Вы здесь

Введение            

Для того, чтобы разобраться в океане различных методов психотерапии, необходимо их систематизировать и классифицировать  построить структурно – функциональную модель, систематизирующую теоретические и практические знания в области психотерапии. При построении классификация психотерапии,вероятно,  следует учитывать три ее аспекта: 1) клинический, подразумевающий определенную клинически – ориентированную цель лечения и диагноз пациента. как объекта психотерапевтического воздействия; 2) личностный, складывающийся из той или иной теории личности и 3) коммуникативный, выражающий специфику межличностных отношений ( взаимодействия) между психотерапевтом и пациентом; 4)  профессионализм психотерапевта в той или иной области психотерапии. Здесь речь идет о содержании  классификации, форма же психотерапии, в свою очередь, может быть индивидуальной, групповой или семейной. При создании классификации также важно получить ответ на ряд вопросов: Что такое метод психотерапии? Какое место он занимает  в классификации современной психотерапии? Как он соотносится с ее направлениями и клиническими возрениями врачей - психиатров?

Центральной осью психотерапевтической классификации является метод, с одной стороны формирующийся в рамках одного из направлений психотерапии, с другой стороны – включающий в себя ряд достаточно конкретных техник и техник. Под методом психотерапии мы понимаем отдельный подход, характеризующийся совокупностью конкретных приемов, определенными требованиями к терапевтическому процессу, предпочтительными формами  и условиями применения ( сеттинг). Исходя из вышесказанного, вертикальный срез классификации можно представить в виде следующей последовательности: направления психотерапии, отдельные методы, техники (методики), психотерапевтические приемы.

Значение классификации существующих методов психотерапии трудно переоценить, поскольку она предоставляет возможность понять их теоретические корни, сделать правильный выбор метода, адекватный клинической симптоматики заболевания, определить показания и противопоказания к терапии тем или иным методом и, наконец, сравнить их эффективность. Последнее возможно лишь в том случае, если метод терапии укладывается в рамки определенной теоретической системы, если он внутренне разложен на отдельные составляющие и если последние по своей сути унифицированны, а следовательно, пригодны для оценки результативности ( эффективности) психотерапии.

Исходя из существующих теорий личности, можно выделить следующие основные направления психотерапии: психоаналитически - ориентированное, феноменологическое ( духовно - гуманистическое), когнитивно – бихевиоральное и эклектично – интегративное.

Классификация направлений психотерапии, построенная на базе основных теорий личности

  1. Психодинамическое (психоаналитически-ориентированное )
  2. Феноменологическое ( духовно-гуманистическое )
  3. Когнитивно-бихевиоральное
  4. Эклектично-интегративное

                  Психодинамическое направление. имеет почти столетнюю историю, достаточно широкое ментальное пространство, свой большой круг понятий и терминов, просочившихся и в другие направления психотерапии. Сложно себе представить современного психотерапевта, не имеющего представления о механизмах психической защиты, формах сопротивления, переносе, терапевтическом  альянсе и т.д. Терминология психоаналитической терапии уже стала неотъемлемой частью речи современного психотерапевта. В большинстве случаев ясно, каким людям показаны ее методы, четко определены требования к психотерапевту ( психоаналитику) и пациенту. Нет сомнения в глубинном характере данной психотерапии, раскрывающем значимые первичные конфликты ( первичные комплексы). прослеживающей динамику  формирования и развития личности. обнаруживающем основные причины заболевания и, наконец,  предлагающем пациенту свой путь выхода.  Глубинный характер методов психоаналитически – ориентированной терапии позволяет работать с личностными, невротическими и даже с точки зрения ортодоксальных сторонников этого направления, с расстройствами психотического уровня. Ни одно из направлений психотерапии не опирается на свою теорию личности так последовательно как психоаналитически – ориентированная ( психодинамическая ) терапия. Ее представление о бессознательной и сознательной топографии личности, структуре ( «Ид», «Эго», «Супер – Эго» ), "внутренних источниках энергии" явились основой для дальнейшего совершенствования этого направления психотерапии. В то же время, заметны и недостатки этого направления психотерапии: значительная продолжительность лечения, сравнительно узкий круг показаний, также обусловленный финансовыми возможностями пациента и его способностью к рефлексии и интерпретации, отход от традиционной клинической интерпретации заболевания. Психотерапевт, работающий в психоаналитическом ключе, зачастую скован правилами и ограничениями психотерапевтического процесса и достаточно субъективен в своих суждениях. Субъективно определяет момент конфронтации, необходимую четкость прояснения ( фокусировка). качество интерпретации и продолжительность проработки материала.

           Гуманистическое или феноменологическое направление включает в себя те методы психотерапии, которые влияют на духовную жизнь человека, его мировоззрение. Они проникнуты гуманистическим принятием пациента, стремятся очеретить границы личности  и стимулируют его личностный рост.  Базисным основанием этого направления являются достижения философской мысли, теологии, гуманистической психологии и медицинской деонтологии. Адепты духовно-гуманистической психотерапии, подчеркивают значение особого характера межличностных отношений между психотерапевтом и клиентом. Например, в клиент - центрированной терапии эти отношения строятся на безусловном принятии пациента ( эмпатия). возможности глубокого сопереживания и мягкого, естественного ( аутентичность ) дополнения сторон его личности ( конгруэнтность ) .

рефлексии и интерпретации, отход от традиционной клинической интерпретации заболевания. Психотерапевт, работающий в психоаналитическом ключе, зачастую скован правилами и ограничениями психотерапевтического процесса и достаточно субъективен в своих суждениях. Субъективно определяет момент конфронтации, необходимую четкость прояснения, качество интерпретации и продолжительность проработки материала.

