Шпоры по психологии. Часть 3 - Характеристика детско-родительских отношений и воспитания

Страница 19 из 33

Характеристика детско-родительских отношений и воспитания

Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям, определяет стиль воспитания.

Под стилем семейного воспитания понимается совокупность средств, стереотипов, требований, воздействия на ребенка со стороны родителей. Болдуин выделил 2 доминирующих стиля родительского воспитания. - демократический (высокая степень вербального общения между родителями и детьми, возможность обсуждения семейных проблем, стремление к снижению собственной субъективности ребенка, умение прийти на помощь при необходимости); - контролирующий (предполагает существенного ограничение поведения ребенка, при этом достаточную степень понимания ребенком смысла ограничений). Требования родителей могут быть достаточно жесткими, но если они предъявляются ребенку постепенно и последовательно, то они признаются ребенком как справедливые и обоснованные.

Типология Гарбузова. 3 типа неправильного воспитания: 1. Воспитание по типу А, т.е. по типу эмоционального отвержения . неприятия ребенка. Характерно: непринятие индивидуальных особенностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем и навязыванием ему единственно правильного типа поведения, либо этот тип воспитания может проявляться в полном попустительстве и явном недостатке контроля. 2. Воспитание по типу В, т.е. гиперсоциализация: выражается в тревожно-мнительной позиции родителей по поводу состояния здоровья ребенка, его социального статуса среди сверстников, ожидание успехов в обучении и будущей профессиональной деятельности. 3.Воспитание по типу С – эгоцентрическое или воспитание по типу «кумир в семье». Ребенок в центре семейных взаимоотношений, все внимание ему часто в ущерб другим членам семьи.

Классификация Эдеймиллера и Личко выделяют стиль семейного воспитания, точнее аномалий стилей воспитания: 1. Гипопротекция. недостаточно опеки и контроля, ребенок как правило без надзора, к нему проявляется мало внимания, нет интереса к его делам, часто присутствует физическая заброшенность и неухоженность. Может быть скрытая гипопроекция, когда забота и контроль носит формальный характер. 2. Доминирующая гиперпротекция проявляется в повышенном обостренном внимании и заботе в излишней опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретов, ограничений. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. 3. Потворствуящая гиперпротекция, воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами. 4. Эмоциональное отвержение. ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, нередко жестоко обращаются (ребенок - обуза). 5. Жестокие взаимоотношения. может проявляться открыто и к ребенку применяется насилие, срывается зло, либо скрытое, тогда – эмоциональная холодность. 6. Повышенная моральная ответственность. от ребенка требуют честность и порядочность, чувство долга, не соответствующее его возрасту, завышенный уровень притязаний у родителей к ребенку. Типология Варги родительских отношений: Принимается авторитарное отношение, симбиоз, маленький неудачник. Делалась попытка описать стиль воспитания в семье, т.е. роли, которые выполняет ребенок. Захарова : 4 роли: «Козел отпущений»: супружеские отношения проецируются на ребенка. «Любимчик»: когда родители пламенных чувств друг к другу не испытывают. «Примиритель»: ребенок выполняет миротворческую функцию. «Бэби»: ребенок пожизненно приписана роль быть ребенком.