Поиск

ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВАЯ СТРУКТУРА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1. Понятие семьи. Семья как малая социальная группа.

2. Направления в изучении психологии семейных отношений.

3. Основные функции семьи и их характеристика.

4. Различия традиционной и эгалитарной семьи.

5. Ролевая структура семьи.

6. Периодизация семейной жизни.

Литература :

Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М.,2000.

Голод С.И. Молодая семья: молодежь и современность. Л. 1975.

Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни. Мн. 1989.

Гребенников И.В. Основы семейной жизни. М. 1991.

Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М. 1987.

Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. М. 1992.

Мацковский М.С. Тенденции развития брачно-семейных отношений в СССР // Молодожены. М. 1981.

Харчев А.Г. Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. Социально-демографическое исследование. М. 1978.

Семья – важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество

различных подходов к изучению семьи и определений, встречающихся в научной литературе.

Людвиг ван Берталанфи (австрийский биолог-теоретик) писал: "Семья не есть простая сумма членов этой семьи, это предже всего определенная сеть взаимоотношений между всеми членами семьи. Для того, чтобы понять состояние семьи, необходимо нечто большее, чем простой анализ состояния каждого отдельного члена семьи. Для этого необходимо проанализировать всю семейную систему как целое".

Захаров А.И. "В социальной психологии существует понятие "первичная группа". Связи в этой группе строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении ее членов в дела группы, обеспечивающем высокую степень отождествления и слияния ее участников. Такой первичной группой является семья – единственная группа, которая увеличивается и разрастается не благодаря "приему" новых членов извне, а благодаря рождению детей".

Традиционно "ядром" семьи считают супружескую пару с добавлением к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное Харчевым А.Г. семья – это "исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения".

Семья становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

Между понятиями "брак" и "семья" существует тесная взаимосвязь. Однако в сути этих понятий есть и немало особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Харчев А.Г. определяет брак "как исторически меняющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности".

В этом определении ключевыми моментами для понятия сущности брака являются представления об изменчивости форм брака, его социальной репрезентации и роли общества в его упорядочивании и санкционировании, правовом регулировании, обеспечивающимся как прямыми методами, так и косвенными (опосредованными).

Так, в разных обществах устанавливается разный возраст вступления в брак, регулируются процедуры оформления брака и его расторжения. Половое санкционирование также хорошо известно ( ограничение возможностей репродуктивного поведения в Китае или стимулирование деторождения в других странах).

По мнению Харчева А.Г. семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Семья связывает биологическую и социальную жизнь человека, или личную и общественную. Она выполняет роль посредника между индивидом и обществом. И хотя потребности человека и общества не совпадают целиком, многие из них удовлетворяются именно в семье.

Специфика семьи в том, что в ней отражаются все структурные особенности общества. В семье представлено взаимодействие между представителями разных групп: половых (мужчины и женщины), возрастных (представители разных поколений), профессиональных (люди разных специальностей), религиозных и др.

В семье отражаются социальные ценности и нормы общества. В семье существуют следующие системы отношений:

супружеские персональные (мать-сын)

родительские групповые (родители-дети)

сиблинговые

К настоящему времени выделяются следующие направления в изучении психологии семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, эмпиризм и сциентизм (Антонов А.И. Медиков В.М. Социология семьи. М. 1996).

Эволюционный подход. Баховен И.Я. швейцарский историк и Мак-Леннан Дж.Ф. шотландский юрист внесли наибольший вклад в историческую реконструкцию семейных отношений. Они подчеркивают идею изменчивости форм брака.

Уже в античные времена имелись представления как о "патриархальности" семейного уклада (Платон – отец "патриархальной теории"), так и о наличии беспорядочной половой связи – "промискуитета" (Геродот). Эволюционистский подход исходит из теории изначального промискуитета, сменяющегося экзогамным материнским родом. Позднее теория экзогамного рода дополняется идеей о дуально-родовой организации.

