психология семейных отношений

Содержание Введение… ………… 1. История брака… …… 2. Формы брака… … 3. Психологическая совместимость и семейные конфликты …4. Этапы семейной психотерапии.… …… 5. Основные направления и методы семейной психотерапии ……… … 14 Список использованных источников… ………22 Введение Брак – общественное установление, учреждение/общественный институт. Форма общественного устройства, наряду с институтом собственности и институтом регулирования

отношений между гражданами. Брак – исторически обусловленное санкционированное и регулируемое общество, форма отношений между гражданами, регулирующая обязанности и права между супругами и по отношению к детям, т.е. брак – традиционное средство формирования семьи и способ контроля за ней. Брак – общественный институт, регулирующий отношения между мужчиной и женщиной как гражданами государства. Брак – исторически меняющаяся форма соц. отношений между мужчиной и женщиной, которые упорядочивает

и регулирует общество, которое санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские, родительские права и обязанности. Брак – исторически различные механизмы социального регулирования сексуальных отношений, направленные на поддержание непрерывности жизни. 1. История брака Семье и браку посвящено множество исследований с древности до наших дней. Еще античные мыслители Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали

тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования. Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере семейных отношений и истории развития брака. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью. Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» — каждый мужчина считал себя мужем

всех женщин. Постепенно сформировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию) — отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, — прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия — свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения

социальных «табу», экзогамия - запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью.

Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена. Позднее сложилась пуналуальная семья — групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно.

Такие семьи наблюдал Л.Морган в индейских племенах Северной Америки. Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен. Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство

— нет. В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось.

Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах. Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество.

Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король. В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право

на ту или иную женщину (или мужчину). Динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному. Согласно своему историческому развитию брак имеет 5 форм: 2. Формы брака Как правило, в современной литературе, выделяют 4 формы брака Законный брак отличается: юридической обоснованностью отношений (регистрация); официальностью; закрепленной ответственностью мужа жены перед законом за качество семейной жизни, исполнение семейных обязанностей,

осуществление прав всех членов семьи; возможностью применения санкций, изменения социального статуса; защищенностью семьи, материнства, отцовства; перераспределением средств; социальной защищенностью; определенностью, серьезностью; стабильностью любовной связи; уверенностью в будущем семьи. Вынужденный (поспешный) брак отличается: появлением прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины: вынужденное или спровоцированное (беременность); большой вероятностью распада; сложностью

процедуры развода; сдержанной дезинтеграцией; обостренными экономическими проблемами. Гражданский брак отличается: юридической необоснованностью отношений (отсутствие регистрации); незащищенностью прав мужа и жены; юридическим риском; возможностью выяснения степени совместимости партнеров; избеганием зачатий; разрывом в более легкой форме; неодобрением со стороны общественности. Повторный брак отличается: более зрелым отношением партнеров к браку опытностью одного или обоих супругов.

3. Психологическая совместимость и семейные конфликты Психологическая совместимость представляет собой достаточно эффективное сотрудничество брачных партнеров во многообразных видах семейной деятельности, согласованное разделение труда, прав, обязанностей. Психологическая совместимость брачных партнеров основана на взаимном положительном психологическом восприятии качеств характера, темперамента, ума, привычек и потребностей.

Психологическая совместимость также основана на взаимном уважении, симпатии, дружбе, любви, на единстве взглядов и представлений. Это понятие включает в себя взаимное принятие, взаимное согласие относительно вклада каждого из участников семейной кооперации. Психологическая совместимость — совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок брачных партнеров. Психологическая совместимость основана на взаимной комплексной оценке образа мыслей, поведения, намерений

и желаний брачных партнеров. Единство взглядов, эмоционального настроя, достижение взаимопонимания, примерно одинаковая оценка жизненных ситуаций, требования к сотрудничеству - все это в какой-то мере входит в понятие психологической совместимости. Она прежде всего предполагает, что другой человек по крайней мере не вызывает отрицательных эмоций при общении, сотрудничестве, кооперации. Психологическая совместимость—интегральная психологическая категория, потому что она синтезирует целый

