Детско-родительские отношения. Психология семейных отношений.

В учебном пособии изложены представления о семье как особой системе, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития супружеских и детско-родительских отношений. Представленный материал используется в рамках вузовского курса «Психология семейных и детско-родительских отношений».

Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и практических психологов.

5.2. Понятие и типы семейного воспитания

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

В 1999-2000 году было предпринято исследование, основной задачей которого было изучение динамики родительского отношения в онтогенезе ребенка. В 2009 г. было проведено обследование родителей дошкольников с использованием того же метода. Это дало возможность осуществить сравнительный анализ изменений родительского отношения к детям дошкольного возраста за последнее десятилетие.

1. Структура взаимодействия родителя и ребенка включает мотивационно–ценностный, аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Мотивационно–ценностный компонент включает ведущие мотивы, ценностные ориентации, направленность личности (на себя, партнера, предмет сотрудничества). Поведенческий компонент определен структурированием позиций; источниками и способами разрешения конфликтов; характерными приемами воздействия на партнера; характером санкций, контроля и мониторинга; способом реагирования на трудности и фрустрацию; особенностями оказания помощи. Когнитивный компонент включает атрибуцию эффективности взаимодействия, ожидания, образ возможностей партнера и собственных, оценку себя и партнера. Аффективный компонент включает эмоциональное отношение к партнеру, уважение (признание силы/слабости партнера), привязанность, удовлетворенность отношениями, эмоциональную включенность во взаимодействие, сензитивность и эмпатию, умение оказать эмоциональную поддержку партнеру.

2. На основе предложенной модели эмпирически выделены пять видов детско– родительского взаимодействия, включающие конфликтный, гармоничный, дистантный и доминантный, подразделяемый в зависимости от субъекта доминирования на «доминирующий родитель – покорный ребенок», «доминирующий ребенок – потворствующий родитель».

3. Родительская позиция для выборки в целом характеризуется преобладанием позитивного отношения к ребенку и принятие его личностных особенностей. Требования касаются коммуникативной и волевой сфер развития ребенка. Родители предпочитают такие способы поощрения, как телесный контакт и словесные поощрения и способы наказания – объяснение причин нежелательности поведения; реже используются материальные поощрения. Источниками конфликтов являются внутрисемейные обязанности ребенка, значительно реже интересы и личностные особенности ребенка. Ожидания большинства родителей связаны с достижениями успехов в обучении, а опасения с послушанием ребенка.

4. Выявлены различия родительской позиции в целях, ценностях и способах контроля при различных видах детско–родительского взаимодействия. Психологические особенности родительской позиции определяют приверженность родителя определенным видам взаимодействия с ребенком.

5. Полученные результаты подтверждают гипотезу об активно–действенном характере позиции ребенка во взаимодействии с родителями. Выявлена специфика переживания ребенком детско–родительских отношений при различных видах детско–родительского взаимодействия и связь позиции во взаимодействии с паттерном переживания ребенком отношений с родителем.

6. Выявлены паттерны переживания ребенком детско–родительских отношений как дисгармоничных – переживание неблагополучия в отношениях со значимым взрослым (матерью); переживание депривации отношений кооперации и аффиляционных потребностей; переживание собственного «бессилия» во взаимодействии с родителем; переживание отсутствия семейной целостности.

7. Особенности реализации тактик взаимодействия с близким взрослым в дошкольном возрасте зависят от характера переживания ребенком детско–родительских отношений.

• При переживании нетерпимости, игнорировании инициативы, ограничении самостоятельности, напряженности в отношениях со значимым взрослым позиция ребенка отличается активным непринятием родительских дисциплин, конфликтностью, негативизмом, острыми негативными эмоциональными проявлениями.

• Переживание ребенком недостаточности кооперативных отношений с близкими, неудовлетворенности аффилятивных потребностей, общего эмоционального отвержения ребенка, способствует возникновению тревоги и страха, чувства несостоятельности и некомпетентности. В трудных ситуациях ребенок не ищет эмоциональной поддержки от взрослого, а самостоятельно находит пути совладания. Характер делового сотрудничества со взрослым со стороны ребенка отличается непоследовательностью и неадекватностью в указаниях, конфликтностью и спорами. Ребенок дезорганизован, проявляет безразличие к успеху, при неуспехе испытывает вину или раздражение. В случае возникновения трудностей стремится к эмоциональной поддержке взрослого.

• Переживание бессилия находит отражение в таких особенностях поведения ребенка как непоследовательность действий, негативная оценка эффективности взаимодействия и действий участников вне зависимости от его результатов, острое переживание вину, страха и раздражения при неуспехе и безразличия в случае успеха.

• При переживании отсутствия семейной целостности и отсутствии эмоциональной поддержки и ценностного отношения к себе со стороны значимого взрослого ребенок чувствует свою некомпетентность, сомнения в своих возможностях, беспокойство, тревогу. Преобладает стратегия изоляции, избегания, ухода.

8. Разработаны и апробированы диагностические методики, направленные на выявление особенностей родительской позиции: родительское сочинение в форме неоконченных предложений, опросник деятельностных предпочтений ребенка (ОДП), опросник стиля родительских дисциплин (СРД).

9. Направленная режиссерская сюжетно–ролевая игра является валидным средством выявления особенностей переживания ребенком– дошкольником детско–родительских отношений. Наиболее чувствительными индикаторами переживания неблагополучия являются: способ разрешения ребенком конфликтных ситуаций, моделируемых в игре, характер выбора игровых персонажей, содержание и направленность доминирующего сюжета, выраженность эмоционального отношения к игровым предметам или действиям с ними, количество используемых в игровом моделировании агрессивных персонажей или действий.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОТРАЖЕНО В ПУБЛИКАЦИЯХ

1. Шведовская А.А. Исследование возможностей сюжетно–ролевой игры старших дошкольников в диагностике детско–родительских отношений \\ Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Секция «Психология», Вып. 6. – М. Изд–во МГУ, 2001

2. Шведовская А.А. Возможности сюжетно–ролевой игры в диагностике детско– родительских отношений // Материалы научно–практической конференции «Проблемы психологии XXI века глазами молодых ученых». – М. 2002.

3. Шведовская А.А. Психологические особенности стиля родительской дисциплины \\ Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов». Секция «Психология», Вып. 8. – М: Изд–во МГУ, 2003 .

4. Шведовская А.А. Особенности деятельностной стороны детско–родительских отношений в дошкольном возрасте. \\ Материалы Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» /Под общей редакцией В.К. Шабельникова, А.Г.Лидерса. – М. 2003.

5. Шведовская А.А. Игра как диагностическое средство в психологическом консультировании // Психологическая наука и образование. 2003. №1.

6. Шведовская А.А. Как они играют? Диагностика родительско–детских отношений в сюжетно–ролевой игре // Дошкольное воспитание. 2005. №4. (Авт. вклад 50%).

7. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок–мать» // Психолог в детском саду. 2005, № 4

8. Шведовская А А. Использование методики «родительское сочинение» в диагностике детско–родительских отношений в дошкольном возрасте. // Психологическая диагностика. 2005, № 4.

9. Шведовская А А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Психологическая наука и образование. 2006, №1.

1. Содержание материнских представлений о ребенке в период беременности составляют его индивидуально-психологические черты и особенности воспитания. Индивидуально-психологические особенности включают в себя образы внешности, темперамента, способностей ребенка. Представления о воспитании касаются включенности женщины в уход и воспитание ребенка, средств воспитания, запретов, санкций.

2. Представления об особенностях и способах воспитания менее авторитарны к концу беременности, восприятие субъектности ребенка делает родителей более гибкими и демократичными по отношению к нему.

3. Представления матерей о будущем ребенке оказались связанными с ее образованием и наличием других детей. Чем выше уровень образования, тем мягче система требований и стиль воспитания имеет тенденцию приближения к демократическому. Наличие сибсов у ребенка снижает идеализацию его образа у матери.

4. 44% матерей младших школьников и 51 % матерей юношей имеют неадекватные представления об индивидуально-психологических особенностях своего ребенка. Адекватность представлений о личностных особенностях младшего школьника связана с эмоциональным взаимодействием. Чем адекватнее представления об индивидуально-психологических особенностях ребенка младшего школьного возраста, тем позитивнее эмоциональный фон взаимодействия, выше уровень принятия ребенка. Адекватнее представления у женщин, лучше распознающих состояние своего ребенка, понимающих причины этого состояния и имеющих более развитую способность к сопереживанию.

5. Материнские представления о детях младшего школьного возраста являются ориентиром в построении эмоционального взаимодействия, причем искажение образа сопровождается дисгармоничным эмоциональным взаимодействием.

6. Наиболее распространенным вариантом искажения образа ребенка среди женщин с неадекватными представлениями об индивидуально-психологических особенностях юношей и девушек является идеализация. Характерной тенденцией в самооценке среди юношей и девушек также является завышение.

Содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора

1. Петрова А.А. Материнские представления о ребенке и их связь с детско- родительским эмоциональным взаимодействием //Психологическая наука и образование, №4, 2006

2. Захарова Е.И. Петрова А.А. Материнские представления о ребенке и их роль в становлении родительства // Семейная психология и семейная терапия, №3, 2004

3. Петрова А.А. Захарова Е.И. Материнские представления о будущем ребенке и их роль в становлении родительства. Материалы всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (14-16 октября 2003) В двух частях. – 2 часть. Под общей редакцией д.п.н. В.К.Шабельникова, к.п.н. А.Г.Лидерса – М. 2003

4. Петрова А.А. Взаимосвязь факторов рассогласования материнских представлений о ребенке с реальными особенностями ребенка и материнским отношением к нему. Тезисы второй научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25-27 октября 2005). В трех частях. – 2 часть. Под общей редакцией д.п.н. В.К.Шабельникова, к.п.н. А.Г.Лидерса – М. 2005

В статье обосновывается необходимость изучения и возможность коррекции детско-родительских отношений в условиях дошкольного образовательного учреждения. Делается вывод о возможности повышения психолого-педагогической культуры родителей и обучения их навыкам взаимодействия с ребенком в условиях специально организованной деятельности.

- "Новые ценности в детско-родительских отношениях " Екатерина Асонова - Pro et Contra 2010 январь — апрель (http://uisrussia.msu.ru)

Многие современные родители видят цель своего взаимодействия с детьми не в достижении чего-либо в будущем, а в совершенствовании самого процесса взаимодействия в настоящем.

- "ПРОБЛЕМА МЕТАИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ДЕТСКО>РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ " Д.С. КОРНИЕНКО - Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 2. С. 124–136. (http://psy-journal.hse.ru)

Вопрос о взаимодействии индивидуальности с миром был поставлен В.С. Мерлиным как проблема метаиндивидуальности. Развитие представлений о метаиндивидуальности осуществлено в работах, посвященных проблеме влияния метаиндивидуальности учителя на учеников. Однако проблема метаиндивидуальности и метаэффекта не рассматривалась по отношению к семье. На основании эмпирических данных рассматриваются взаимосвязи параметров взаимодействия родителя с ребенком, вклады личностных черт родителей и свойств темперамента детей в характеристики взаимодействия с ребенком. В качестве проявлений метаэффекта рассматриваются показатели родительского отношения. Результаты обсуждаются в контексте проблемы метаиндивидуальности.

- "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОНФИГУРАЦИИ СЕМЬИ " Вяткина Л.Б. Токарева В.О. - ФБГОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ №11, 2012 (www.rae.ru)

В статье дается анализ теоретических основ проблемы развития интеллекта в зависимости от особенностей возраста, детско-родительских отношений и конфигурации семьи. Приводятся результаты исследования, полученные методами статистической обработки. Т-критериальный анализ позволил выделить сходства и различия в развитии особенностей интеллекта детей старшего дошкольного возраста и преобладающие детско-родительские отношения в полных и неполных семьях. Для детей из полных семей характерны: высокий уровень развития образной и вербальной памяти, логического и абстрактного мышления, креативности мышления; преобладают детско-родительские отношения «конфронтация в семье», «удовлетворенность отношениями с ребенком». Для детей из неполных семей характерны: высокий уровень развития интеллекта, логического мышления и внимания. Преобладают такие виды детско-родительских отношений, как «тревожность за ребенка».