ПЕНСИИ ЖЕНЩИН И МУЖЧИН В РОССИИ В ХОДЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ

С 2002 г. Россия перешла на новую пенсионную систему. Она сохранила часть прежних правил, но большую часть трансформировала. Сохранился различный возраст выхода на пенсию у женщин и мужчин (55 и 60 лет), сохранилась структура бенефициаров (пожилые, инвалиды, дети-инвалиды, семьи, потерявшие кормильца), льготы по возрасту выхода на пенсию (тяжелые и вредные условия труда, учителя и медики с большим стажем, многодетные матери с детьми), подтверждены обязательства государства по ряду категорий государственных иждивенцев (социальные пенсии неработавшим, лица, пострадавшие от радиации, участники Великой Отечественной войны и пр.), принцип индексации пенсий на рост цен.

В то же время отменена категория минимальной пенсии, необходимого стажа работ для назначения пенсии (20 лет у женщин и 25 у мужчин), принцип исчисления пенсии (55% от заработка плюс надбавки за стаж в пределах 75%), ограничение по индивидуальному коэффициенту пенсионера в 1,2 от средней заработной платы по народному хозяйству.

Право на новую пенсию получает каждый работник со страховым стажем от 5 лет, исходная государственная гарантия устанавливается в форме базовой пенсии, которая выступает как ее первая составляющая. Вторая формируется как страховая, исходя из отчислений работодателя от заработка работника в Пенсионный фонд по установленным страховым тарифам, которые расходятся по двум каналам – на трудовую пенсию и на накопительную. Накопительная часть пенсии представляет собой инвестиционный доход на вложенные в экономику отчисления на будущую пенсию. Накопительная система нынче распространяется на лиц 1967 года рождения и моложе.

При выходе на пенсию все пенсионные права до реформы и накопленный капитал после реформы делятся на возраст дожития, единый для мужчин и женщин, хотя в этот период различия в пользу женщин составляют примерно 7 лет. Такой подход способствует определенному выравниванию и определяет решающую долю женщин в общем пенсионном капитале. С другой стороны, эта доля женщин снижается за счет того, что они получают и ныне (и в обозримой перспективе) более низкую заработную плату, а потому выходят и на более низкие пенсии. Не забудем, что сейчас и в предстоящие 30 лет, пока не выйдет полностью на пенсию поколение, вступившее в трудовые отношения с 2002г. пенсия будет формироваться по сути на двух основах - по старому и новому порядку, в зависимости от страта профессиональной деятельности. Это у нас принято называть переходным периодом, в течение которого будут отрабатываться элементы пенсионной системы с позиции их эффективного применения.

В настоящее время структура пенсии такова: из общего тарифа в 20% на базовую пенсию отчисляется 6%, на страховую 14%, в том числе 4% (далее будет 6%) – на накопительную. Уже сейчас видно, что доля гарантированной, базовой части в пенсии выше у женщин и ниже у мужчин. Напротив, страховая часть в пенсии выше у мужчин и ниже у женщин.

Реформа разделила всех пенсионеров на получающих пенсию по социальному страхованию (трудовая пенсия наемных работников) и социальному обеспечению (пенсия госслужащих, военных, социальных категорий - чернобыльцы, участники ВОВ, не застрахованные). По этому делению, учитывая мужской состав военнослужащих и приравненных к ним категорий, видна гендерная специфика в социальном обеспечении.

Новым явилось также установление выплат без ограничений всем работающим пенсионерам. Вопреки традиционному мнению, последняя мера оказалась полезной не только женщинам, но и мужчинам, среди которых, по данным Росстатата (2003 г.), относительно больше работающих пенсионеров (20,5%), чем среди женщин (17,5%).

С 2005 г. Пенсионный фонд осуществляет так называемую единовременную денежную выплату в связи с переводом натуральных льгот для ветеранов в денежную форму (мера, получившая название монетизации льгот). И хотя эти суммы не включаются в пенсию, тем не менее, пенсионеры – подавляющий контингент их получателей. При этом государство разделило льготников на две категории: федеральные, которые финансируются из федерального бюджета, и региональные, выплаты которым производят бюджеты субъектов. В числе федеральных льготников - участники войны, инвалиды, дети-инвалиды, чернобыльцы, блокадники Ленинграда и т.п. в числе региональных - ветераны трудового фронта, ветераны труда. Объем средств единовременной денежной федеральной выплаты выше примерно в 5-10 раз по категориям получающих. Исходя из разных финансовых возможностей федерального бюджета и бюджета территорий и указанного распределения ответственности по уровням власти за категории получателей, более высокий уровень обеспечения получили пенсионеры - федеральные льготники, среди которых доля мужчин выше, чем среди региональных пенсионеров - женщин-ветеранов.

