Психология – наука о человеке

Полной и достоверной картины мира не может быть без знаний о человеке. Природа человека познается комплексно: философией, социологией, физиологией, медициной, педагогикой. Наука, философия, литература. искусство, техника объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны психики, духовной жизни человека. Постепенно разрозненные представления о сущности и характере психических явлений сложились в отдельную область научного психологического знания. По словам одного из основоположников современной психологии Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.

Она стала самостоятельной наукой лишь в XIX в. когда были усовершенствованы ее методы исследования, введен эксперимент, сформировались собственный понятийный аппарат и предмет исследования.

Предметом психологии является психика. Психика - одно из фундаментальных понятий психологической науки. Психика - это свойство головного мозга, обеспечивающее животным и человеку способность отражать воздействия внешнего мира. Несмотря на то что психика неразрывно связана с мозгом, она относительно автономна от мира и тела и как таковая представляет собой способ функционирования целостного организма, животного или человека. Мы будем рассматривать психологию человека. Человеческая психика многообразна в своих формах: это чувства, мысли, переживания, намерения - все то, что составляет внутренний мир личности, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

Все многообразное содержание психики предстает как совокупность таких компонентов, как психические процессы, психические состояния, психические свойства и психические образования.

Психические процессы обеспечивают первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающего мира. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение, ярко выраженный конец и длятся от доли секунды до десятков минут. К психическим процессам обычно относят познавательные процессы. При непосредственном участии таких психических явлений, как ощущения и восприятия, внимание и воображение, память и мышление, человек познает себя и окружающую его действительность. Выделяют также эмоциональные (возникновение чувств, их динамика в зависимости от удовлетворения потребности и т. д.) и волевые процессы.

Психические состояния - это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К психическим состояниям относятся проявления чувств, внимания, воли, мышления и т. д. например, состояния сосредоточенности или рассеянности, уверенности или неуверенности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости. Психические состояния являются более продолжительными по сравнению с психическими процессами и могут длиться в течение нескольких часов, дней, недель.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, которые обеспечивают определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. Психические свойства определяют возможность самореализации человека и специфику его отношения к людям, мобилизуют его на целенаправленные действия. Они присущи человеку на протяжении достаточно длительного периода его жизни. К психическим свойствам личности относят качества ума; устойчивые особенности ее волевой сферы, закрепляющиеся в характере, темпераменте, способностях; свойства чувств; потребности и мотивы и др.

Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, это то, что становится результатом работы психики человека: приобретенные знания, умения, навыки, привычки и т. п.

Интеллектуальное и нравственное развитие человека, его профессиональная деятельность невозможны без повседневного общения людей. Взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга обусловлены социально-психологические явления и процессы.

Учитывая все вышесказанное, можно дать определение психологии. Психология - это наука о психике. Она изучает участие психики в познании человеком окружающего мира, в его деятельности и общении, индивидуальные особенности психики человека и свойства его личности. К психологии как одной из важнейших наук о человеке обращаются педагоги, врачи, юристы, менеджеры, политики, инженеры, бизнесмены. Психология помогает людям понять свое внутреннее состояние, ориентироваться в сложных процессах межличностного взаимодействия и общения.

Задачи психологии как науки - раскрытие объективных закономерностей функционирования психических явлений, анализ их становления и развития, изучение структурных особенностей и физиологических механизмов психических явлений. Отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей, психология в последнее десятилетие начинает занимать ведущие позиции среди других отраслей научного знания.

1) Психология отношений

1.1 Основоположником этой теории в России был А. Ф. Лазурский.

По его мнению, отношение является системообразующим фактором структуры личности. Характеризуя личность как сложное целое, он разделил ее проявления на два рода:

- эндопсихические проявления (внутренний механизм человеческой личности)- совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций.

- экзопсихические проявления (отношение личности к внешним объектам, к среде) т. е. это - природа, материальные вещи, другие люди, социальные группы, наука, искусство, религия, душевная жизнь самого человека.

Фундаментом личности, по мнению Лазурского, выступают два вида отношений:

Отношения между личностью и окружающей средой и

Отношения между эндо - и экзопсихическими ее проявлениями.

Эти отношения проходят разные уровни развития, причем на разных уровнях разными являются и их соотношения. Главное направление развития - повышение значения экзопсихических особенностей.

По Лазурскому классификация личностей должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова, т. е. отражать не только субъективные особенности данного человека, но и его мировоззрение, и его социальную "физиономию".

1.2 В разработку концепции психологии отношений большой вклад внес В. Н. Мясищев.

Исходным для психологии личности, по Мясищеву, является характеристика сущности человека как ансамбля общественных отношений, т. е. общественные отношения в данном случае выступают как система связей личности с действительностью.

Общественные отношения существуют в двух формах

- объективные общественные отношения

- субъективные общественные отношения (отношения личности, психологические, внутренние, жизненные отношения) - составляют ядро личности.

Психологические отношения составляют системообразующее качество личности. В развитом виде они представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей с различными сторонами объективной действительности. Отношения человека определяют движущие силы личности, выражающиеся в целях и задачах, которые она сама себе ставит.

В системе отношений центральное место занимают отношения человека к обществу, общности, коллективу, группе, к самому себе. Самые важные и содержательные отношения складываются в межличностном взаимодействии. Для понимания личности важен характер преобладающих отношений, меняющихся по степени или уровню развития.

Уровни развития системы отношений определяются:

Уровнем отношений личности: идейный, конкретно-личный и витальный;

Сравнительной ролью общественно-коллективистических и индивидуально-эгоистических тенденций во взаимоотношениях с людьми;

Избирательно положительным или отрицательным характером отношений к тем или иным объектам в той или иной форме деятельности.

По этим основаниям выделяется три уровня в развитии системы отношений:

1) нижнему уровню соответствует примитивный, витальный, ситуативно-обусловленный характер отношений (влечений),

2) среднему уровню соответствует преобладание отношений конкретно-личного характера, личной симпатии, антипатии, непосредственного утилитарного интереса или расчета,

3) высшему уровню соответствует преобладание идейных отношений, убеждений, сознания долга, общественно-коллективистических мотивов.

По мере повышения уровня отношений возрастает их социальность. В структуре личности повышается значение ее социально-психологических качеств.

В. П. Мясищев предложил оригинальную концепцию измерения отношений. В качестве параметров этого измерения им были выделены степень устойчивости; базовый характер; эмоциональность; принципиальность; степень активности; уровень сознательности и др.