Рекламу лекарств под запрет?

Законотворцы предлагают запретить рекламу лекарств, поскольку, по их мнению, продвижение препаратов вынуждает граждан заниматься самолечением. Соответствующие поправки в закон о рекламе подготовил депутат заксобрания Ленинградской области Владимир Петров. В пояснительной записке говорится, что бесконтрольное использование лекарственных средств «провоцирует рост смертности от самовольного их потребления». Согласно документу рекламировать лекарства можно будет только в специализированных печатных изданиях. Нужно ли запретить рекламу лекарств?

Андрей Ефимов, директор Медицинского института СГУ, кандидат медицинских наук, член Общественной палаты Коми:

– Согласен – повсеместную и бесконтрольную рекламу лекарственных средств необходимо запретить. Эффективность лечения далеко не всегда зависит от стоимости препарата и известности торговой марки, а пациенты под влиянием рекламы делают выбор в пользу тех средств, которые часто показывают по телевизору. Встречается и некорректная информация. Допустим, реклама призывает лечить целлюлит, а в международной классификации такого заболевания нет.

Более эффективным, на мой взгляд, было бы увеличение доли социальной рекламы. Болезнь легче предупредить, чем лечить.

Владимир Мечетин, главный врач Койгородской ЦРБ:

– Однозначно нужно запретить, и от свободной продажи тоже. Чтобы люди не занимались самолечением и не доводили себя до запущенных стадий. Из-за свободной продажи антибиотиков, например, в организме человека может выработаться низкая чувствительность нового препарата к инфекционному заболеванию. Человек принимают одну-две таблетки, ему становится легче, и он бросает пить препарат. В результате в организме развивается резисцентность (устойчивость) к антибиотикам, вследствие чего лечение нужным препаратом может оказаться бесполезным.

Александр Лебедев, заведующий неврологическим отделением КРБ:

– Скорее, соглашусь с тем, что рекламу нужно запретить или подавать ее в другом виде. Реклама лекарств зачастую носит агрессивный характер или подается как шоу. И притом рекламируются в основном недешевые, а подчас и просто бесполезные лекарства. Простые и важные препараты у рекламы не в чести. Я не видел рекламы против ишемической болезни сердца, например. На мой взгляд, если и нужно продвигать лекарственные препараты, то иным путем. А самое лучшее – не доверять телевидению, а довериться своему лечащему врачу.

Елена Петрова, главный внештатный кардиолог министерства здравоохранения Коми:

– Совершенно согласна с этим мнением, считаю, что надо запретить рекламу лекарственных препаратов, БАДов, медицинской техники, изделий медицинского назначения, а также методов лечения, профилактики, диагностики и реабилитации, использование которых зависит от конкретного заболевания больного и могут назначаться врачами только по индивидуальным показаниям. Считаю, что подобную рекламу можно допустить только в специальных изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников.

Александр Верховод, председатель КРО Всероссийского общества слепых:

– Лекарства должен назначать врач, это не конфеты, чтобы их употреблять по желанию. Самолечение ведь еще опасно тем, что временно снимает симптомы и искажает картину болезни, а когда окончательный диагноз поставлен, бывает уже поздно.

Илья Костин, председатель правозащитной организации людей с инвалидностью «Аппарель»:

– Некоторые люди относятся к своему здоровью легкомысленно и не ходят к врачам, пока «не припрет». Реклама действительно многих толкает на самолечение. Даже фармацевт в аптеке не может дать качественную консультацию по препарату, потому что не знает особенностей организма человека. Другая сторона медали – бизнес. Если запретят рекламу лекарств, что, на мой взгляд, вряд ли произойдет, то СМИ и аптечный бизнес понесут колоссальные убытки.

Михаил Ткаченко, генеральный директор ГУП  РК «Государственные аптеки РК»:

– Согласен с предложением о запрете рекламы лекарств, БАД и медизделий.  Кроме того, хочу добавить, что реклама в СМИ включена в ценообразование на лекарства, тем самым увеличивается их стоимость у производителей и оптовиков и соответственно сказывается на цене в аптеке. Нередко бываю за границей и хотел бы обратить внимание, что такой агрессивной рекламы нет ни в одной стране.

Надежда Делова, главный редактор газет «Заполярье», «Республика. Воркута»:

– Более чем популистская инициатива, поскольку бесконтрольное использование лекарственных средств в нашей стране запретом рекламировать лекарства решить невозможно. Этот вопрос должен быть решен на законодательном уровне, как во всех цивилизованных странах: в аптеках любое лекарство должно отпускаться строго по рецепту врача. Запрет рекламы ничего не даст, потому что россияне за долгие годы «медикаментозной свободы» привыкли покупать лекарства в аптеках по рекомендации провизоров и с упорством, достойным лучшего применения, будут продолжать заниматься самолечением.