ряд качеств, свойств характера, темперамента, ума человека, его взгляды и т. д. и т. п. Понятие психологической совместимости включает в себя и способность к психологической адаптации к другому человеку. Возможно, психологическая совместимость связана с готовностью личности идти на многие уступки в целях достижения определенных целей и результатов совместной деятельности. При анализе супружеских взаимоотношений на первый план выступают те качества и свойства характера супругов,

которые препятствуют установлению нормальных взаимоотношений в семье и являются провоцирующими условиями конфликтов и ссор. Такими чертами характера, как правило, являются сварливость, мелочность, злобность, злопамятство, эгоизм, эгоцентризм, жестокость, подозрительность, зависимость, враждебность к людям, недоверчивость, отсутствие отзывчивости и теплоты, чрезмерная гордость и тщеславие, чрезмерное болезненное самолюбие, мрачность, властность, эмоциональная холодность.

Наличие совокупности перечисленных выше черт и качеств характера, как правило, свидетельствует о том, что в психологической биографии человека (начиная с младенчества) было много случаев нарушения межличностных отношений с близкими людьми (матерью, отцом, братьями, сестрами, другими родственниками), а также конфликтов с товарищами, друзьями, воспитателями в детском саду, учителями в школе. Эти случаи порождали отрицательные эмоции, которые закреплялись в психике личности в период формирования

и становления. Подобное часто случается, в результате отсутствия в семье подлинной любви к ребенку, настоящей заботы о нем, понимания его специфических проблем, жестокость родителей, их холодность, несправедливость, чрезмерные и противоречивые требования. Споры по поводу воспитания детей, секса, отношений с родственниками, бюджета, а также религиозные и политические различая могут послужить другими возможными причинами неудач в супружеской жизни. По мнению Блада и Вольфе, браки оказываются неустойчивыми, если отношения супругов

с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их жизнь. Самые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми конфликтами, но они в меньшей мере способствуют неустойчивости брака, чем другие проблемы. (Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают в то время как мужья упрекают жен за

неумелое ведение домашнего хозяйства). По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров, например пьянство или курение, часто приводит к столкновениям. Они могут стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни. Из-за чего же бывают конфликты в семейных отношениях? А. И. Кочетов называет семь основных причин, перечисляя их в соответствии с частотой встречаемости:

нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность); биологическая несовместимость; неправильные взаимоотношения супругов (одного из них) с окружающими их людьми — родственниками, знакомыми, сослуживцами и т. д.; несовместимость интересов и потребностей; различные педагогические позиции по отношению к ребенку; наличие личностных недостатков или отрицательных качеств у одного, а подчас и у обоих супругов; отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. Стратегии ведения семейного спора (методические рекомендации).

По-видимому, первым условием ведения культурного спора двух любящих друг друга супругов должно быть – не добиваться победы. Необходимо помнить — твоя победа — это поражение второго супруга, поражение любимого тобой человека. А так ли уж сладко добиться победы над любимым? Гораздо ценнее и благоприятнее для семьи будет изменение цели в конфликте, в споре – не доказать свою правоту, а обсудить объективно, из-за чего возникло разногласие.

На второе место поставить такое — уважение супруга, какая бы, по вашему мнению, вина на нем не лежала. Даже в минуты, когда вас душит обида, ревность, злость, надо помнить — ведь это он (или она) еще недавно был самым дорогим для вас человеком. Наконец, третье важнейшее условие мирного завершения семейной ссоры — не помнить о ней. Специалисты, изучающие психологию семейных отношений, утверждают — чем скорее забывается плохое, тем благополучнее, счастливее оказывается семья.

По их мнению, категорически запрещается упоминание о тех причинах, побудивших ссору, которые уже разобраны. Надо взять за правило — какова бы ни была обида, нанесенная одним супругом другому, но если конфликт состоялся, отношения выяснены и наступило примирение, забыть о ней навсегда. Нельзя и затаивать обиду — чем раньше вы прореагировали на нее, тем меньше успело напластоваться на нее всяких привходящих моментов, тем безболезненней окажется операция по ее ликвидации.