Гуманистическое или феноменологическое направление включает в себя те методы психотерапии, которые влияют на духовную жизнь человека, его мировоззрение. Они проникнуты гуманистическим принятием пациента и стимулируют его личностный рост.  Базисным основанием этого направления являются достижения философской мысли, теологии, гуманистической психологии и медицинской деонтологии. Адепты духовно-гуманистической психотерапии, подчеркивают значение особого характера межличностных отношений между психотерапевтом и его пациентом. Например, в клиент - центрированной терапии эти отношения строятся на безусловном принятии пациента, возможности глубокого сопереживания и мягкого, естественного дополнения сторон его личности ( конгруэнтность ). Они требуют от психотерапевта глубокого и всестороннего образования, особой духовности, цельности личности. Рост  личности, синтез ее составных частей, самовыражение ( включая феномен катарсиса). осмысление кардинальных вопросов жизни, определение своего места в ней – вот основные механизмы терапевтического действия духовно-ориентированной психотерапии. Она чаще всего не структурирована, неспецифична, а ее эффективность сложно оценить. Общее лечебное действие духовно-ориентированной психотерапии подчеркивает ее диффузный, глобальный  характер. Следует отметить, что вообще трудно себе представить психотерапию, а тем более,  процесс психологического консультирования без элементов гуманистического подхода к пациенту. Он универсален с точки зрения оказания помощи, творчески активен и приближается к искусству, носит щадящий характер и ,наконец, несет на себе печать общих ценностей человека. Какова бы не была форма психотерапии, какой бы метод не применялся – все равно в той или иной степени он будет гуманным, поскольку нацелен на помощь человека. Достоинство и недостаток духовно-гуманистической психотерапии в ее общем неспецифическом воздействии, она полезна при любом психическом расстройстве, но одновременно всегда остается нечеткой ее основная цель. Для достижения стойкого эффекта здесь потребуется достаточно продолжительное время, позитивные сдвиги происходят  медленно и главное, пациент должен довериться психотерапевту, обладающему высокой  духовностью и культурой, глубоко эрудированному в вопросах философии, теологии, гуманистической психологии и медицинской деонтологии. Только в этом случае тот свет, который психотерапевт передаст своему пациенту, поможет последнему найти  верный путь к здоровью. Несомненно, существует ряд заболеваний, при которых духовно-ориентированная психотерапия особенно эффективна, однако, представляется, что она не может быть единственным способом психотерапевтического вмешательства, а должна  выступать в качестве дополнения к  другим, точно направленным, более конкретным и зачастую более интенсивным  методам  психотерапии.

             Когнитивно – бихевиоральная терапия   отражает достижения современной когнитивной психологии и необихевиоризма. Ее отличает относительная краткосрочность, структурированность, подтвержденная неоднократными исследованиями эффективность. Методы когнитивно – бихевиоральной терапии легко и результативно сочетаются с медикаментозным лечением, опираются на достижения современной клинической психологии ( восприятие, представление, мышление, эмоции, поведение и т.д.), не игнорируя специфику нарушений при тех или иных психопатологитческих синдромах и заболеваниях. Для отечественной психологии характерным является акцент на значимости межличностных процессах и особое внимание к социальной психологии, что несколько отличается от задач клинической психологии.  Включение этих достижений  в современную когнитивно – бихевиоральную терапию кажется достаточно естественным и перспективным, поскольку слабое место зарубежной терапии этого направления заключается в недостаточной проработке характера взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом ( отсюда, некоторая противоречивость рекомендаций о характере психотерапевтического вмешательства у таких психотерапевтов как Эллис, Бек и Мейхенбаум ). Можно отметить наличие разрыва между уровнем развития теории современной когнитивной психологии и ее практическими возможностями.

Порожденные относительным несовершенством ряда психотерапевтических методов, необходимостью оказания помощи конкретному пациенту с конкретной проблемой, эклектично – интегративные методы психотерапии обогащают палитру современной психотерапии, отражая тенденции ее развития и, в частности, эволюцию отечественной психотерапии. Мы редко встречаем здесь глубоко интегрированные по своей сути методы психотерапии и понимаем, что существует опасность дикого эклектицизма, обусловленного не конкретными показаниями  к лечению, а недостаточной профессиональной подготовкой психотерапевта, поверхностно включающего в процесс психотерапии все, что он знает, а не то, что необходимо пациенту.

Эклектично - интегративная психотерапия может быть клинически оправданной ( в том числе и проблемно - ориентированной). результативной, однако круг ее показаний чаще всего определяется субъективной ориентацией психотерапевта и  личной убежденностью последнего в эффективности своего подхода. Творчески синтезируя в ряде случаев различные теории личности, ориентируясь на конкретную симптоматику заболевания, допуская особый характер взаимоотношений между психотерапевтом и пациентом, эта психотерапия иногда "забегает" вперед, показывая важное направление, но в силу  своей поверхностности, непредсказуемости и не точно доказанной эффективности  может и завести и  в тупик.

С точки зрения формы лечения в большинстве классификаций выделяют индивидуальную, групповую и семейную формы психотерапии.

Говоря о классификации в психотерапии нельзя уйти от ее построения на основе характера психотерапевтического воздействия. Здесь можно выделить аутосуггестивный, гетеросуггестивный. трансосуггестивный или гипносуггестивный варианты психотерапии, использующие механизмы внушения и гипноза, рациональный вариант терапии, построенный на базе разьяснительного подхода ( диадактического. обучающего) к пациенту и моделирующий вариант лечения, строящийся на основе использования той или иной модели обучения, например, в рамках теории социального научения.

Статьи по теме: