Казино, рояли, кванты. Смешать, но не взбалтывать

Теги:

– Бонд. Джеймс Бонд.

Как известно, с прошлого, двадцать первого по счету, фильма (сиквел, триквел, квадриквел… кто досчитает до двадцати одного?) началась новая эпоха бондианы, причем началась с грандиозным успехом. «Казино Рояль» – это самое первое повествование о Бонде, Джеймсе Бонде. Действие фильма перенесли в наши дни, как бы перечеркнув тем самым предыдущего Бонда, успевшего порядком поднадоесть.

Формула успеха: новый Бонд. Не просто новый актер, но именно новый Бонд, который: а) наконец-то научился мыслить и дедуцировать; бэ) как следствие пункта а, получил возможность ошибаться; цэ) как следствие пункта бэ, перестал быть суперменом, и стал просто человеком. Забудем как страшный сон машины-невидимки, карманные дезинтеграторы и прочие неонки внутре. Из чудес техники в фильме можно заметить лишь имплантационный маячок, да еще, пожалуй, портативный дефибриллятор в аптечке (да и тот с заводским браком).

Теперь Бонд не занимается спасением всего мира (ну сколько можно-то?!), а пытается переиграть вполне реального противника. И главный злодей теперь не карикатурный маньяк, стремящийся уничтожить человечество, распылив со спутника на планету секретный экстракт амазонских орхидей (да-да, был в бондиане и такой сюжет), а вполне реальный негодяй, стремящийся лишь к собственному обогащению и не стесняющийся в средствах. Станиславский непременно вскричал бы «Верю!».

Да и новый Бонд стал ближе и роднее – взять хотя бы то, что он в этом фильме впервые в жизни влюбился, влюбился как мальчишка. Дэниэл Крейг справился с ролью, как мне кажется, на сто один процент.

А как до выхода фильма фанаты ругали выбор актера на главную роль! Как, мол, Бонд – и голубоглазый коротко стриженный блондин? Да вы вообще лицо этого Крейга видели? И это – роковой соблазнитель женщин и вообще наше всё? А вот и да! История их рассудила. Именно этой девушке с рекламного плаката режиссер приписывал успех фильма

Между прочим, в шестьдесят седьмом году уже был снят фильм «Казино Рояль». Правда, он не входит в официальную кинобондиану. Дело в том, что продюсера не устроила сумма, которую запросил Шон Коннери за роль Бонда, и назло заважничевшему актеру была снята пародия на агента 007. Главного Джеймса Бонда (я говорю «главного», потому что Бондов в этом фильме как собак не резанных – у агентов Ми-6 стало хорошей приметой брать себе это имя) играет знаменитый тогда и подзабытый сейчас Девид Нивен. Кстати, автор романов о Бонде Йен Флеминг страстно мечтал увидеть его в роли ноль-ноль-седьмого. Бойтесь своих желаний – они сбываются. Иногда самым непредсказуемым образом.

Самого жуткого злодея, безжалостного доктора Но, играет… Вуди Аллен. И доктор Но получается забавный до невозможности – неуверенный, заикающийся и комплексующий перед девушками.

Я вообще люблю старые комедии – они часто выгодно отличаются от сегодняшних (а всё потому, что раньше были и деревья выше, и трава зеленее!), но этот фильм я смотрел с высоко поднятыми бровями и мыслями «что за… бред?!» Такое впечатление, что все там валяют дурака, причем исключительно сами для себя, наплевав на зрителей. После просмотра я засунул диск на самую далекую полку и решил о нем поскорее забыть. А через год как-то сама рука потянулась к нему и почему-то очень захотелось посмотреть его еще раз. На удивление, в этот раз фильм показался мне весьма забавным, несмотря на то, что за сорок лет он, конечно, заметно устарел. Я не буду советовать вам его смотреть. Велика вероятность, что он вам не понравится, особенно после первого просмотра. Однако, если вы очень любите старые американские комедии… можете рискнуть.

Но вернемся к новой экранизации. Сюжет фильма по сравнению с романом значительно дополнен. В книжке, собственно, действие развивалось по весьма лаконичному сценарию: Бонд играет с Ле Шифром в баккару; Ле Шифр пытает Бонда, чтобы получить его выигрыш; Бонд отлеживается после пыток в больничной палате. Для хорошего блокбастера явно маловато. Поэтому в начало фильма помещается чрезвычайно зрелищный эпизод с африканским ямакаси, беготней по стройкам и прыжками по подъемным кранам. Снято в самом деле мастерски. Затем идет захватывающее разматывание ниточки, которая должна привести к Ле Шифру, и за карточный стол Бонд попадает хорошо если к середине фильма.

Кстати

Играют в сегодняшнем «Казино Рояль» не в баккару, а в покер. Во-первых, его правила знакомы почти всем и зрители понимают, когда им следует переживать за Джеймса, а во вторых правила баккары с пятидесятых годов значительно изменились: сегодня от способностей игрока уже ничего не зависит. Будь ты хоть трижды математическим гением, все решает слепой случай, а не расчет. Так что именно покер – оптимальный вариант интеллектуального противоборства соперников.

Сцена пытки ноль-ноль-седьмого, по-моему, вообще одна из самых сильных сцен в фильме. К стулу привязан Бонд (причем видно, что ему по-настоящему страшно, и впервые за всю киноисторию агента 007 в голове бьется мысль, что ему наконец пришел каюк), но вне себя от страха и сам Ле Шифр. Потому что он понимает, что будет с ним, не сумей он вернуть свои деньги. Так что не без оснований опасающийся за свою жизнь Ле Шифр пытает Бонда самым простым, и в то же время самым действенным способом, которым можно пытать мужчину (в романе, кстати, вместо брутального каната используется самая обычная выбивалка для ковров). Уверен, что психологи смогут объяснить последующую любвеобильность агента 007 следствием психологической травмы: дескать, он теперь стремится доказывать и доказывать себе, что пытка никак не отразилась на его мужественности. Не стоит переживать, не отразилась.

Что там в книжке дальше? Больничная палата и любимая, поливающая слезами простыни? Э, нет. Треть фильма на больничной койке – это слишком даже для нового очеловеченного Бонда. Хватит и нескольких кадров в кресле-каталке. И сразу – действие развивается дальше! Впрочем, об этом надо не писать, это надо смотреть.

Режиссура в первом фильме (я имею в виду, конечно, первый новый фильм) была тоже на высоте. Отдельное спасибо за милую самоиронию вроде:

– Мартини с водкой!

– Смешать и взболтать?

– Не похоже, что мне плевать?…

Бонд еще не стал Бондом, Джеймсом Бондом. Не случайно эта культовая фраза впервые звучит лишь в последних кадрах, на фоне знаменитой музыкальной темы, которую ждешь весь фильм. Дескать, ребята, все только начинается.

Трудн о сти

перев о да

Кстати, «Casino Royale» было бы корректней перевести на русский как «Казино Руаяль». Но тогда невозможно было бы повторить трюк с надписью «007» поперек названия, и наши локализаторы решили перевести название казино как «Рояль». А вот с «Квантом милосердия» («Quantum of Solace») такой трюк уже не проходит – переводи как угодно, а одной буквы «о» все равно не хватает. Видимо, отчаявшись, дизайнеры отомстили русскому названию по полной. Посмотрите, как изящно оригинальное написание, и как беспомощно, трудночитаемо и вообще кошмарно наше:

И вот теперь – «Квант милосердия». Не будем растекатися мысию по древу: «Квант» не оправдал оказанного ему высокого доверия. Чего я и боялся.

Ох, зря сменили режиссера Мартина Кэмпбелла на Марка Форстера. Вроде бы все круто: сильно, зрелищно – драки, стрельба, погони на земле, на воде и в воздухе, а не захватывающе. Сюжет за этими драками-погонями как-то теряется. Не цепляет, в общем. Боевичок и боевичок. Вполне можно посмотреть. А можно и не смотреть, ничего страшного. Нет, фильм, в общем-то неплох… Но это уже не прорыв, как предыдущая часть. Он не оставляет после себя никакого послевкусия. Нет в нем моментов, которые хочется вспоминать после просмотра, эпизодов, которые прокручиваешь в голове после выхода из кинотеатра. Если вас тоже цепляет Крейг в роли Бонда, посмотреть его можно. Не обязательно на большом экране.