Правда, здесь необходимо помнить вот о чем: вам нанесена обида, вы готовы сказать все, что думаете, но у второго супруга именно сегодня — день рождения или радостное событие на работе. Имейте в виду, в такой ситуации конфликт будет воспринят в 2—3 раза острее. А может быть, стоит как исключение эту обиду и простить. Одним из условий благоприятного разрешения ссор и конфликтов специалисты называют и способность человека

честно спросить у самого себя (а главное, честно ответить самому себе), что же на самом деле тебя волнует. И тогда выяснится, что пересоленный суп, плохо выглаженная рубашка или позднее возвращение с рыбалки — только ничтожный повод для раздражения, а настоящая причина ни малейшего отношения к супругу не имеет. 4. Этапы семейной психотерапии Семейной психотерапией называется особый вид психотерапии, направленный на коррекцию межличностных отношений и имеющий целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее

выраженных у больного члена семьи. В ходе семейной терапии, продолжительность которой может колебаться от нескольких недель до даже нескольких лет, выделяют ряд этапов. Её длительность обусловливается тяжестью психических расстройств у “носителя симптома”, выраженностью межличностных конфликтов в семье, мотивацией членов семьи к достижению терапевтических изменений. Вначале семейная терапия проводится с частотой 1-2 сеанса в неделю, а затем встречи происходят 1 раз

в 2 недели, а далее – 1 раз в 3 недели. Часто в семейной терапии выделяют 4 этапа (Эйдемиллер, Юстицкис): семейный диагноз, диагностический этап; ликвидация семейного конфликта; реконструктивный; поддерживающий. Под семейным диагнозом понимается типизация нарушенных семейных отношений с учётом индивидуально-личностных свойств членов семьи. Диагностика семейных отношений осуществляется в процессе присоединения к семейной группе психотерапевта, выдвигающего и проверяющего проблемные диагностические

гипотезы. Особенность процедуры семейной диагностики заключается в том, что она сопровождает семейную терапию на всех этапах и предопределяет выбор психотерапевтических техник. Её другая особенность состоит в необходимости соотнесения полученной от одних членов семьи информации о происходящем с информацией от других членов семьи и собственного впечатления психотерапевта, которое сложилось на основании расспроса и наблюдения за поведением участников процесса психотерапии (“семья

глазами ребёнка”, “семья глазами психотерапевта”, “какие мы на самом деле”). На втором этапе в ходе односторонних встреч психотерапевта с клиентом и членами его семьи происходит выявление и прояснение истоков семейного конфликта и ликвидация его посредством эмоционального отреагирования каждого члена семьи, вовлечённого в конфликт, в результате установления адекватного контакта с психотерапевтом. Психотерапевт помогает участникам конфликта научиться говорить на языке, который понятен всем.

Кроме того, он берёт на себя роль посредника и передаёт в согласованном объёме информацию о конфликте от одного члена семьи к другому. Невербальный компонент этой информации может быть передан психотерапевтом на сеансе семейной психотерапии, для чего используется приём “робот-манипулятор”, когда психотерапевт переводит противоречивое сообщение участника сеанса на язык жеста, сообразуя выразительность жеста с чувствительностью и толерантностью участников. Итак, на этом этапе семейной терапии ведущими психотерапевтическими

методами являются: недирективная психотерапия, нацеленная на вербализацию неосознаваемых отношений личности, а также специально разработанные методы воздействия членов семьи друг на друга. На этапе реконструкции семейных отношений осуществляется групповое обсуждение актуальных семейных проблем либо в отдельно взятой семье, либо в параллельных группах клиентов со сходными проблемами и их родственников. В этих же группах проводится ролевой поведенческий тренинг и обучение правилам конструктивного спора.

Поддерживающий этап семейной терапии состоит в закреплении приобретённых на предыдущих этапах навыков эмпатического общения и расширенного диапазона ролевого поведения в естественных семейных условиях. Также проводятся консультирование и коррекция приобретённых навыков общения применительно к реальной жизни. Выделение этапов позволяет структурировать процесс семейной терапии, обосновывает последовательность применения различных психотерапевтических методов в зависимости от целей и объёма диагностических сведений.

