Отрасль

Одноканальная система финансирования обязательного медицинского страхования, на которую перешел фонд ОМС, с одной стороны, предоставила большие преимущества в систематизации оплаты медицинских услуг, а с другой стороны, породила проблемы, связанные с ограничением средств, нехватка которых, несмотря на удвоение бюджета фонда по сравнению с 2012 г. остается весьма существенной. Решение правительства об отмене коэффициентов при начислении субсидий позволило увеличить размер бюджета на 20 млрд рулей, однако денег все равно не хватает. Об этом сказала председатель комитета по здравоохранению и охране общественного здоровья московской городской думы Людмила Стебенкова на расширенном заседании Московского городского Фонда обязательного медицинского страхования, передает корреспондент РИА АМИ.

Часть проблем, сказала она, состоит в том, что различные виды одной и той же услуги оплачиваются из разных бюджетных поступлений, в связи с чем необходимо соблюдать четкий баланс, который иногда сознательно «замыливается», с целью ввести услугу в тарифную сетку ОМС. В качестве примера Стебенкова привела случаи манипуляций с порядком операций по стентированию, так только экстренная операция попадает под оплату из фонда ОМС, тогда как плановое стентирование оплачивается за счет бюджета высокотехнологичной помощи. Такое разночтение приводит к тому, что плановые операции проводятся как экстренные, привязывая стентирование к страховым случаям. Для того чтобы избегать таких ситуаций Стебенкова предложила выйти на Минздрав с финансовой инициативой, цель которой – перевести ряд высокотехнологических услуг медицинской помощи в систему оплаты ОМС. Это ликвидирует путаницу в источниках оплаты медицинских услуг и уберет возможность подтасовок их целевых назначений. Некоторые депутаты выходят с инициативами включить в структуру ОМС неотложную стоматологическую помощь. В частности, обсуждается возможность открытия пилотного образца стоматологического кабинета, действующего в рамках ОМС. Если этот опыт окажется положительным, то вопрос страхования стоматологической службы будет обсуждаться на правительственном уровне.

Другая серьезная проблема, продолжила Стебенкова, это финансирование профилактических отделений в детских поликлиниках, так как здесь, наравне с другими первичными структурами введено подушевое финансирование, однако нагрузка на врача намного больше, чем в обычной поликлинике. Изменить ситуацию можно двумя путями: либо будут введены законодательные инициативы, что является долгим и утомительным путем, либо финансирование может идти не из бюджета, а в рамках определенных субсидий, учитывающих повышенные нагрузки медработников.

Последняя инициатива, комитета – это вопрос оплаты родовспоможения. Обследование и обслуживание беременных женин стоят в примерно в три раза больше чем это заложено в тарифах ОМС. Необходимо выводить этот вид медпомощи из подушевой оплаты и вводить тарифную сетку оказания медицинских услуг. «Решать этот вопрос нужно как можно быстрее, так как недостаточное внимание к этой проблеме на выходе оборачивается как перинатальной, так и материнской смертностью, и, самое главное, здоровьем родившиеся детей, так как наша главная задача – снизить инвалидизацию в процессе родов, которая, хотя и в небольших количествах, еще присутствует и оборачивается трагедией как для семьи, так и для самого искалеченного ребенка», — передает корреспондент РИА АМИ слова Стебенковой.

В настоящее время, продолжила она, идет активная работа по внедрению единой медицинской информационно-аналитической системы Москвы (ЕМИАС), однако хотелось бы, чтобы эта работа была ускорена. Только на выписывании талонов к врачу, по словам главы комитета по здравоохранению, задействованы полторы тысячи человек. При том что уже существуют отлично работающие информационные системы и кооперирование их с ЕМИАС даст очень хороший эффект, тем более, что те деньги, которые высвободятся от оплаты работников, сидящих «на талонах», пойдут на заработную плату врачей. Позитивной инициативой фонда ОМС Стебенкова назвала создание личных интернет-кабинетов – на сегодняшний день такие кабинеты зарегистрировали 4 тысячи человек.

