Занятие по ознакомлению с организмом человека Познай себя и будь здоров

Конспект занятия по ознакомлению с организмом человека

«Познай себя и будь здоров»

(подготовительная группа)

Программные задачи:

- Дать детям знание о функциях органов зрения и их внешнем строении (глаза видят, их форма, цвет, размер);

- Дать знания о различных особенностях глаз животных (орёл, сова, заяц, лягушка, крот), механизме их приспособления к окружающему миру, различной среде обитания;

- Показать детям, что полезно, а что вредно для глаз. Воспитывать бережное отношение к своему зрению;

- Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи, упражнять в узнавании предметов на ощупь;

- Сформировать убеждение в том, что о коже человека надо заботиться.

Материал:

Демонстрационный: Картинки с изображением животных (орёл, сова, заяц, лягушка, крот) и предметов (солнце, телевизор, спички, ножницы, нож, очки, пальто, мыло, морковь, умывающийся ребенок, компьютер);

Дид. игра «Чудесный мешочек».

Раздаточный: лупы, зеркала.

Ход занятия: 1 часть

В-ль: Ребята, отгадайте загадки:

1. «Два братца через дорогу живут, а друг дружку не видят».

2. «На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются».

В-ль: Почему вы думаете, что это глаза?

Да, мы можем видеть всё окружающее нас благодаря глазам.

А как вы думаете, что еще нужно, чтобы нам видеть?

Конечно, нам нужен свет. Если мы с вами окажемся в темноте, даже наши глаза не помогут нам, мы ничего не увидим.

А у животных есть глаза?

Зачем они им?

У какой птицы самое острое зрение? (У орла). Зачем ему нужно такое зрение? (Он парит на большом расстоянии от земли и с большой высоты высматривает добычу).

А какая птица лучше всех видит ночью? Почему ночью лучше всех видит сова?

А почему зайца называют косым, может быть он плохо видит? (Чтобы убегать от волка и лисы, заяц видит не только то, что впереди, но и то, что сбоку).

А кто знает, какую особенность имеют глаза лягушки? (Лягушка, оказывается, видит только движущиеся предметы).

А какое животное совсем не видит? Почему крот не видит? (Под землей темно и кроту видеть не обязательно. У него хорошо развиты слух и обоняние, он чувствует запахи и слышит приближающуюся опасность).

А зачем человеку глаза?

(Глаза первыми сообщают нам об опасности, еще о еде, о предметах на пути. Через глаза, как через два окошка, мы видим окружающий мир).

В-ль: С помощью зрения мы видим форму предметов, из чего они состоят, их цвет и движения.

Возьмите зеркала и рассмотрите свои глаза. Что вы видите?

Давайте рассмотрим картинку, на которой изображен глаз человека.

На нашем лице видна только небольшая передняя часть глаза. Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях – глазницах. Весь глаз по форме похож на шар, который называется глазным яблоком. Снаружи нам видны белковая и радужная оболочка. Радужная оболочка у разных людей может быть разного цвета. В самом центре радужной оболочки находится специальное отверстие в глазу – зрачок. Именно через него в глаз попадает свет и изображение предметов. Внутри глаза темно, поэтому и зрачок у всех людей чёрного цвета.

В-ль: А теперь отгадайте загадку: «Из одного озера сорок лошадей пьют и не напьются». (Ресницы).

А зачем нам ресницы ?

А что ресницы пьют. (Слёзы).

Зачем нам слёзы. (Они вымывают грязь и еще согревают глаза).

А вот еще загадка:

Под мостом- мостищем

Под соболем-соболищем

Два соболька разыгрались.(брови)

Для чего нам нужны брови. (Они тоже защищают глаза, не дают стекающему со лба поту их заливать).

Это всё позаботилась природа, чтобы защитить глаза. А теперь посмотрите на картинки и подумайте, что вредно, а что полезно для наших глаз? Как мы должны заботиться о своем зрении?

Дети рассматривают картинки: солнце, умывающийся ребенок, мыло, телевизор, ножницы, морковь, очки, компьютер.

Полезно для глаз:

- мыть глаза утром и вечером;

- есть морковь, чтобы зрение было лучше;

- читать и рисовать там, где светло;

- носить очки, если зрение плохое;

= делать гимнастику для глаз.

Вредно:

- смотреть на солнце;

На болоте 2 лягушки Вправо-влево наклонялись

Две зеленые подружки И обратно возвращались.

Рано утром умывались, Вот здоровья в чем секрет.

Полотенцем растирались. Всем друзьям физкульт-привет.

Ножками топали,

Ручками хлопали.

2 часть

В-ль предлагает детям вспомнить, какие еще органы чувств есть у человека, кроме глаз (нос, уши, язык, кожа).

Почему кожу человека можно назвать волшебным скафандром.

Зачем нам нужна кожа? (защищает скелет и внутренние органы).

Кожа не только защищает нас, но и в какой-то мере заменяет человеку глаза. Проверить это нам поможет игра.

Дид. игра «Определи на ощупь».

Игровое правило: Ребенок должен на ощупь определить, что за предмет лежит в мешочке, описать предмет, не видя его, угадать, из чего он сделан. (В мешочек кладется один предмет, предварительно его можно показать остальным детям).

В-ль предлагает последнему ребенку, участвующему в игре, назвать цвет его предмета (можно ли определить цвет на ощупь?) и выясняет, почему невозможно это сделать.

В-ль: Как вы думаете, зачем нам осязание – чувствование кожей, если есть зрение?

Можно ли глазами почувствовать, что вода мокрая, стекло гладкое, металл холодный, а мамина рука мягкая и теплая?

Давайте рассмотрим кожу через лупу. Что вы видите? Для чего нам волосинки на коже? А ещё на коже есть маленькие отверстия – поры, в жаркие дни поры открываются, и мы начинаем потеть. Вместе с потом из организма выводятся вредные вещества.

Оказывается, в коже есть специальные клетки, которые чувствуют приятные и неприятные прикосновения, боль, тепло или холод. Кожа может предупредить нас об опасности (утюг).

В-ль. Как вы думаете, как нужно беречь кожу и заботиться о ней? Что с ней может случиться? Посмотрите на картинки, они помогут вам вспомнить, что вредно, а что полезно для кожи.

Вредно:

- долго загорать на солнце;

- кожу можно поранить, порезать;

- вредны ожоги, обморожения.

Полезно:

- мыться водой с мылом;

- принимать воздушные ванны;

- в холодную погоду тепло одеваться.