Игры для восстановления здоровья ребенка

Хорошим средством восстановле­ния здоровья ребенка 3—7 лет после болезни, профилактики осложнений и укрепления его организма служат подвижные игры. В игре, как правило, используются естественные движе­ния, которые не только физически укрепляют малыша, но и благотворно воздействуют на его головной мозг, а значит, и на все органы и системы, в том числе и имеющие нарушения в результате заболевания. Кроме того, у ребенка развиваются такие важные качества, как внимание, память, мыш­ление, воображение, быстрота реак­ции, чувство коллективизма, умение владеть собой в разных ситуациях. И что немаловажно для успеха — игры доставляют ему большую радость.

Предлагая малышу какую-нибудь игру, следите, чтобы она соответство­вала его возможностям. В начале и в конце занятия она не должна вызы­вать большого напряжения сил, а вот в средней части желательно давать на­грузку побольше. По мере того как ребенок будет крепнуть, нагрузку ( ее « пик») можно постепенно повышать.

Чтобы достигнуть устойчивых поло­жительных результатов, подвижные игры надо проводить 2—4 раза в день по 10—30 минут.

Внимательно наблюдайте за ребен­ком во время занятий. Если он сильно покраснел или побледнел, чрезмерно вспотел, часто дышит, жалуется на усталость и не хочет продолжать игру, значит, он перегрузился и ему надо отдохнуть.

Прекрасно, если игры будут сопро­вождаться негромкой музыкой: музыка поможет создать у ребенка нужное настроение. Если ребенок легко возбу­ждается, то музыка должна быть спо­койной, если, напротив, вялый, флег­матичный, то бодрой, веселой.

Во время игры разговаривайте с ребенком спокойно, ласково, старай­тесь вселить в него бодрость и обяза­тельно хвалите его за успехи.

В играх могут участвовать и другие дети. Это сделает их эмоциональнее. Ведущий игру взрослый тоже должен стать ее активным участником.

При заболеваниях носа и горла отмечаются расстройства носового дыхания, хроническое катаральное состояние носоглотки, разрастание аденоидов. У детей, дышащих ртом, очень слабые мышцы носа и носовые ходы сужены. Им надо развивать носо­вое дыхание, тренировать дыхатель­ную мускулатуру и улучшать местное кровообращение. Для этого суще­ствуют специальные игры.

ИГРЫ ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ НОСА И ГОРЛА

« Надуем шарик». Ребенок сидит и « надувает шары». Широко разведя руки в стороны и глубоко вдохнув, делает долгий выдох, представляя себе, что вдувает воздух в шарик. При этом он произности: « Уфф…» и мед­ленно соединяет ладони. Ребенок хло­пает в ладоши — « шарик лопается», из него выходит воздух. « Шшш…», — произносит малыш, складывая губы хоботком и положив руки на колени. Повторить 3—4 раза.

« Буль, буль, буль». Ребенок сидит у стола, перед ним на столике стакан или бутылочка, наполненные на треть водой, куда вставлена соломинка. Взрослый, у которого тоже есть буты­лочка с соломинкой, показывает, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку. Он глубоко вдыхает носом и делает глубокий длинный выдох в трубочку: слышится долгий булька­ющий звук. Затем взрослый просит ребенка повторить это упражнение 3—5 раз, поощряя его, если бульканье было длительным.

« Кто громче?» Ребенок принимает правильную осанку, смыкает губы, ука­зательный палец правой руки кладет плашмя на нос справа, плотно прижи­мая его правое крыло. Затем глубоко вдыхает левой половиной носа ( рот закрыт) и, выдыхая, произносит: « Ммм…“, одновременно слегка похло­пывая указательным пальцем левой руки по левой половине носа. При этом получается длинный скандированный выдох. Звук надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем зажи­мается левая половина носа, и упраж­нение повторяется. Поочередно зажимая то правую, то левую ноздрю, повторить упражнени» 3—5 раз.

« Отбойный молоток». Взрослый говорит ребенку: « Помнишь отбойные молотки, которыми вскрывают асфальт, чтобы отремонтировать трубы под землей? Сейчас мы попро­буем подражать этому молотку. Для этого нужно долго-долго повторять звук „ддд…“. Упражнение проводится в течение 1—2 мин.

При бронхо-легочных заболевани­ях в задачи подвижных игр входит поддержание эластичности легочной ткани, улучшение бронхиальной про­ходимости, восстановление согласо­ванной работы дыхательной мускула­туры, предупреждение развития оча­гов ателектаза ( спадение легочных альвеол); профилактика нарушений осанки, приспособление организма к физическим нагрузкам, общее оздо­ровление и укрепление организма ребенка.

Игры при рецидивирующем бронхите и хронической пневмонии ( без астматического синдрома)

В фазе неустойчивой ремиссии ( в начале выздоровления) к описанным играм добавляют следующие.

« Филин». По сигналу взрослого « День!» ребенок медленно поворачи­вает голову вправо и влево, напевая: « День, день». По сигналу « Ночь!» смо­трит вперед и взмахивает руками — « крыльями», напевая: « Ночь, ночь». Затем протяжно, без напряжения, глубоко выдыхает, произнося: « У…у…ффф». Повторить 2—4 раза. Взрослый контролирует правильность осанки ребенка.

