Психология рыночных отношений и управление

1. Рыночные отношения как формы социально-экономической жизни общества

2. Личность в бизнесе. Психологические качества успевающего предпринимателя

3. Организация и типы организационных структур

4. Понятие о рекламе и рекламной деятельности

1. Рыночные отношения как формы социально-экономической жизни общества

Перемены в общественно-политической жизни в Украине привели к коренной перестройке экономических отношений. Однако переход от командно-административной экономики к рыночной, т.е. принципиально новой системе хозяйствования не мог оказаться безболезненным. Этот переходной период в нашей стране охарактеризовался глубоким социально-экономическим кризисом, который выразился в спаде производства, развале финансовой системы, снижении жизненного уровня народа, инфляционных процессах, безработице и прочих негативных явлениях.

Единственно возможным средством выхода из такого кризиса является дальнейшее преобразование экономики, создания условий для всестороннего развития предпринимательства и дальнейшего развития рыночных отношений.

Определяющая особенность современности состоит в том, что мир перешагнул в ХХI век, в котором должны произойти новые трансформации в социально-экономическом развитии общества, дальнейшая поступь в отрасли науки, техники, технологии, информации. Эти процессы органически объединяются с экономикой, которая приобретает новые качественные основы – инновационно-информационные.

Современный этап развития Украины характеризуется формированием стабильного эффективного рыночного хозяйствования. Рынок в корне меняет требования к содержанию и характеру работы специалистов. Их работа может быть успешной при условии, что они способны на основе экономических знаний самостоятельно анализировать ситуацию, принимать взвешенные решения. Нести за них ответственность и проявлять творческую инициативу. Чтобы этого достичь, необходимая основательная экономическая подготовка, прежде всего с экономической теории, которая является теоретической и методологической основой всех конкретных экономических дисциплин. Именно на этой основе видится возможность раскрытия закономерностей и механизма развития рыночной экономики и предпринимательства.

2. Личность в бизнесе. Психологические качества преуспевающего предпринимателя

Предпринимательская деятельность доступна не каждому. И дело не только в том, имеются ли для этого объективные возможности. Многие знают, как осуществляется предпринимательская деятельность, но не обладают для этого необходимыми личностными качествами и способностями.

Что же необходимо иметь для занятия предпринимательством, помимо необходимых знаний о бизнесе?

Прежде всего нужна целеустремленность, которая предполагает не только постановку целей и задач, но и упорство и волю в их реализации.

Предпринимателю необходимы такие личностные качества, как чувство нового, умение увидеть в новой идее и проекте перспективу и способы их реализации, наличие интуиции. Последняя обычно приобретается с опытом. Предпринимательство всегда связано с риском. Бояться рисковать – значит не заниматься этой деятельностью. Однако риск должен быть просчитан с учетом различных факторов, которые могут повлиять на реализацию замыслов, соотнесен с имеющимися финансовыми и трудовыми ресурсами. Если же риск не оправдался и предприниматель потерпел неудачу, он должен найти в себе силы, чтобы начать новое дело и быть готовым идти на риск вновь, использовав опыт неудач.

Успех бизнеса в значительной степени зависит от правильно подобранной команды. Для этого предпринимателю необходимо уметь распознавать в людях профессиональные и личностные качества. Практика показывает, что эффективность деятельности фирм в первую очередь обеспечивают специалисты по финансам, организации производства и маркетинга. Подобную команду необходимо заинтересовать, воодушевить, сделать свои идеи и цели общими, суметь реализовать творческие потенции служащих. Это не исключает требовательности, которая предъявляется к работникам в процессе работы.

В условиях развитой рыночной экономики процветание фирмы – как производственной, так и работающей в сфере услуг - достигается ориентацией на максимальное удовлетворение разнообразных запросов клиентов. Потребителей, покупателей. Именно они являются главными персонажами бизнеса. Нет клиентов – нет бизнеса.

Для того чтобы быть руководителем, необходимо владеть такими способностями: пробивной силой, умение убеждать и распределять обязанности людей, давать им указание, разбираться как стимулировать и мотивировать работу отдельных людей и коллектива, желание быть в «команде» и кооперироваться.

Основные черты личности руководителя, которые обуславливают эффективность руководства, таковы.

