Главная | Пищевая продукция | Еда | Фальшивый пломбир

Эксперты выяснили, какое мороженое можно покупать, не боясь нарваться на растительную подделку

Летом объемы продажи мороженого возрастают в разы, тем велик риск нарваться на некачественное яство. По словам аналитиков, любимый продукт российских пищевых предприятий – пальмовое масло на рынке стремительно дешевеет. Безусловно, в такой ситуации найдется немало желающих сэкономить на сырье и заменить натуральный молочный жир в мороженом растительной составляющей.

Не станем пугать читателей вредными последствиями этого шага, лучше приведем итоги экспертизы, которую провели наши коллеги из Санкт – Петербурга ООП «Общественный контроль» .

Правозащитники закупили десять образцов мороженого и направили их в независимую испытательную лабораторию. По итогам экспертизы один образец – пломбир ТМ «Главхолод» из Ярославля, был признан фальсификатом. В его составе эксперты не нашли молока вообще. Предполагаемый молочный жир был полностью заменен на растительный.

Вдвойне неприятно то, что производитель подделки является известным предприятием, как принято говорить, с богатой историей, ведущей свое начало еще с 30-х годов прошлого столетия и внедрившим у себя на производстве международные стандарты качества ХАССП. Но само за качеством, как видим, следит не особо.

В России сегодня можно производить мороженое как по ГОСТ Р 52175-2003, так и по техническим условиям (ТУ). Оба документа не должны противоречить «Техническому регламенту на молоко и молочную продукцию», который имеет статус федерального закона.

Если мороженое выпускается по ГОСТу, растительные жиры в нем должны быть исключены полностью, если по ТУ – возможны варианты.

Так, Технический регламент на молоко и молочную продукцию, на базе которого изготовители разрабатывают свои технические условия, предполагает, что мороженое может быть изготовлено не только из молочного жира (мороженое молочное, сливочное, пломбир), но и с использованием растительных жиров.

Мороженое, в составе которого используется заменитель молочного жира, должно называться «сливочно-растительным» (содержание молочного жира не менее 50%) или «растительно-сливочным» (содержание молочного жира менее от 30% до 50%). И то, и другое должно быть указано на этикетке, причем так, чтобы эту информацию можно было прочесть.

Что, касается образца продукции ЗАО «РАМОЗ», то его вообще нельзя отнести ни к какой категории мороженого – «Технический регламент» не предусматривает выпуск ледяного десерта на основе полной замены молочного жира растительным. В данном случае ярославский изготовитель создал инновационный продукт, но вряд ли достоин за это похвалы.

Как показали результаты исследования, изготовители мороженого не только скрывают от потребителей достоверную информацию о своем продукте, но и делают маркировку не читаемой, используя мелкий шрифт на темном фоне. За такое неуважение к собственным клиентам два образца мороженого по итогам экспертизы также получили «неуд».

Зачастую, чтобы прочитать напечатанную мелким неразборчивым шрифтом и «спрятанную» в складках упаковок информацию о продуктах, необходимо обзавестись лупой. Но изготовителей за это нарушение сегодня никто не наказывает, хотя согласно ГОСТ 51074 -2003 «Пищевые продукты. Информация для потребителей. Общие требования» маркировка должна быть разборчивая и читаемая. Эти же требования к маркировке указаны в «Техническом регламенте на молоко и молочную продукцию» (ФЗ №163 от 22.07.2010 г.).

Одним из тех, кто пренебрег требованиями ГОСТа и Технического регламента на читаемость информации оказалось ООО «Вологодское мороженое» (г. Вологда), выпускающее пломбир в вафлях «Филевский» ТМ «Айсберри». Как указано в протоколе лабораторных испытаний, «дата производства мороженого читается с трудом». Кстати, в предыдущие годы этот изготовитель при выпуске мороженого был замечен в более серьезных нарушениях. Так, в 2011 г. пломбир «Филевский» (партия от 04.06.2011 г.) состоял на 85% из растительных жиров и был признан фальсификатом.

У другого образца мороженого - из Самары (ООО «Сам-ПО»), информация практически не читалась. На крышке стаканчика «На двоих» информация была напечатана настолько мелко, что даже вооруженному оптикой специалисту лаборатории невозможно было ее разобрать. Хотя адрес и номера телефонов компания разместила в удобном для чтения месте и напечатала ярко и доступно. Можно звонить, писать, спрашивать и… жаловаться.

В прошлом году эскимо сливочное из Самары также вызвало нарекания экспертов за трудночитаемый шрифт на упаковке и «слегка снежистую, песчанистую консистенцию». Но поскольку действенной реакции от Роспотребнадзора на выявленное «Общественным контролем» нарушение не последовало, изготовитель продолжает делать информацию на упаковке практически не заметной для потребителя. Чего не скажешь о вполне ощутимой цене. Мороженое из Самары оказалось одним из самых дорогих из всей закупки – 40 руб. за 100 гр.

Пломбир «Золотой стандарт» ТМ «Инмарко» (Тульская область) также не соответствовал Техническому регламенту на молоко и молочную продукцию по показателю «Массовая доля жира». Содержание жира, согласно документу, должна быть в переделах от 12% до 24%. Однако «Золотой стандарт» оказался диетическим продуктом с содержанием жира всего 10,21%. Тем не менее, на вкус пломбира экономия молочного жира не повлияла: он оказался чистым, характерным для данного вида мороженого.

Как правильно выбрать мороженое

- На упаковке написано, какой продукт вы покупаете: «мороженое молочное», «сливочное» или «пломбир». В составе такого продукта растительных жиров быть не должно. Продукт, содержащий в составе растительный жир, будет называться «Мороженое с растительным жиром» (в случае, если этого жира в нем 50% и меньше), в остальных случаях – это десерт. Конечно, если производитель хочет обмануть потребителя, то может использовать все 90% пальмового масла и только 10% сливок, ведь действенного контроля сегодня на продовольственном рынке нет.

- Современные технологии позволяют производителям достигать молочного вкуса с помощью вкусоароматических добавок и стабилизаторов, скрывая растительный состав продукта. Только экспертиза может выявить нарушение. Потребителю на вкус его почувствовать сложно. Хотя растительный жир, которого в мороженом слишком много, заметен по ощущениям. Этот жир скатывается на языке, а не тает во рту. Такой продукт получается пустой, без характерного вкуса мороженого.

- Не покупайте деформированное мороженое. Мятая упаковка говорит о том, что продукт размораживался в процессе доставки и хранения. С производства мороженое уходит при температуре -18 градусов, поэтому оно имеет твердую поверхность. Такой температурный режим необходимо соблюдать на стадиях транспортировки и хранения. Если он нарушается, мороженое испытывает температурный шок. Размораживание и повторное замораживание действует на него губительно – меняется структура мороженого, появляется «песок» и крупитчатость, выделяются кусочки льда, и сливочный «пломбир» по вкусу напоминает молочное мороженое. Кроме того, в растаявшем мороженом может быть нарушена микрофлора, и тогда продукт вообще может стать опасным для здоровья.

Входит ли мороженое в топ полезных продуктов, вы сможете узнать, прочитав статью Самые полезные продукты .

Итоги экспертизы мороженого