« Петушок». На полу на расстоянии шага надо расставить несколько пред­метов высотой не более 10—12 см. Руки — « крылья» у ребенка опущены, вытянуты, слегка повернуты ладонями вперед, лопатки соединены. Высоко поднимая колени и оттягивая носок, ребенок продвигается вперед, переша­гивая через предметы и напевая: « Пе-ту-шок». На слоге « шок» ребенок опускает ногу за предмет. Игра повторя­ется несколько раз. Взрослый контролирует осанку ребенка.

« Хомячки». Ведущий говорит ребенку: « Пройди несколько шагов с толстыми, как у хомячка, щечками. Для этого сильно надуй щеки, закрой рот и дыши носом. По моему сигналу хлопни себя кулачками по щекам — выпусти воздух изо рта и, напевая: „Щеки стали опять, как у ребят“, пройди 15 шагов и снова стань « хомяч­ком». Повторяют 4—6 раз. Взрослый контролирует правильность осанки ребенка и четкость выполнения зада­ний.

Если ребенок находится в фазе стойкой ремиссии, то можно добавить еще несколько игр.

« Подуй на шарик, на вертушку, подуди в рожок». На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, на столик кладут рожок и вер­тушку. Взрослый показывает, как нужно дуть на шарик, чтобы он взле­тел высоко, как нужно дуть на вертуш­ку, чтобы она быстрее завертелась, и громко дудеть в рожок. — По просьбе взрослого ребенок дует на шарик 2—3 раза. Дети с трехлетнего возраста дудят в рожок и сами вслух считают, сколько раз подули.

Дети стоят вплотную друг к другу, взявшись за руки. Вместе с ведущим говорят:

« Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!»

Произнося стихи, дети постепенно расходятся и максимально расширяют круг, продолжая держаться за руки, надувают щеки. После слов « да не лопайся» взрослый говорит: « Полете­ли, пузыри!» Дети разбегаются по ком­нате, повторяя: « Полетели, полетели». Взрослый при этом тоже повторяет: « Полетели, полетели, полетели!» и затем произносит: « Маленькие пузыри лопнули». Дети присаживаются на кор­точки, произнося звук « ссс…… Игра повторяется.

Игры при бронхитах, протекающих с накоплением трудно отхаркиваемой мокроты

Помимо уже описанных игр в заня­тия включают такие.

« Перекатываемся». Ребенок ле­жит на спине, руки вытянуты вверх или вдоль тела. По команде он быстро перекатывается на живот. Вначале игру проводят на мягкой подстилке, взрослый подстраховывает ребенка, а затем без нее, и ребенок переворачи­вается уже самостоятельно, без подстраховки. Повторить 3—5 раз, давая малышу отдых между повторе­ниями. Ребенок должен сам учиться считать, сколько раз он первернулся.

« Покружимся вниз головой». Взрослый и ребенок стоят друг к другу лицом. Взрослый поддерживает ребенка за предплечья, ребенок подпрыгивает и обхватывает ногами талию взрослого. Затем прогибается назад, почти касаясь головой пола. Взрослый придерживает его за поясни­цу. Выпрямившись, он немного кру­жится с ребенком то вправо, то влево.

« Стойка у стены». Задание заклю­чается в том, чтобы подойти к стене и встать около нее вверх ногами ( сде­лать стойку вниз головой). Взрослый страхует и подбадривает ребенка. При накопившейся мокроте ребенок откаш­ливается, отхаркивая мокроту в баночку или на салфетку, лежащую на полу.

Игры при бронхиальной астме и астматическом бронхите

Рекомендуются подвижные игры, в которых помимо задач общефизиоло­гического воздействия ставится и специальная цель — развитие ритмичного полного дыхания со спокойным нефор­сированным выдохом. Для улучшения работы главной дыхательной мышцы — диафрагмы вводятся игры с дозиро­ванным бегом — наиболее подходя­щим упражнением для улучшения функционирования легких.

« Осень». Взрослый рассказывает об осени, сопровождая свой рассказ ритмичными движениями, которые ребенок должен повторять.

« Осенью клубятся большие тучи» ( кругообразные движения руками пе­ред собой), « моросит дождик — кап-кап…» ( потряхивание кистями рук).

« Все реже показывается солныш­ко» ( поднимание полусогнутых рук вверх, улыбка ( изображение солныш­ка), сжимание и разведение пальцев рук ( солнечные лучики).

« Опадают листья с деревьев» ( под­нимание на носки, вытягивание рук вверх, а затем плавное опускание их и приседание с потряхиванием кистя­ми, при этом с выдохом тихо произно­сят: « Те-те-те-те». Потом встают и кружатся, как падающие на землю листья).

« Шумит ветер в лесу» ( ребенок делает глубокий вдох через нос и спо­койный выдох, произнося: « Ш-ш-ш», будто слышится шум ветра).

« На поля ложатся туманы» ( плав­ное поднимание рук в сторону с пово­ротом туловища то направо, то налево и все более низким наклоном — надо изобразить, как стелятся туманы). Повороты сопровождаются выдохом с медленным и тихим произнесением: « Ххх…».

« Слышатся прощальные крики гусей, журавлей, голоса чижей» ( по­дражание этим звукам).

« Улетают птицы в теплые края» ( медленный бег по площадке с перехо­дом на ходьбу и, по знаку взрослого, остановка).

Васса Страковская