1. Болезнь или хитрость?

Считается,что сознательно хитрить и обманывать дети начинают с четырех лет.На самом деле это могут делать даже полугодовалые младенцы.Малыши не столь наивны,как мы предполагаем,они довольно быстро понимают,что использование некоторых приемов(притворного плача или смеха) помогает привлечь к ним внимание взрослых.

К восьми месяцам малыши уже умеют скрывать запрещенные действия или пробовать отвлечь родительское внимание от чего-нибудь.А двухлетки уже настоящие профи,потому что способны использовать гораздо более хитрые методы,например обман при угрозе наказания.А вот регулярная ложь у ребенка старше шести лет может негативно сказаться на психике,особенно когда он сам теряет способность отличить правду от лжи(дети склонны верить тому,что сами придумали).Поэтому задача родителей - помочь ребенку к семи годам научиться пользоваться своим воображением и умением перевоплощаться в мирных целях.

2. Притворная болезнь

Речь идет о случаях,когда совершенно здоровый ребенок имитирует заболевания,чтобы достичь какую-нибудь определенную цель.Болезнь малыша - это всегда стресс для родителей.Дети с первых лет жизни наблюдают,как одно слово "болит" превращает маму и папу в нежных,заботливых родителей,ищущих помощи и практически всегда более отзывчивых к проблемам ребенка.Поэтому игра в болезнь почти на 100% гарантирует малышу достижение той самой заветной цели.

Нельзя точно сказать,как часто дети симулируют недуги.Но это явление не редкость - любой внимательный родитель сталкивался с ним хотя бы однажды.По наблюдениям врачей,особенно часто притворные болезни можно увидеть у городских детей,т.к. жизнь в большом городе со множеством разнообразных,манящих и раздражающих малышей впечатлений провоцирует их на всякого рода комедиантские действия,в том числе и на изображения мнимых больных.

Пробовать притворяться больным ребенок начинает,как только познакомится с четким набором внешних симптомов болезни и научится их имитировать. Обычно это происходит примерно к пяти годам. Но если в семье кто-то часто болеет (например, у старшего брата вечная аллергия или у бабушки постоянная мигрень), малыш может начать разыгрывать страдальца гораздо раньше. В работе организма мало недугов и нарушений, которые были бы не по зубам талант - лживым маленьким актерам. Болит головка, животик, горлышко – это, так сказать, низший уровень «профессионализма». На следующей ступени стоят расстройства зрения, косоглазие, болезни слуха, потеря голоса, немота, хромота, икота, рвота, диарея, насморк, болезни кожи и т.д. Верх мастерства – страшные болезни вроде эпилепсии, нервных и умственных расстройств. Степень искусства, обнаруживаемого детьми в притворных болезнях, весьма различна.

Очень часто притворство бывает весьма поверхностным и грубым – вводит в заблуждение и заставляет серьезно беспокоиться лишь незнакомых с медициной лиц (прежде всего, конечно, родителей). Врач же очень легко распознает лицедейство и, конечно, быстро вылечивает «болезнь». Но не редки случаи, когда дети притворяются настолько искусно, что обманывают доктора, который принимает мнимого больного за истинно страдающего.

Причем обман продолжается не в течение одного или двух визитов, а на протяжении нескольких недель, иногда и ме­сяцев. Врач заходит в тупик: болезнь такая-то, а некоторых характеризующих ее признаков у ребенка нет. Бывает даже так, что мнимый больной попадает в больницу, подвергается наблюдению и исследованию и. обманывает целую больницу.

Иногда доктора разделяют­ся на два лагеря: одни утверждают, что этот маленький пациент — симулянт, а другие — что он самый настоящий больной. Конечно, далеко не все притворщики могут так долго играть свою роль — многие бросают коме­дийное действо раньше, чем дело зайдет так далеко. Просто для масштабного обмана нужны очень серьезные причины.

3.Почему дети притворяются больными?

Причин много, но все они сводятся к же­ланию: получить что-то (удовольствие, внимание и помощь окружающих, какую-то вещь —хотя бы во временное пользование);избежать чего-то (неудовольствия, неприятного события, ненавистного занятия, выпол­нения обязанностей, наказания, страдания).