Еще одна серьезная проблема, сказала Стебенкова – двойная оплата медицинских услуг. В следующем году 500 тысяч человек будут прикреплены к частным и ведомственным клиникам по подушевому финансированию. Проблема в том, пояснила она, что клиника, прикрепив пациента, требуют с него наличную оплату за оказанные медицинские услуги, тогда как их лечении уже оплачивается из фонда ОМС. Так как такие факты являются далеко не единичными, необходимо установить контроль над деятельностью клиник в плане ведения финансовой отчетности и периодически проверять вероятность двойной оплаты медицинской помощи. «Пока мы не можем контролировать финансовую деятельность частных компаний, так как бухгалтерская информация является частной собственностью и закрыта для внешнего контроля, – сказала Стебенкова. – Однако, такие проверки можно устраивать в рамках соглашений, которые есть у Минздрава, департамента здравоохранения и фонда ОМС».

В целом, добавила Стебенкова, вход в систему одноканального финансирования значительно улучшил ситуацию с оплатой медицинской помощи в городе, повысив ее качество и доступность.

Директор Московского городского фонда обязательного медицинского страхования Владимир Зеленский, комментируя слова Стебенковой, пояснил, что вопрос двойственности стентирования, при котором экстренная операция производится за счет средств ОМС, а плановая – за счет бюджета высокотехнологичной помощи, ставился в федеральном фонде. «Однако любое включение дополнительной помощи за счет ОМС, – сказал он, – должно сопровождаться дополнительным финансированием системы ОМС на оказание этих видов помощи. Не хотелось бы, чтобы одно вытолкнуло другое». Тем не менее, отметил Зеленский, дискуссия по тому поводу ведется, и решение обязательно будет найдено. Комментируя ситуацию с двойной оплатой счетов в частных клиниках, Зеленский отметил, что количество экспертиз, производимых страховыми компаниями за последнее время выросло в разы и достигло 5 млн в год, и если подключить жалобы по двойной оплате, то их количество может еще удвоиться. Прежде всего, вопрос двойной оплаты, сказал он, это вопрос информированности граждан о своих правах и необходимости внимательного ознакомления с текстом подписываемого договора. «Я уверен, что в большей части случаев в договорах стоит добровольное информированное согласие, подписанное гражданами на оказание тех или иных видов помощи, – заявил Зеленский, – мы со своей стороны будем постоянно напоминать о том, что они должны спрашивать в первую очередь перечень платных услуг. Пациенту необходимо не просто прочитать программу государственных гарантий, поскольку из нее неясно, на что они имеют право, он должен быть информирован о порядке получения бесплатной медицинской помощи. Мы будем проверять информирование граждан не только в частных клиниках, но в равной степени и в городских и федеральных медицинских учреждениях». Однако сотрудники фонда не смогут проверять медицинские организации превентивно, поскольку это дополнительная контрольная нагрузка и система обязательного медицсинкого страхования не имеет на это права. В рамках законодательства проверки медучреждений производятся довольно редко, и, кроме того, такие мероприятия стали бы дополнительной нагрузкой и на сам фонд. Однако сказал Зеленский, в тех рамках, которые определены законодательно, эти проблемы будут решаться.

Министр здравоохранения Москвы Алексей Хрипун отметил, что корректное прикрепление пациента к медицинскому учреждению является основой для четких правил осуществления денежных расчетов, разработка которых является одной из срочных задач, стоящих перед МГФОМС. В свое время (в конце 2000 годов) прикрепление пациентов происходило территориально. Однако, сейчас, имея в основе единую информационную систему, новое руководство фонда получило возможность решения проблемы мониторинга оплаты услуг независимо от медучреждения, тем более что на днях на портале Госуслуг заработал информационный ресурс, который позволяет Москвичам прикрепляться к поликлиникам в электронном виде.

Ярослав Агафонников