Отдельное «фу» хочется сказать визитной карточке бондианы – начальным титрам. Насколько великолепны они были в «Казино Рояль» (а великолепны они были настолько, что я до сих пор могу пересматривать из снова и снова, просто как клип), настолько скучные и бессмысленные в «Кванте». Учитывая их длину, я бы сказал даже – бессмысленные и беспощадные. Видимо, они должны задавать соответствующее восприятие фильма – безводная сухая пустыня, безысходность… Только пыль и зной, и кроме пыли-зноя никого. Что ж, с этой задачей аниматоры справились: уже через минуту хочется сбежать куда-нибудь подальше. А песня, по моему скромному мнению, может уверенно претендовать на номинацию самого жуткого саундтрека бондианы. Оставив далеко позади даже «Умри, но не сейчас», хотя, казалось бы, куда уж хуже. Впрочем, все это сугубо ИМХО, о вкусах не спорят, и другие, вполне возможно, не разделят мою точку зрения. Кадры из шикарных титров «Казино Рояль»

Но! Есть у этого фильма одно неопровержимое достоинство: в главной женской роли играет там Ольга Куриленко. Чем же это хорошо? Да тем, что не будь ее в фильме, коммунисты ленинградской области не опубликовали бы на своем сайте потрясающую статью. Если верно, что минута смеха продлевает жизнь на час, то несколько бонусных лет жизни мне теперь обеспечены. Привожу ниже избранные выдержки (полностью этот очаровательный поток сознания можно найти на официальном сайте коммунистов Ленобласти). Да, и, упреждая ваши предположения: нет, они не шутят. Они всё это совершенно серьезно. Итак, цитирую:

Коммунисты презирают Куриленко – киносодержанку Бонда-007

Активисты Межрегиональной организации «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» открыто обратились к киноактрисе Ольге Куриленко, которая позорно согласилась играть содержанку врага советского народа диверсанта и убийцы кровавого Джеймса Бонда-007.

Хочется заметить товарищам коммунистам, что Ольга Куриленко – единственная главная героиня за всю историю бондианы, которая так и не стала любовницей Бонда.

Советская Украина и весь Союз бесплатно тебя учили, лечили, воспитывали, то никто не знал, что ты совершишь акт интеллектуальной и моральной измены – пойдешь в киносодержанки Бонда, убившего, согласно фильмам о шпионе, сотни советских людей и граждан стран соцлагеря - кубинцев, вьетнамцев, северокорейцев, китайцев и никарагуанцев.

Как я понимаю, про нового Бонда, который борется с мировым терроризмом, а не с Советским СМЕРШем, им рассказывать бесполезно.

Кто тебе, Оля, мешал сыграть любимую женщину настоящих героев - Штирлица, Щорса, Ковпака, Ярослава Галана, Петра Симоненко.

А два последних – это вообще кто?

Это Бонд подкладывал бомбы под советские заводы, сыпал яд в наши колодцы, проникал под видом дворника в квартиры советских людей.

Что, что он делал.

Неужели ты хочешь, чтобы Украина стала колонией США, а крымских девушек насиловали жестокие и тупые американские десантники.

Лечиться электричеством…

Мы представим тебе поименный список убитых Джеймсом Бондом советских людей за весь период гнусной кинобондианы, и как тогда ты запоешь, бездумная красотка.

А теперь – финальный аккорд!

У тебя есть только один путь на Родину, к своему народу, в славянский мир из холодного жестокого рассудочно-меркантильного запада. Ты должна захватить и доставить в правоохранительные органы России исполнителя роли Бонда Дэниэла Крейга – эту машину для убийства, созданную НАТО, ненавидящего все советское и славянское, все народное.

Без комментариев.

Что ж, с первыми двумя фильмами, кажется, все ясно – подождем третьего: изначально ведь и была заявлена трилогия с Дэниэлом Крейгом. Ухудшить впечатление после «Кванта милосердия» финал уже не сможет, значит, будем ждать. До премьеры – два года. А пока – позвольте откланяться.