Классический пример — внезапная бо­лезнь школьника в тот день, когда должна быть контрольная. Кстати, детсадовцы тоже часто разыгрывают роль больных, чтобы отдохнуть и поспать утром подольше вместо похода в детский сад.

4.Как родители провоцируют притворные болезни?

Если ребенка воспитывают по принципу «сюда не садись, это не бери, ничего нельзя»,

он постоянно находится в условиях словесных ограничений и запретов. Крохе ничего не остается, как учиться хитрить для воздействия на излишне строгого взрослого. Если от карапуза все время ждут только отличных результатов и родителей очень огорчают даже простые неудачи, малыш по­нимает, что проще устроить так, чтобы неудач не было. Самый очевидный способ избежать неудачи — не делать. Но на это надо же полу­чить разрешение взрослых. А как вы думаете, согласятся ли такие требовательные родители, чтобы здоровый ребенок пропустил, напри­мер, утренник в саду, на котором они уже приготовились испытать гордость за него?

Нет, конечно; поэтому кроха видит только один выход: надо заболеть. Кстати, некоторые малыши накануне «противного» мероприятия так волнуются, что им не нужно прибегать к обычным хитростям вроде нагретого на бата­рее градусника. Температура сама поднимется — на нервной почве. Или живот разболится. Или странная сыпь вдруг появится. Если ре­бенок очень переживает, он может на самом деле чувствовать себя плохо, а не сознательно обманывать: организм реагирует на тревогу и выдает спасительные для хозяина симптомы, лишь бы избежать стресса. Температура, боль, сыпь — все это реально. Только причина нездоровья — не физическая, а психологи­ческая, и для выздоровления больше нужен разговор по душам, чем таблетки.

Если мама и папа считают, что лежать в постели допустимо только ночью (жизнь так коротка, что надо успеть все сделать, везде сходить, всему научиться!), то организм ма­лыша может не выдержать и «подсказать» ему способ отдохнуть. И даже «похитрить» вместе с ним, вызвав, к примеру, диарею или рвоту. Если родители сами не являются образ­цом организованности и исполнительности, иногда откладывают неприятную встречу, сославшись на головную боль, а еще хуже —прогуливают работу, заявив, что заболели (или заболел ребенок!), хотя все здоровы,—это на­стоящие «уроки притворства» для чада. Дети все мотают на ус. Если можно вам, то почему нельзя им? Малыши великолепно усваивают, что в семье допустимо, а что — нет.

5.Как отличить реальную болезнь от мнимой?

Дети настолько могут войти в роль, что тело начнет им «подыгрывать», поэтому ро­дителям стоит научиться отличать реаль­ную болезнь от хитрого способа получить желаемое. Для этого не надо быть врачом и знать перечень всех симптомов того или иного заболевания. Все проще: если вы бу­дете внимательны, то ответ получите за 5-10 минут. Итак, если вчера ребенок был здоров, а сегодня у него температура, болит живот, нога и т. д. мы:

- Вспоминаем, что было накануне. Случи­лось ли то, что действительно могло вызвать болезнь (сильно продрог, съел по недосмот­ру несвежий продукт, в садике почти все гриппуют и т. д.)?

- Перебираем, что ждет малыша сегод­ня: дорога в детский сад, где поссорились с другом, выступление на концерте, поход к бабушке, которая слишком строга. Анализируем поведение крохи. Нет ли присущего всем актерам отсле­живания реакции публики?

- На последнем пункте остановимся подробнее. У вни­мательных родите­лей есть все шансы определить, когда их юный гений хитрит. На­пример, чтобы отличить притворный плач от реального крика о помощи (даже у младенца), надо всего лишь прислу­шаться к нему. Дети часто используют крик для привлече­ния внимания, даже если все в порядке. Вы можете понять это, если они делают паузу, чтобы послушать, отвечает ли им мама, прежде чем снова начать плакать. Это доказывает тот факт, что даже самые маленькие ясно осо­знают, что их действия приносят резуль­тат. Поэтому паузы в спектакле маленького хитреца для наблюдения за реакцией зрителя являются отличительным признаком и пер­вым сигналом того, что вас пытаются ввести в заблуждение. Кроме того, есть еще ряд подо­зрительных особенностей поведения:

-Истинно больного ребенка быстро клонит в сон, телевизор его довольно скоро утомляет, и малыш начинает клевать носом. Если же сразу после разрешения не идти в садик, не ехать к бабушке, не убирать в своей комнате, он устроил телемарафон и сна ни в одном глазу — скорее всего, физически с ним все в порядке. У маленьких (малоопытных в обмане) детей поддельные симптомы часто «гуляют» по телу: «Голова болит. А теперь живот болит. ».Когда начинает «болеть попа» — не будьте слишком доверчивы!