Приёмы, которые наиболее часто применяются в семейной психотерапии: Эффективное использование молчания; Умение слушать; Обучение с помощью вопросов; Повторение; Суммирование, резюмирование; Уточнение (прояснение) и отражение аффекта; Конфронтация, то есть предъявление супружеской паре неосознаваемых или амбивалентных установок, отношений или стереотипов поведения с целью их осознания и проработки;

Проигрывание ролей; Создание “живых скульптур”; Анализ видеозаписи. 6. Основные направления и методы семейной психотерапии Кратко расскажем о направлениях и школах зарубежной семейной психотерапии. 1. Школа Пало Алто Джей Хейли, представитель школы Пало Алто, стал автором метода “проблеморешающей терапии”.

Многие методики им были позаимствованы у Милтона Эриксона. Хейли считал, что отношения в семье определяются исходом борьбы супругов за контроль над другими членами семьи. Симптом – один из способов контролировать поведение окружающих. По мнению Джея Хейли, задача психотерапии состоит в предоставлении людям других способов воздействия. Лечебный эффект семейной терапии значительно возрастает, если на терапевтической сессии собираются

все члены семьи. Вкладом Хейли в семейную психотерапию стали различные директивы (задания) членам семьи. Выполнение заданий обеспечивало равенство, каждый член семьи имел право высказать своё мнение или что-то сделать. Психотерапевт даёт задания, как во время сеанса, так и на дом. Цель этих заданий: изменить поведение членов семьи; найти дополнительный стимул для построения отношений психотерапевта с членами семьи; изучить реакции членов семьи при выполнении ими заданий; осуществить

поддержку членов семьи, т.к. во время выполнения заданий психотерапевт как бы незримо присутствует. Хейли также применял метафорические и парадоксальные задания. Первые строились на поисках аналогий между событиями и поступками, которые на первый взгляд совсем разные; вторые представляют собой такие инструкции, которым члены семьи сопротивляются и тем самым меняют своё поведение в нужном направлении. Другой крупной фигурой в школе

Пало Алто был Мюррей Боуэн, которого считают одним из основоположников семейной терапии в США. К середине 60-ых годов 20-го века им был разработан метод семейной психотерапии, состоящий из 4-х принципов: Определение и прояснение отношений. “Невовлечение в треугольник” (Боуэн рекомендовал психотерапевтам не вовлекаться эмоционально в конфликты, а сосредоточивать своё внимание на процессе отношений); Обучение супругов эффективному эмоциональному общению;

Занятие “Я-позиции”. 2. Семейная психоаналитическая терапия Целью психоаналитической семейной терапии является изменение личности участников психотерапии таким образом, чтобы они были в состоянии взаимодействовать как целостные здоровые личности на базе нынешней реальности, а не на базе неосознаваемых отношений прошлого. Психоаналитически-ориентированные терапевты также менее директивны, чем представители других школ.

Следующие техники используются в этом терапевтическом направлении: конфронтация, кларификация, интерпретация и переработка опыта, техники улучшения коммуникативных способностей, техника “свободных ассоциаций”. Психоаналитики предпочитают наблюдать и слушать, резко останавливая пустое обсуждение вопросами. 3. Семейная системная психотерапия Крупнейшие представители этого направления – Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др.

В настоящее время системное направление считается одним из наиболее широко представленных, перспективных, экономически целесообразных и терапевтически эффективных направлений семейной терапии. Значительное влияние на развитие этого направления оказали положения общей теории систем Ильи Пригожина. В системной семейной психотерапии семья рассматривается как целостная система, которая стремится к сохранению и эволюции сложившихся связей.

