Аутизм у мальчиков и девочек проявляется по-разному

Источник:

Исследования 800 детей с аутизмом показали гендерные различия в ключевой особенности расстройства, а также в структуре мозга детей.

По результатам исследования, проведенного Школой медицины при Стэнфордском Университете, девочки с аутизмом проявляют меньше повторяющихся и ограниченных действий в поведении, чем мальчики.Исследование также показало, что эти различия связаны с разницей в структуре мозга у мальчиков и девочек с аутизмом.

Исследование, опубликованное 3 сентября в «Молекулярном Аутизме» (Molecular Autism), предоставляет лучшее на сегодняшний день доказательство того, что у девочек и мальчиков расстройство поведения аутического спектра проявляются по-разному.

«Мы хотели выяснить, какие конкретные клинические проявления аутизма показывают гендерные различия, а также может ли структура серого вещества мозга объяснить различия в поведении», – говорит старший автор исследования Винод Менон, Доктор философии, профессор психиатрии и науки о поведении. «Знание различий могло бы помочь практикующим специалистам лучше распознать и корректировать аутизм у обоих полов», – добавляет он. «С клинической точки зрения понимание этих моментов действительно чрезвычайно важно».

«Мы нашли надежное доказательство гендерных различий при аутизме», – говорит ученый Каустубх Супекар, Доктор философии, ведущий автор исследования. По его словам, исследователи пользовались двумя большими открытыми базами данных с целью исследовать около 800 детей с высокофункциональными формами аутизма в США.

Повторяющееся и ограниченое поведение, пожалуй, является одной из трех ключевых особенностей аутизма. Оно может проявиться в виде интереса ребенка к очень узкой области чего-то, отсутствием гибкости в отношении рутинных действий или повторяющихся движений, например, тряски руками. Другой ключевой особенностью аутизма является дефицит социализации и общения.

Среди высокофункциональных аутистов чаще встречаются мальчики. Среди детей, диагностированных с высокофункциональной формой аутизма, мальчиков в четыре раза больше, чем девочек. Ученые были заинтересованы в сравнении выражения ключевых особенностей расстройства между полами, потому что они давно предполагали, что девочки с аутизмом могут проявлять симптомы по-другому, что ведет к неправильной постановке диагноза, а также осложняет получение необходимого лечения.

«Аутизм изначально рассматривался с точки зрения мальчиков, страдающих этим расстройством», – говорит профессор Менон, Доктор медицины. Объектом исследования стала степень выраженности симптомов аутизма у 128 девочек и 614 мальчиков, зарегистрированных в Национальной базе данных по исследованию аутизма. Дети от 7 до 13 лет, с IQ примерно равным 70, проходили стандартные тесты на аутичное поведение. Мальчиков и девочек сгруппировали по возрасту и примерно одинаковому уровню IQ. Мальчики и девочки показали схожие результаты по социальному поведению и общению. Однако показатели стандартных измерений повторяющегося и ограниченного поведения были ниже у девочек (т. е. ближе к норме).

Затем исследователи изучили данные базы «Autism Brain Imaging Data Exchange», среди которых были структурные снимки мозга МРТ 25 мальчиков и стольких же девочек с аутизмом, а также 19 мальчиков и 19 девочек, развивающихся обычно. Дети внутри группы были сгруппированы по возрасту и IQ. И на этот раз исследователи увидели, что девочки и мальчики не различались в поведении, включающем поведенческие и коммуникационные навыки, однако у девочек снова были более низкие показатели по повторяющемуся и ограниченному поведению. Менон говорит, что такое совпадение данных является на сегодняшний день мощным доказательством наличия гендерных различий в ключевой фенотипической особенности аутизма.

Различия в структуре мозга. Анализ снимков мозга показал несколько гендерных различий в структуре мозга у обычно развивающихся мальчиков и девочек, что находится в соответствии с находками ранних исследований.

Однако у детей с аутизмом наблюдался другой набор отличий в мозгу, а именно – в проекционных зонах коры головного мозга, дополнительной моторной области и частично в мозжечке. Эти зоны отвечают за моторику и планирование двигательной активности. Исследование показало, что по различиям в структуре серого вещества в этих моторных областях можно четко отличить девочек с аутизмом от мальчиков, говорит Супекар. Исследователи обнаружили, что части моторно-двигательной системы, которые отвечали за индивидуальные показатели по повторяющемуся и ограниченному поведению, проявлялись по разному у мальчиков и девочек.

Возможно, практикующие специалисты начнут диагностировать и лечить мальчиков и девочек с аутизмом по-разному. По словам Менона, девочки и мальчики с аутизмом различаются по своим клиническим и нейробиологическим характеристикам, и их мозг различается по структуре, что обуславливает разные нарушения в поведении. Супекар добавляет, что обнаружение гендерных различий как в поведении, так и в структуре мозга позволяет предположить, что практикующие специалисты, возможно, начнут диагностировать и лечить мальчиков и девочек с аутизмом по-разному.

Данное исследование проводилось при поддержке NARSAD Young Investigator Award, Atherton Investigator Award, Национальных институтов здоровья (грант MH084164) и Фонде Саймонс (the Simons Foundation).

База данных ABIDE создавалась при поддержке Национального института психического здоровья (гранты K23MH087770 и R03MH096321), Фонде Леона Леви, Джозефа Хили (Joseph P. Healy) и Фонде Ставроса Ниархоса. Менон является членом Исследовательского института детского здравоохранения.

В поддержке данного исследования также принимало участие Отделение психиатрии и поведения Стэнфордского университета.