Проведенный анализ пенсий в современных условиях показал полигендерность различий в пенсионном обеспечении по полу. Эта полигендерность связана с различным эффектом одних и тех же применяемых норм и правил. Эти нормы и правила внешне максимально нейтральны по полу, но фактически имеют существенно отличные последствия, что обычно для темы гендерной экспертизы и гендерного бюджета. Попробуем их определить в структурном виде:

Гендерные отличия в пользовании пенсионной системой

1. Подавляющая часть 66% численности пенсионеров в связи с более высокой продолжительностью жизни

2. Более продолжительная жизнь на пенсии, поэтому более высокая окупаемость их отчислений на пенсию.

3. Более низкие размеры пенсий, чем у мужчин, хотя несущественно (в 2004 г. он - 9%), по фактору отставания в заработках, но по той же причине - более высокий коэффициент замещения пенсией заработной платы, что означает меньшее падение уровня жизни при оставлении работы

4. Можно говорить о феминизации пенсионной бедности (среди живущих ниже прожиточного минимума 10% женщин старше 55 лет и 4% мужчин старше 60 лет). Однако, этот тезис не проверен исследователями с учетом доходов работающих пенсионерок, которые составляют большинство среди работающих пенсионеров обоего пола.

5. Государственные гарантии базовой пенсии, пенсии потерявшим кормильца, социальной пенсии для женщин чувствительнее, поэтому всякие трансформации в государственных финансах (сокращение единого социального налога, направляемого в бюджет) сказываются на них в первую очередь, отсюда - повышенная зависимость от государства и бюджета.

6. Большая доля одиноких пенсионеров, а для семейных - повышенная роль в "экономике заботы" относительно других членов семьи, в том числе нетрудоспособных, больных и т.п.

7. Не самые лучшие перспективы в накопительной части пенсий и в получении дополнительного инвестиционного дохода, который ограничивается опять-таки исходным отставанием в отчислениях за счет собственного дохода, но возможность получить накопления супруга в связи с повышенной смертностью мужчин.

В итоге, главное для улучшения положения женщин в пенсионной сфере - преимущественный рост оплаты труда, переход на принцип равной оплаты за равный труд на фоне общего повышения цены труда, в том числе в государственном секторе занятости, смягчения профессиональной сегрегации и улучшения продвижения по службе.

1. Сверхсмертность в трудоспособном возрасте, сроки выхода на пенсию приводят к тому, что их меньшинство в численности пенсионеров и в пенсионном капитале.

2. Порядок формирования пенсии, который продолжает применяться в переходный период с его отсечением высоких заработных плат, которые получают мужчины, по сути, означают их реальную дискриминацию в области пенсионного обеспечения, когда у их заработка коэффициент замещения пенсии ниже, чем у женщин (в 2004 г. соответственно 24% и 34%).

3. У мужчин есть сферы высоких пенсий по государственному социальному обеспечению, прежде всего военные пенсии, которые не включаются обычно в общий гендерный расклад пенсий по полу.

4. Значительная часть мужчин выходят на пенсию раньше общего срока (по условиям труда, военнослужащие, северяне и т.п.), что позволяет им продолжать работать, получая пенсию, - доля мужчин больше у работающих пенсионерах.

5. Здесь больше доля страховой пенсии (больший страховой стаж, выше оплата труда, больше страховые отчисления), поэтому влияние сокращения страховых взносов у них выше, чем единого социального налога, в связи с последним сокращением страхового тарифа, таким образом, пострадали больше мужчины.

6. Для мужских пенсий перспективнее накопительная система опять-таки по фактору более высокой оплаты труда и стажа, но у них и больший риск не получить инвестиционный доход в связи с ранней смертностью.

В итоге – главный фактор улучшения пенсий у мужчин - переход от ограничений прежней системы к новому порядку пенсионного страхования с опорой на собственные силы на фоне снижения сверхсмертности и увеличения продолжительности жизни.

Ниже приводится иллюстрация к проблеме гендерной дискриминации в области трудовых пенсий.

Табл. 1. Положение женщин в системе трудовых пенсий