На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные

реакции. Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом: Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей. Формулирование психотерапевтического запроса. Реконструкция семейных отношений. Завершение психотерапии и отсоединение. Мара Сельвини-Палаццоли ввела такой принцип работы, когда бригада терапевтов разного пола работают с семьёй, а другие

наблюдают за их работой, находясь за односторонне-прозрачным зеркалом. Единицей психотерапии является участие на всех сессиях всех ленов семьи, живущих под одной крышей. Частота встреч была 1 в месяц, всего до 10 сессий. Её метод был краток и внезапен, она использовала метод парадоксальных предписаний, стремилась вызывать изменения в семье внезапным решающим движением. Парадоксальное задание (иначе “инвариантное предписание”)

разрабатывалось очень тщательно и вовлекало всех членов семьи в серию действий, противоречащих сложившимся в семье ригидным правилам и мифам. 4. Стратегическая семейная психотерапия Этот метод семейной терапии также называется “проблеморешающая”, “короткая”, так как он ориентирован на решение проблем. Наиболее известные фигуры этого направления – Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес. В своей работе психотерапевты этого направления не концентрируются

на особенностях личности членов семьи. Данный подход характеризуется чрезвычайным вниманием к деталям симптома и меньшим интересом к семье. Широкую популярность это направление приобрело к 1970 г. Многие идеи представители этого метода почерпнули из опыта работы Милтона Эриксона. Для его практики характерны два подхода: использование косвенных методов воздействия и принятие всего, что предлагает клиент. Сутью стратегического подхода является разработка стратегии

для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений. Стратегические терапевты исследуют факторы, обеспечивающие устойчивость проблемы, которая поддерживается существующим взаимодействием в семье, и поэтому стремятся выявить то поведение, которое подкрепляет проблему. Многие стратегические психотерапевты полагают, что нормально функционирующая семья – это та, которая избегает симптомов и способна функционировать в соответствии с требованиями меняющихся обстоятельств.

5. Семейная поведенческая психотерапия Семейная поведенческая терапия как свой основной принцип видит подкрепление поведения последствием, из чего следует, что паттерн поведения сопротивляется изменениям во всех случаях, кроме тех, когда возникнут более благоприятные последствия. Представителей этого направления интересует анализ последовательности поступков. За основу берётся положения, что удовлетворённость в браке в значительно большей степени обусловлена

отсутствием взаимных фрустраций, нежели объёмом доставляемых друг другу удовольствий. Одной из наиболее часто применяемых техник является поведенческий тренинг родителей. Процесс психотерапии начинается с того, что терапевт переформулирует представления клиента о сущности проблемы и возможных путях её решения. Поведенческие психотерапевты одними из немногих не приглашают всю семью на лечение, а лишь ребёнка и кого-нибудь из родителей.

Поведенческий тренинг родителей преследует цель повышения их компетентности в вопросах воспитания детей, распознавания и модификации паттернов эмоционально-поведенческого реагирования. Наиболее популярны следующие техники работы: формирование (shaping) – достижение желаемого поведения небольшими порциями через последовательное подкрепление; жетонная система – использует деньги или очки в качестве вознаграждения детей за успешное поведение; контрактная система – включает в себя соглашение

с родителями об изменении их поведения синхронно с изменением поведения ребёнка; обмен изменениями за вознаграждение; прерывание (timeout) – наказание в виде изоляции. Семейная поведенческая психотерапия – это один из самых популярных методов ввиду своей простоты и экономности, хотя часто терапевтические изменения оказываются однобокими или кратковременными. 6. Другие направления Семейная коммуникативная терапия выделилась из направления

Пало Алто. Ведущими представителями её являются П. Вацлавик, Д. Джексон и другие. Целью семейной коммуникативной терапии являются изменение способов коммуникации, или “сознательные действия с целью изменить плохо функционирующие образцы интеракций”. Сначала представители этого направления, например, Вирджиния Сатир, ставили целью просто улучшение коммуникации в семье, затем эта идея сузилась до изменения

именно тех способов коммуникации, которые поддерживают симптом. Основными группами техник семейной коммуникативной терапии являются: обучение членов семьи правилам ясной коммуникации; анализ и интерпретация способов коммуникации в семье; манипуляция коммуникацией в семье с помощью разных приёмов и правил. Этот вид семейной психотерапии не смог утвердиться как высокоэффективной метод. Из представителей направления семейной психотерапии, основанной на опыте, наиболее известны

