Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Карабанова О.А.

М. Гардарики, 2005 - 320 с.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.

Адресовано студентам психологических и педагогических вузов, специалистам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи психологии семьи 5

ГЛАВА 1. Культурно-историческая природа семьи 9

§ 1. Определение семьи. Брак и семья 9

§ 2. Функции семьи '. 11

§ 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества 14

ГЛАВА 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения 59

§ 1. Семья как целостная система 59

§ 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения супружеских отношений 60

§ 3. Развитие любви как чувства 67

§ 4. Искажения и нарушения чувства любви 70

§ 5. Виды любви 74

§ 6. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции 77

§ 7. Ролевая структура семьи 79

§ 8. Семейное самосознание 88

§ 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 93

§ 10. Конфликты в семье 98

§ 11. Сплоченность семьи 106

§ 12. Субъективная удовлетворенность браком 109

§ 13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей 112

Вопросы и задания 116

ГЛАВА 3. Детско-родительские отношения 117

§ 1. Семья как институт первичной социализации ребенка 117

§ 2. Основные характеристики детско-родительских отношений 118

§ 3. Характер эмоциональных отношений 119

§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 140

§ 5. Мотивы воспитания и родительства. 150

§ 6. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения 153

§ 7. Уровень протекции, забота и внимание родителя. Удовлетворение потребностей ребенка 154

§ 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства и власти 156

§ 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и наказания); родительский мониторинг 169

§ 10. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания 189

§ 11. Родительская позиция. 190

§ 12. Типы семейного воспитания 194

§ 13. Типы дисгармоничного воспитания 197

§ 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка 204

§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций. Поддержка автономии ребенка 207

§16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 2t4

§ 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности ребенка. 237

Вопросы и задания

ГЛАВА 4. Ненормативные кризисы семьи 246

§ 1. Развод. 246

§ 2. Повторный брак 268

§ 3. Психологические проблемы усыновления приемных детей 273

Вопросы и задания 279

ГЛАВА 5. Основы семейного консультирования 280

§ 1. Развитие практики семейного консультирования. Семейная психотерапия и семейное консультирование 280

§ 2. Теоретические основы семейного консультирования. 285

§ 4. Основные этапы психологического консультирования семьи 296