Мужчины не плачут

Мужчины не плачут, эта народная мудрость, по мнению психологов, вот уже минимум пару тысячелетий калечит психику сильного пола.

Вы готовы в воспитании своего ребенка пойти в поисках истины против устоев? Тогда разбираемся.

Из физиологии

Печаль, горе, слезы. Радость, ликование, смех. Все это эмоциональные проявления, свойственные высшей нервной деятельности. Так почему смех - это для мальчиков хорошо, а слезы - плохо?

Наоборот, считают медики: не плакать и не выражать свои эмоции, в том числе отрицательные, - вот что для мальчика плохо.

Мужская психика менее лабильна по сравнению с женской. Определение ведущего полушария у мальчиков происходит позднее, чем у девочек.

Им труднее приспосабливаться и переваривать происходящее. И тяжелее справляться с обуревающими их эмоциями.

Слезы отнюдь не проявление безволия. Слезы - это выход эмоций, которые испытывает ребенок. И задача родителей научить ребенка управлять своими эмоциями: правильно их интерпретировать и трансформировать.

Именно на этом этапе и появляется разница в психолого-педагогических подходах к мальчикам и девочкам.

Девочки живут эмоциями, они способны сопереживать ближнему и готовы поплакать "из сочувствия". Поплакать, пережить и забыть.

Девочкам от этого становится легче, и это поощряется системой воспитания. А мальчики?

Запрещать плакать мальчикам вредно (смотри выше). Это равносильно осуждению за то, что он испытывает чувства, за то, что он живой и эмоциональный. Но и поощрять плаксу вроде как не принято. Тупик? Нет.

Родительская платформа должна основываться на следующих постулатах

1. Плакать не вредно и не стыдно - это проявление твоих чувств и эмоций. Это важно для малышей-дошколят, особенно для правополушарных эмоциональных крох.

2. За слезы тебя никто ругать и осуждать не будет. Но существенного облегчения от слез твой перестраиваемый на логическое мышление левого полушария ум не получит. В народе это называется "слезами горю не поможешь".

На практике это означает - не поощрять сознательно у мальчишек старшего дошкольного и младшего школьного возраста привычку только плачем выражать свои эмоции (для этого есть спорт, танцы, дружеское общение).

3. Учись, проявив эмоцию, не растворяться в ней без остатка, а искать решение, выход из положения. Причем правильный и эффективный. Это и есть механизм воспитания мужской силы воли, разума и спокойствия в океане житейских бурь.

Из жизни

Можно бесконечно долго "препарировать" психологию современных мужчин. И бездушные куклы среди них встречаются (несчастные люди с непроницаемым для эмоций внутренним барьером, спящие до поры до времени "бомбы").

И неуверенные в себе рохли (те, кто освоил только первый этап работы с эмоцией - плач, внешний или внутренний). И лица, злоупотребляющие алкоголем, никотином, наркотиками (освоившие самый легкий способ "перевода" эмоций).

А настоящие мужчины, здоровые и физически, и морально, встречаются нечасто.

Итак, дорогие родители славных мальчишек и взрослеющих юношей. Чтобы научиться управлять своими эмоциями, мальчику нужно научиться не стесняться их испытывать, а также правильно интерпретировать и трансформировать.

Вы же не будете требовать, чтобы ваш сын сыграл на скрипке, если он ее первый раз держит в руках?

Самый распространенный способ воспитания мужчин - головой в омут обуревающих мальчика чувств. Он равносилен родительскому требованию: "Играй!" ("Не плачь!", "Будь мужиком!", "Не держись за юбку!" и т.д.).

А вы сначала научите свое чадо это делать (общайтесь с ребенком, живите его жизнью, расширяйте круг интересов, хобби, поддерживайте в неудачах и поощряйте успехи).

Если не можете сами, "наймите учителей" - обратитесь к психологу, найдите ребенку друга-наставника.

Иначе ничего, кроме кучи комплексов и неврозов, вы на выходе не получите. Впрочем, выбор за вами.