ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ОТНОШЕНИЙ

Как известно, основными проблемами педагогики являются проблема образования (обучения) и проблема воспитания. Дав­но известно, что предпосылками успешности обучения являются подготовка ученика, его способности и усилия. Но подготовлен­ность сама обусловлена способностями и учебными усилиями уче­ника. Не касаясь сложного вопроса о способностях, нужно толь­ко сказать, что в условиях нормального развития они находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые высту­пают как движущая сила развития способностей. Вместе с тем склонность представляет собой не что иное, как избирательно-положительное отношение, как более или менее стойкую потреб­ность в определенном виде деятельности. Способности развива­ются в связи с напряжением и усилиями, которые мобилизуются склонностью. Таким образом, мы подходим к усилиям в учебной или профессиональной деятельности, которые в свою очередь

определяются интересом, умственной активностью, сознанием не­обходимости и ответственным отношением к обязанностям. Ин­терес как выражение непосредственной потребности познаватель­ного овладения находится в известном соотношении с сознанием общей обязательности учения, с формированием ответственного отношения к учебной работе. Но если он имеет тенденцию к кон­центрации на некоторых определенных областях, то сознание не­обходимости и ответственности, наоборот, распространяется на все учебные предметы. В этом пункте неразрывно связываются воспитательные и образовательные моменты. Заслуживает вни­мание и то, что умственная активность и учебная активность хотя и тесно связаны друг с другом, но могут не совпадать. <. >

Дисциплина учащихся является выражением их сознательно­го отношения к школе и ее требованиям. В основе формирования этого отношения лежит отношение к руководству в школе, исход­ной фигурой которого, естественно, является педагог. Но, как показал А. С. Макаренко, на разных ступенях формирования школьного коллектива все большее значение в формировании поведения и личности отдельных учащихся приобретает коллек­тив. В своей педагогике А. С. Макаренко более всего опирался на психологию отношений. <. >

Нельзя. не сказать, что успехи производственной работы и дисциплины производства с психологической стороны опираются также на отношение к производству. Наиболее характерно, что передовики производства, рационализаторы, изобретатели пока­зывают образцы самоотверженно преданного отношения к произ­водству, определяющего мобилизацию их творческих возможно­стей и их непрерывное развитие. Если И. П. Павлов называл свои замечательные труды плодом «неустанного думанья», то и здесь мы имеем дело с плодом неустанного думанья и деланья, с творческим трудом, который реорганизует все отношения чело-века, мотивы его поведения и деятельности. В формировании та­кого отношения важнейшую роль играет подлинно трудовое вос­питание, в котором основное значение имеет производственный коллектив. <. >

Научно обоснованная разработка психологии отношений ста­ла возможной лишь на основе овладения методологией марк­сизма-ленинизма, развития учения о высшей нервной деятель­ности и марксистской педагогики. Она осуществляется в борьбе со взглядами тех зарубежных ученых, которые стоят на чуждых нам идеологических позициях (Адлер, Штрассер, Дессуар, Са-ливен и др.)- Отнюдь не претендуя на освещение всех сторон психической деятельности и поведения человека, психология от­ношений изучает его как личность, развивающуюся в связи с мно­гообразием условий действительности. Развитие человека, обус­ловленное его объективным положением, в наибольшей степени Определяется характером его взаимодействия с окружающими его людьми.

Его отношения к действительности, так же как и его деятель-

ность, представляя сложнейшее синтетическое образование, обу. словлены всей историей его индивидуального развития и общест­венно-историческими условиями его жизни и деятельности. В ди­намичности отношений человека адекватно отражается сама жизнь, а перспективность отношений в наибольшей степени ха­рактеризует ие только отражающую, но и преобразующую приро­ду сознания человека. Разработка психологии отношений тесно связана с психологическими понятиями, которые долго не под­давались психологическому пониманию, — с такими, как интере­сы, убеждение, оценка, долг, привязанность, склонность и др. Психология отношения вырастает из практики взаимодействия людей, из педагогической, медицинской и производственной прак­тики.

Вопросы психологии, 1957, № 5, с. 142—154,