Menu

Нужна ли ребенку конкуренция?

Как часто мы слышим подобную фразу: «Главное – не победа, а участие». Это высказывание передается из поколения в поколение. И не зря: специалисты соглашаются, что конкуренция может стать хорошим выбором для ребенка, но только если родители, тренеры и учителя придадут соревнованиям нужный психологический и социальный смысл. Если окружающая среда должным образом структурирована, соревнования и конкуренция могут быть интересным опытом обучения.

Дети сталкиваются с растущими требованиями, чтобы преуспеть во всех аспектах жизни: в спорте, научной деятельности, культуре и искусстве. Чтобы убедиться, что конкуренция здоровая, не вредна для ребенка, взрослым нужно придерживаться главного правила – конкуренция должна быть только в игровой форме.

Соответствующая возрасту конкуренция

Родители хотят дать своим детям хороший старт в жизни, когда дело доходит до конкуренции, срабатывает принцип: раньше – не всегда лучше.

Как считают психологи, понимание ребенком конкуренции связано с умственным развитием. 6-летний ребенок, как правило, уже имеет такой уровень умственного развития, что понимает выгоду от структурированной конкуренции. До этого возраста дети не в полной мере понимают смысл соревнований и конкуренции, потому что конкуренция предполагает работу на отдаленные по времени цели.

Конкуренция также требует понимания абстрактных ценностей, таких как выработка стратегии – трудное понятие для маленького ребенка. Кроме того, дети еще плохо понимают, какая награда их ждет в далеком будущем. Для них гораздо проще понять более приземленные причинно-следственные связи.

Поэтому специалисты рекомендуют детям больше играть, а не участвовать в специально организованных соревнованиях и конкурсах, пока те не достигнут шестилетнего возраста.

Сосредоточьтесь на процессе

Конкуренция важна как в футбольном матче, так и в конкурсе на правописание или выразительное чтение стихотворения. Однако родителям, учителям и тренерам нужно позаботиться, чтобы не сделать конкуренция главной и единственной целью.

Важно сосредоточиться на том, что происходит в процессе соревнования: на обучении, повышении умений и навыков, спортивного мастерства, сыгранности и просто-напросто положительный эмоциях. Это не означает, что победа – не важно, но в процессе соревнования могут быть приобретены и другие вещи. Дети могут узнать в раннем возрасте, что не обязательно всегда побеждать, чтобы быть успешными.

Также важно подчеркивать удовольствие от игры и конкурса. Дети на первое место в соревновательных видах спорта ставят именно получение удовольствия и радости. Если же дети отказываются играть, то, возможно, им не нравится соревнование или же они не получают от него удовольствия.

Как же убедиться, что в соревнованиях присутствует фактор удовольствия?

Между противоборствующими сторонами должен быть паритет. Маленькие дети не могут справиться с заданием, если соперник намного превосходит их. Понятно, что ребенок не сможет показать свои лучшие стороны, так как его способности слишком низки для данного задания. Если же уровень способностей примерно равен у обеих сторон, тем задание становится интереснее, а дети прикладывают больше усилий для победы и хотят узнать что-то новое.

Не следует выбирать соревнования с менталитетом «сражения», советуют специалисты. Ведь легче оправдать собственные нарушения, когда на той стороне – враг. Ребенку проще делать те вещи, которые он никогда бы не сделал другу или партнеру, – обман, агрессивное поведение, дразнилки, насмешки. Родителям нужно помочь своим детям понять, что мальчик или девочка с другой стороны точно такие же, как и они.

Кстати, не секрет, что дети учатся на вашем примере. Поэтому вам нужно вести себя корректно, когда вы смотрите какие-либо соревнования дома – не ругать судей, противников вашей любимой команды и не злорадствовать после их проигрыша.

Ценность игры без конкуренции

Развитие здоровых представлений о конкуренции готовит фундамент для взрослой жизни: поступление в колледж, собеседование, карьерный рост. Но также важно научить детей, что не все должно быть конкурентоспособным. Ведь в игре, которая не ориентирована на победу, дети получают опыт взаимодействия и кооперации, которые могут быть очень позитивными для дальнейшей жизни. Также дети чувствуют себя в психологической безопасности и пробуют что-то новое, так как отсутствие конкуренции снимает тревогу и напряжение.

Родителям следует поощрять детей, чтобы те испытывали новые вещи, способности и умения, не беспокоясь об успехе или неудаче. У маленьких девочек и мальчиков еще будет много времени на конкурирование и желание победить.

Как помочь детям справиться с конкуренцией

  1. Дети взрослеют и развиваются индивидуально. Помните, что до 6 лет они испытывают трудности с пониманием конкуренции.
  2. Игра является лучшей альтернативой соревнованиям и конкуренции.
  3. Чтобы быть успешным, не обязательно побеждать. В соревнованиях дети получают много полезных навыков.
  4. Пусть конкурсы и соревнования будут веселыми.
  5. Младшим детям лучше не соревноваться, чтобы избежать напряжения и чувствовать себя в безопасности.
  6. Убедитесь, что стороны являются равными по силе. Когда одна сторона доминирует, дети не будут играть в полную силу.
  7. Помните: соперник – партнер по игре, а не враг.
  8. Не мотивируйте детей побеждать за награду. Главное – сам процесс.

И помните, важно участие, а не победа!