Повтор за взрослым его последних слов часто означает попытку выиграть время, что­бы придумать похожий на правду ответ. Притворщики или избегают зрительного контакта со взрослым, отводя глаза, или, на­оборот, смотрят ему прямо в глаза, твердя: «Да, болит, сильно болит. ».

- Дети, задумавшие обман, часто сидят или стоят в такой позе, которая по­могает закрыться от того, кого они водят за нос (нога на ногу, руки скрещены, туловище повернуто боком или почти задом ко взрос­лому).

- Если у ребенка проб­лемы с конкретным человеком или за­нятием, то симптомы мнимой болезни бу­дут проявляться в со­ответствии с его распи­санием (не любит тетю, а с ней оставляют строго по вечерам субботы — соот­ветственно, насморк появляется утром или днем в субботу).

6. Что делать?

1 Помните о презумпции невинов­ности. Не делайте поспешных выводов, если вина ребенка не установлена на 100%. Это может травмировать малыша. Плюс он сде­лает вывод, что вы несправедливы по от­ношению к нему. Не ругайте чадо, даже если обман явный. И не стоит излишне огорчаться из-за того, что поймали своего малыша на лжи. Это его первое испытание взрослым миром. Попро­буйте вместе с ребенком выяснить мотивы и факторы, повлекшие ложь (только не прибе­гайте к методу допроса — постарайтесь пере­вести все в доверительную беседу). Объясните карапузу, что из этой ситуации можно было выйти не обманывая — так-то или так-то.

Помните, что лгать и притворяться дети начинают по необходимости — когда им не хватает родительской любви, понимания, внимания, заботы. Для того чтобы помочь малышу открыться и попросить словами то, что он хочет получить, демонстрируя болезнь, надо учить его называть свои эмо­ции. Помогите крохе понять, что поддержка будет быстрее, если вы узнаете, что с ним на самом деле. Ему может быть страшно, или стыдно, или просто грустно. Но он молчит об этом. Просто говорит, что голова болит. Но разве, сообщив родителям о головной боли, он перестанет бояться? Чем быстрее вы научите ребенка получать желаемое без вовлечения тела в опасные игры, тем больше родительского спокойствия вас ждет.

2. Не надо резко пресекать детский спек­такль. Если вы поняли, что малыш притворя­ется, но повод для этого — существенный, предложите ему продолжить игру. Например, вчера был очень насыщенный день, и за ночь ребенок мог не восстановить силы, поэтому действительно нуждается в отдыхе. Вариан­ты: «О, ты заболел. Ну, как будем лечиться?» Далее предлагаете безвредные, но малопри­ятные методы лечения: для одного это может быть молоко с медом и маслом, для другого — постель без возможности встать с нее. А если есть настроение, то можно и вместе развить сюжет: «Как здорово ты все приду­мала, доченька! Давай поиграем, как будто на кухне у нас приемный покой больницы, а в спальне — реанимация. Ты насколько больна: тебя сразу везти к хирургу в реанимацию или поможет конфетка на кухне?» Не удивляйтесь, если в следующий раз дочь скажет: «Мама, давай поиграем в больницу. Я буду как бы бо­леть, а ты меня — «лечить». И никуда сегодня не пойдем, а просто побудем вдвоем».

Подавайте хороший пример. Врать дети в основном учатся у взрослых. Особенно плохо, когда взрослые учат ребенка говорить правду, а сами иногда врут.

Важно! Даже если вы точно знаете, что ваш малыш притворялся, но это повторяется, по­кажите его врачу. Иногда детский организм подсказывает карапузу выбрать именно те симптомы «для игры», которые соответствуют зарождающейся реальной болезни.