Умение влиять на подчиненных. Если подчиненные руководствуются только правилами и нуждами, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65 процентов своих возможностей. Выполняя свои обязанности достаточно удовлетворительно, лишь бы удержаться на работе. Чтобы достичь полного использования способностей подчиненных. руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик.

Уверенность в себе. Подчиненный должен быть уверенным в том, что в трудную минуту руководитель поддержит и защитит его. Руководитель хотя бы внешне, должен вести себя спокойно и уверенно.

Эмоциональная уравновешенность. Необходимый контроль руководителя за своими эмоциональными проявлениями, он должен искать средства эмоциональной разрядки. Чтобы обеспечить устойчивость к стрессу.

Способность к творческому решению задач. Речь идет о практическом интеллекте, о способности к решению практических заданий, наиболее типичных в деятельности руководителя. Проблема состоит также и в способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности других людей, поддерживать их начинания.

Предприимчивость – самый важный аспект поведения руководителя в условиях рынка. У руководителей, которые отличаются проявленной потребностью в достижении цели, предприимчивостью, деньги сами по себе не всегда означают большую ценность, чаще они важны как показатель успеха.

Надежность и ответственность при выполнении задания. Эти черты личности руководителя имеют прямое отношение к показателям эффективности его деятельности.

Независимость. Эта черта обеспечивает успех действий в разных сферах общественной жизни, в том числе при принятии

ответственных решений. Чем самостоятельнее ведет себя руководитель в руководимом процессе, тем больше проявляется его независимость.

Общительность. Руководитель должен не только уметь сам общаться с подчиненными, а и побуждать их к установлению дружеских отношений, к сотрудничеству, обмену информацией и идеями, к взаимопомощи.

Эти важные черты личности руководителя, которые способствуют эффективности ее руководства, содержат в себе совокупность, как природных особенностей человека, так и социально-психологических условий его жизни, включая социально-психологический климат в коллективе, которым руководит этот человек.

3. Организация и типы организационных структур

Любую конкретную группу людей, объединившихся для реализации конкретных целей, моно рассматривать как организацию и исследовать в ней проходящие организационные процессы. Организация может быть плохо или хорошо организована, по мнению руководителей, однако конкретных критериев для оценки организации управления намного больше.

Можно рассматривать способы организации подразделений с целью выявления соответствия их будущим задачам. реализация целей или задач может тормозиться деятельностью отдельных групп фирмы, цели которых не совпадают с целями фирмы.

Можно рассматривать также логику взаимосвязи сотрудников при решении управленческих задач и судить о степени организованности работы.

И, наконец, можно рассматривать регламентирующие документы, заставляющие сотрудников выполнять свои функции. В этом случае особое внимание должно быть уделено полноте регламентирующих документов.

Можно рассматривать форму организации управленческой деятельности и приспособляемость ее к меняющимся целям организации.

Из всего сказанного следует, что работа в фирме должна быть организована таким образом, чтобы работники выполняли свою работу в соответствии с планом действий эффективно, знали свое место и цели в организации. Причем эти цели должны совпадать с целями организации в целом.

Указанные факторы следует учитывать при построении любой структуры управления в организации.

Для четкой работы организации необходимо следующее:

цели должны быть понятны всем работникам фирмы;

система целей должна реализовать глобальную цель;

информационные каналы связи должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;

работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность; удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации.

Можно сделать вывод, что управление фирмами реализуется в рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статику (его организационную структуру) и динамику (протекающие процессы принятия решений).

Сформулируем правила создания организационной структуры управления.

А). Для вертикальной иерархии:

организационная структура должна быть предельно проста (чем она проще, тем легче персоналу ее понять);

схема организационной структуры должна быть обозрима;

каждый работник иерархии должен иметь должностную инструкцию;

информационные каналы должны обеспечить передачу информации как в прямом направлении (передача управленческих решений), так и в обратном (контроль исполнения);

линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения;

глобальные решения принимаются на уровне руководителей фирмы с учетом возможностей и перспектив ее развития;

функции линейного руководства и функциональных подразделений должны быть разграничены.

основным критерием является «временная взаимозависимость»

решения принимаются функциональными собраниями типа «круглый стол»;

формирование и координация сети обеспечиваются менеджментом.

Реализация указанных правил позволит проектировать наиболее эффективную структуру управления фирмой.