Как наладить отношения в коллективе: советы психолога

- Эльвира, от чего зависит атмосфера в коллективе?

- Нет одного фактора, который определял бы атмосферу в рабочем коллективе. Но главное, чтобы коллектив имел одну общую ГУМАННО-СОЗИДАЮЩУЮ цель, которая бы объединяла индивидуальные цели каждой личности. Если же они кардинально отличаются, начинаются конфликты. Допустим, один сотрудник заинтересован в зарабатывании денег, другой — в карьерном росте, третий просто хочет набраться опыта — у каждого своя мотивация. Такие люди друг для друга «чужие». И они не могут работать слаженно.

Поэтому у компании должна быть четко прописаны миссия и задачи. И важно подобрать людей, которые лояльны к компании, потому что она помогает достичь личных целей каждого сотрудника.

Нет плохих или хороших работников. Есть люди, которые подходят или не подходят компании. Только правильно подобрав персонал, можно добиться, чтобы все шли в одну ногу. Для этого существуют профессиональные коучеры и консультанты.

- Как быть, если человек вынужден держаться за определенное место работы, с целью набраться опыта, например, но коллектив его не устраивает?

- Если не получается наладить контакт с коллегами, нужно сосредоточится исключительно на служебных обязанностях. Все таки на работе нужно заниматься делом. Четко выполнять все поручения, но брать задание необходимо непосредственно у руководителя, которому подчиняетесь. Общение с неприятными людьми лучше сведите на минимум. Ну, конечно, должна быть и «отдушина». Поэтому постарайтесь найти одного приятеля, с кем можно было бы вместе пообедать.

Отдельно можно сказать о корпоративах. Как показывает практика, в них есть минусы и плюсы. В неформальной обстановке люди сближаются, получают возможность найти общий язык с коллегами. Однако есть и обратная сторона медали: корпоративные мероприятия зачастую превращаются в пьяное застолье и вредят личной и семейной жизни. Другое дело — корпоративный тренинг, который поможет понять коллегу и себя, сплотить команду, поднять боевой дух, создать атмосферу доверия и поднять уверенность и самооценку. Такие мероприятия не будут восприняты супругом или супругой как что-то, отрывающее от семьи.

- Насколько атмосфера в коллективе зависит от руководителя?

- Зависит напрямую. Руководитель должен быть примером и авторитетом для своих подчиненных. Ему необходимо понимать, что требовать от каждого сотрудника и грамотно распределять обязанности. Но знайте, что такой руководитель не станет сентиментальничать, не будет любить жалобы и отговорки. Он требователен не только к сотрудникам, но и к себе. Поэтому порой бывает строгим и жестким. А в нужный момент умеет вдохновлять коллектив, подбадривать, поощрять, мотивировать на достижение результата. Тогда атмосфера на работе будет благоприятной.

Могу даже привести пример. В организации, где я работала много лет назад, руководитель был очень интересным и неординарным человеком. Он вставал в 5 утра, чтобы совершить пробежку. В 6 писал свой план работы, включая задачи на день каждого сотрудника. В начале дня проводил планерку и раздавал четкие задания. Был очень требовательным и проверял все до мелочей. В неформальной обстановке был душой компании, шутил, рассказывал анекдоты, не забывал похвалить, отметить каждого работника добрым словом. Все его уважали, поэтому никто не позволял себе лениться. Рабочий день заканчивался в пять, но уже к двум-трем часам все справлялись со всеми заданиями. Оставалось время и на отдых и на общение.

Конечно, такие люди встречаются не часто. Бывают и руководители, которые постоянно раздражаются, угрожают подчиненным, унижают их достоинство. Но на самом деле за агрессией скрывается беспомощность и неумение повлиять конструктивно. Хорошо, если сам человек сможет понять это и постарается измениться — никому другому не под силу повлиять на его личность. Лидерами не рождаются, лидерами становятся. Поэтому, если вы столкнулись с деспотичным руководителем у вас только два выхода: смириться или уйти.

- Можно ли повлиять на рабочий настрой с помощью интерьера?

- Да, конечно. Для покраски стен офиса лучше не использовать белый, черный, коричневый цвета, как основные. Они понижают работоспособность человека. Красный цвет тоже должен присутствовать в интерьере в ограниченном количестве, он быстро утомляет.

Самый лучший выбор для стен — это светлые пастельные тона: от светло–желтого до нежно голубого. Но чтобы интерьер не получился скучным, нужно добавить яркие пятна. Это может быть и красивая удобная мебель, например, диван, кресла. А отдельные элементы декора – картины, сувениры, доска почета с грамотами и наградами, повысят эмоциональный фон. Тогда в офисе станет уютно и появится вдохновение работать.

- Есть ли маленькие «секретики» для сплочения коллектива?

- Не обязательно смотреть на этот вопрос через призму традиционности. Можно просто завести коллективную привычку раз в день делать музыкальную паузу. Пусть руководитель объявит: «Танцуют все!». Это не только сплачивает сотрудников, но и помогает зарядиться энергией. Двух-трех танцев достаточно, чтобы поднять настроение и снова с удовольствием работать.

Вообще, ничто так не утомляет, как скука. Поэтому по возможности предлагаю менять характер деятельности в течение дня. Например, до обеда — обзвон, после — встречи. Ведь если работа радует, найти общий язык с коллегами гораздо проще.

Мой город Чебоксары©