисті.

У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, особые преимущества и недостатки То, какой стороной, отрицательной или положительной, она выступает во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального вот точ, от особенностей группы, в которую она включена в данный момент времени Другими словами, поведение человека в группе определяется не только его личностными чертами, и особенностями групппи.

Замечено такую. закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, то благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть гор ршого И наоборот, чем ближе в своем развитии группа находится в корпорацию, тем больше возможностей она обнаруживает для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением к ращих личностных устремленийь.

Исследуя малые группы, психологи часто убеждались в том, что познание психологических закономерностей взаимодействия и взаимоотношений людей позволяет повысить эффективность групповой работы Социально-пс сихологични характеристики группы можно разделить на два класса: формальные, те описывающих структуру, способы организации совместной деятельности и общения людей, и содержательные, непосредственно Показ ають взаимоотношения в этой группе: нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки, лидерствоо.

Вопрос об эффективности групповой работы психологи предлагают решать так Если взять за пример вопрос успешной деятельности ученического и педагогического коллективов, то во внимание берут три основные кр ритерии эффективности групповой деятельности: образовательный, профессиональный и воспитательный Первые два критерия отражают специальные задачи, стоящие перед группами людей, работающих в сфере образования, а третий является с агально социальным Все три критерия соответствуют основным целям, которые общество ставит перед системой образования Соответствие общеобразовательном критерия школьного класса на практике можно проверить уровнем овладения содержанием общих учебных дисциплин, по имеющимся у учащихся знаниями, выходящие за рамки школьной программы, по культуре их поведения в целом Профессиональному критерию соответствует готовность учащихся к выбору и успешной реализации будущей профессии Уровень нравственного воспитания определяют по убеждениям, идеалами, моральными ценностями, нормами, которые реализуются в конкретной по вединци В каждом отдельном случае для конкретной группы можно ввести дополнительные критерии определения эффективности ее робот роботи.

Существенное значение для успешной работы группы имеют и личностные отношения, в ней сложились Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональный фон межличностных контактов, другие формы взаимодействия й и взаимоотношений по-разному отражаются на эффективности групповой работы Положительные эмоциональные взаимоотношения членов группы обуславливают их успешной совместной работе Однако в группах разного уровня с оциально-психологической зрелости эти взаимоотношения проявляют себя по-разному При выполнении сравнительно простых задач, которые являются привычными для членов группы и не требуют от них больших совместных усилий, не вызывают эмоционального напряжения, личные взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы Если же группе нужно выполнить необычные задания, требующие сложных, согласованных действий, скоординированных их усилий, порождающие повышенную напряжение, то лучше в работе проявляют себя более развитые в социально-психологическом плане группгрупи.

Успех работы группы зависит и от организации ее деятельности Существует несколько форм организации:

- коллективно-кооперативная, основана на тесном взаимодействии и взаимозависимости участников группы в работе;

- индивидуальная, базирующаяся на самостоятельной работе каждого;

- скоординированная, при которой каждый работает самостоятельно, но соотносит процесс и результаты работы с деятельностью других участников группы

Выбор той или иной формы организации совместного труда обусловлен двумя факторами: задачами, стоящими перед группой и уровнем ее социально-психологической зрелости основном, за исключением некоторых индивидов идуально-сложных, творческих видов труда, предпочтение отдают коллективно-кооперативной форме организации совместной деятельности Она обладает потенциально максимальным нададдитивним эффектом, то есть лучше моб лизирует интеллектуальные, эмоциональные и физические ресурсы членов группы, улучшает возможности восприятия, обработки информации и принятия оптимальных решений Эта форма организации работы лучше предупреждает и возможность появления ошибочных решений При сложной творческой работе преимущество имеют индивидуальная и скоординированная формы организации совместной деятельности, эпизодически сочетаемые с коллективно-кооперативной форм й организации рабораці.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter