Психология человеческих взаимоотношений.

Процесс общения между людьми мы начнем рассматривать с их эмоциональной связи, затем перейдем к практическому решению благополучного общения.

Отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход.

Можно говорить о так называемом сенсорном голоде в жизни человека, а особенно в период его становления, отсутствие стимулов, которые обеспечивают ему физический контакт.

Имеются экспериментальные данные, показывающие, что сенсорная депривация может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений.

Часто люди заводят кошек или собак от недостатка сенсорного общения с человеком.

Замечено, что индивидуум, обреченный по разным причинам на сенсорную и социальную изоляцию впадает в апатию, что приводит к дегенеративным изменениям, а часто и к суициду.

В этом смысле ощущения сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для человеческого организма, по сути, так же, как и ощущение пищевого голода.

У пищевого голода много общего с сенсорным, причем не только в биологическом, но в большей мере в психическом и социальном плане.

Это прослеживается в процессе нормального роста ребенка, когда он постепенно отдаляется от матери.

После того как период близости с матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который и будет в дальнейшем определять его судьбу.

С одной стороны, человек постоянно стремиться к физиологической близости того типа, которую он испытывал, будучи младенцем.

Но жизнь ставит препятствия этому, и он учиться довольствоваться едва уловимыми, иногда символическими формами физиологической близости. И по причине отсутствия таковой наступает депрессия.

Так что же такое общение, и как достичь в этом успеха?

Общение – это вчерашний разговор с другом по телефону, беседа с незнакомым человеком, вечер воспоминаний с любимым, и многое другое.

А «общение с искусством», «общение с животными», а это как?

В психологии дано определение этому, но как всякое определение довольно таки условно, но все-таки.

«общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимопонимания, восприятие другого человека».

Вот это мы с вами и определим, а главное научимся такому сложному и простому искусству - искусству общения.

Первым рассмотрим способ завоевания внимания и установление контакта.

Эрик Берн, определил это как «поглаживание». В этот термин он вкладывает смысл, как для обозначения интимного контакта, так и любые другие формы общения.

На практике это может принимать самые разные конфигурации.

Например:

· ребенка не только поглаживают и обнимают, а порой шутливо щиплют или слегка щелкают по лбу,

· при разговоре это проявляется в интонациях и употребляемых словах, которые формулируют свое расположение к данному человеку.

В своей теории игр Берн подчеркивает, что любое общение полезно и выгодно для людей.

И, исходя, из этого посыла он создал –

«Теорию игр, в которую играют люди».

Люди постоянно озабочены проблемой общения, умением разговаривать, как с другом, так и с начальником.

И от того, как сложиться беседа, может зависеть многое в жизни человека.

«Что я буду говорить с ней, при нашей встрече?»

«Что я скажу на вечеринке?»

«Как просить добавки к зарплате у начальника?»

«Как ответить на экзамене?»

Каждый может вспомнить ситуацию, когда нечем заполнить паузу в разговоре, при чем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть.

И здесь мы с вами рассмотрим те игры, которые помогут нам не оставаться в одиночестве, не испытывать сенсорный голод и быть счастливым и удачливым.

На наших занятиях мы определим эту деятельность как: признание, «поглаживание», сценарии игр, и другие более сложные формы общения.

Часто путают – «общение» и «отношения», эти два понятия не совпадают.

Общение есть процесс реализации тех или иных отношений. Нередко мы не учитываем своей выгоды при общении с другими людьми. Мы запугиваем их, спорим с ними, принуждаем, лишаем чего-либо. Мы ругаем окружающих, когда дела идут плохо, и забываем похвалить, когда все хорошо.

И вот уже наши отношения не складываются, так как мы бы хотели.

«Смысл общения – в его результате», это общеизвестно.

Как и любая другая сфера человеческой деятельности, общение имеет свои задачи: информировать, склонить, отговорить, предупредить, напугать и т. д.

Коммуникативная – сторона общения состоит в обмене информацией между людьми.

Интерактивная – сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т. е. в обмене участвуют не только знания и идеи, но и влияние, а так же и наши эмоции.

Еще один важный момент состоит в том, что лишь часть сведений передается от одного человека к другому сознательно, с целью сообщить что-либо партнеру по общению.

Большая же часть информации передается не вербально, и в этом случае эмоции доминируют.

Так, например, человек хотел бы скрыть – беспокойство, дрожащие руки, волнение голоса.

И этому тоже нужно учиться, и у нас есть такая возможность.