Сорокин П.А. указывает главные положения эволюционистского подхода:

    почти у всех исследованных народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;

    на первичной ступени половых отношений, наряду с временными моногамическими сношениями, господствует широкая свобода брачных сношений;

    эволюция брака состояла в постепенном ограничении этой свободы половой жизни;

    эволюция брака заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

Функциональный подход. Семейные отношения являются производными от образа жизни семьи и семейного уклада, обусловлены социокультурными функциями семьи и строятся на системе социокультурных ролей, связанных с браком, родством и родительством. Родоначальник Дюркгейм Э. французский социолог, обратил внимание на то, что ряд семейных функций изменяется и даже утрачивается под влиянием урбанизации. Функционализм признает брачные отношения лишь при появлении беременности и рождении ребенка. Ключевой момент функционализма – проблема ответственности. Мера ответственности способна задавать динамику семейных отношений.

Эмпирический подход. Семья – малая социальная группа, имеющая свою историю возникновения, функционирования и распада. Семейные отношения строятся на эмоциональной близости членов семьи, на их потребностях и влечениях. Родоначальник Ф. Ле Пле полагал спонтанную устойчивость семьи при смене поколений благодаря склонности к солидарности и сплоченности. Он подчеркивал нестабильный характер семейных отношений, разрозненное существование родителей и детей, ослабление отцовского авторитета.

Сциентистский подход. Семейные отношения рассматриваются в нем во взаимосвязи личности и общества (У.Джемс, Ч.Кули, У.Томас, Ж.Пиаже, З.Фрейд). Ключевые моменты: межличностные отношения, Я и Другой, значимый характер близких отношений, семья как "единство взаимодействующих личностей". У.Джемс, классик психологии личности: человек имеет столько же социальных Я, сколько имеется индивидов, которые признают его и имеют представление о нем. Социолог Ч.Кули: идея "зеркального Я", как в зеркале в воображении человек пытается представить, как в мыслях других людей отражается он (его внешность, цели, поступки, характер, друзья). Г.Салливан, американский психолог и психотерапевт описал влияние значимых других на онтогенез личности. Далее эти идеи развивали Мясищев В.Н. Ананьев Б.Г. Кроник А.А. и другие.

Биологический подход (этологический). Ч.Дарвин и другие представители оперируют методами сравнительной этологии, разбираясь в скрытых, инстинктивных основах поведения человека. В разгар биологической эволюции человек вышел из-под действия естественного отбора, т.к. главным условием успеха стала не генетически передаваемая информация, а внегенетически передаваемые знания, необходимость в социализации.

Сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется

функцией. Соловьев Н.Я. считает, что "функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет". Навайтис Г. выделяет основные группы семейных потребностей:

-создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи

-потребности в любви и опеке, связанные с материнством

-потребность в психологической и физической близости

-потребность в семейном общении.

Исходя из такого деления, четко обозначаются основные сферы семейного влияния: быт, дети, интимность и семейное общение.

Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, но совокупность функций довольно схожа. Гребенников И.В. выделяет репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функции. Эйдмиллер Э.Г. Юстицкис В.В. называют воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, духовного общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическую функции.

Назовем традиционные функции, т.е. устойчивые к изменениям:

1) хозяйственно-экономическая. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета. В сфере "домашних дел" формируются внутрисемейные отношения, лучше познаются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, создаются предпосылки формирования сплоченности семьи, а также определяются возможные конфликтогенные области взаимоотношений. Проблемы, возникающие в этой сфере жизнедеятельности, касаются распределения домашних обязанностей, управления и лидерства в семье.

2) репродуктивная. Характеризуется целостностью сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства. Супружеская любовь зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям. Семья должна воспроизвести на свет психологически и физически здорового человека.

3) регенеративная (лат. regeneratio – возрождение, возобновление). Связана с наследованием статуса, фамилии, имущества, социального положения, с передачей фамильных драгоценностей (фотографий).

4) образовательно-воспитательная (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

5) рекреативная (лат. recreatio – восстановление). Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи. Досуг – 1) нерабочее время, затрачиваемое на домашний труд и

самообслуживание; 2) время, затрачиваемое на сон и еду; 3) время, которое связано с работой и учебой, но не входящее в рабочее время; 4) свободное время, которое затрачивается на учебу, воспитание детей, отдых. Опасности: 1) превращение досуга в развлечение; 2) превращение досуга во вторую работу.

  • психотерапевтическая. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т.е. семейное существование зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Различия традиционной и эгалитарной семьи. Традиционная – семья, где за супругами в соответствии с их полом закреплены определенные роли (жена – хозяйка, мать, муж – ответственен за материальное обеспечение и сексуальные отношения). Эгалитарная семья – та, в которой все роли распределяются преимущественно поровну.