Карл Уитейкер (Carl Whitaker) и Огаст Напир (August Napier). Этот метод основан “на опыте и здравом смысле” (Эйдемиллер, Юстицкис, “Психология и психотерапия семьи”, 1999). Супружеская психотерапия Супружеской психотерапией называется форма психотерапии, которая ориентирована на семейную пару, помогает ей в преодолении семейных конфликтов и кризисных ситуаций, в достижении гармонии

во взаимоотношениях, обеспечении взаимного удовлетворения потребностей. Она может работать как самостоятельный метод и как этап семейной психотерапии. Работа проводится либо с супружеской парой, либо с одним из партнёров, который пришёл на приём к психотерапевту. При этом варианте супружеской психотерапии с психотерапевтом обсуждаются не проблемы супруга, а лишь те мысли, чувства, переживания, которые есть у заявителя проблемы по поводу его (её) супружества.

В настоящее время в супружеской психотерапии наиболее распространены динамический, поведенческий и гуманистический подходы. При динамическом подходе супружеская дисгармония рассматривается с точки зрения внутренней мотивации поведения обоих партнёров. Прослеживается динамика межличностных отношений и её связь с динамикой психических процессов. Целью поведенческого подхода в супружеской психотерапии является прежде всего изменение поведения партнеров, при этом используются методы обусловливания и обучения,

что обеспечивает: Управление взаимным положительным поведением супругов; Приобретение необходимых социальных знаний и навыков, особенно в области общения и совместного решения возникающих проблем; Выработку и реализацию супружеского соглашения о взаимном изменении своего поведения. Поведенческое направление в супружеской психотерапии в настоящее время является наиболее распространённым. Самые популярные его формы – заключение супружеских контрактов, коммуникативные тренинги, конструктивный

спор, приёмы решения проблем и т.д. В настоящее время многие специалисты используют интегративный подход, сочетая чаще всего методы когнитивно-поведенческой терапии и системной психотерапии. В основе контракта лежит соглашение, в котором супруги чётко определяют свои требования в терминах поведения и взятые на себя обстоятельства. При формулировании требований рекомендуется использовать следующий порядок: общие жалобы, далее их конкретизация, далее положительные предложения, наконец, договор

с перечислением обязанностей каждого из супругов. В гуманистическом подходе к психологической коррекции супружеских отношений ведущими являются представления о том, что в основе гармоничного брака лежат открытость, аутентичность, толерантность, потребность в самовыражении, принадлежности другому и независимое развитие личности каждого. Этот подход развился как противоположность динамическому, который излишне ориентирован на влияние исторического прошлого супруга и его родительской семьи, так и слишком манипулятивному поведенческому

подходу. Здесь психотерапевт создаёт условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Были сформулированы принципы открытого брака, создающего наиболее благоприятные условия для личностного роста партнёров: Принцип реальности, “здесь и сейчас”; Уважение к личной жизни партнёра; Открытое общение – не “читать мысли” другого, а открыто говорить о своих чувствах и желаниях;

Подвижность в исполнении семейных ролей; Равноправие; Доверие; Аутентичность – знать себя и свою цену, ценить право другого жить согласно своим представлениям; Открытое партнёрство – каждый имеет право на собственные интересы и увлечения. Список использованных источников 1.Семья. Под ред. И.С. Андреевой, А.В.Гулыга. – М.:Политиздат, 1990г.

2.Устойчивость брака. В.А Сысенко. – М. Финансы и статистика, 1981г. 3.Психология современной семьи. Ковалев С.В. – М. Просвещение, 1988г. 4.Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. Психология и психотерапия семьи. С-Пб, 1999. 5.Психотерапевтическая энциклопедия (под редакцией Б. Карвасарского). СПб, 1998. 6.К. Маданес. Системная семейная психотерапия.

М, 1999. 7.П. Пэпп. Семейная терапия и её парадоксы. М, 1998. 8.С. Минухин, Ч. Фишман. Техники семейной терапии. М, 1998. 9.Международная компьютерная сеть INTERNET и ее информационные ресурсы