Кровеносные сосуды. Круги кровообращения

Задачи:
  • познакомить учащихся с кровеносными сосудами, кругами кровообращения.
  • развивать умение конкретизировать, обобщать.
  • совершенствовать навыки работы с книгой и по инструктативным карточкам.
  • воспитывать познавательный интерес.

– Прозвенел звонок

– Левое предсердие,

– Левый желудочек

– Клапаны.

– Может, кто помнит название клапанов сердца?

Итог: сердце состоит из левого и правого предсердия, левого и правого желудочков и клапанов створчатых и полулунных.

– Следующее задание – тест-опрос.

Из предложенных вариантов теста выбрать правильный и обвести его кружком. Работа самостоятельная.

– Как называется движение крови в организме человека.
  • дыхание
  • пищеварение
  • кровообращение
– Что составляет кровеносную систему?
  • сердце, сосуды
  • пищевод, желудок
– С какой стороны грудной клетки расположено сердце?
  • с правой (есть люди, у которых сердце расположено с правой
  • с левой стороны, но это редкость)
– Из скольки камер состоит сердце человека?
  • 2
  • 3
  • 4 (кто помнит название камер сердца?)

4. Анализ работ: взаимопроверка

Поменялись работами, проверяем, что у вас получилось.

Оценивание – поставте своему соседу отметку:

1 ошибка – 4

больше 1 – 3

lV. Опыт: Движется ли кровь по кровеносным сосудам.

– Органы кровообращения обеспечивают движение крови. И что бы убедиться в том, что кровь действительно движется, я предлагаю вам провести небольшой опыт. Заключается он в следующем:

– Поднимите вверх левую руку, а правую опустите в низ.

– Затем обе руки вытянуть прямо перед собой и сравните цвет кожи.

– Что вы наблюдаете? (Одна рука розовая, вторая – бледная)

– Как вы считаете, почему руки разного цвета? (От левой руки произошел отток крови, к правой кровь притекла)

Вывод: Непрерывность тока крови обеспечивают органы кровообращения, к которым как вы уже знаете относятся сердце и кровеносные сосуды.

V. Изучение нового материала

1. Сообщение учителя по теме

– Кровеносные сосуды пронизываю всё наше тело.Среди них различают: артерии, капилляры, вены.
  • Артерии – это сосуды, которые несут кровь от сердца.
  • Аорта – самая крупная артерия.
  • Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды. Они пронизывают все органы и собираются в вены.
  • Вены – это сосуды, которые несут кровь к сердцу.

– Как вы считаете, какой кровеносный сосуд самый главный? (Все кровеносные сосуды в организме человека взаимосвязаны)

2. Работа с учебником на закрепление

– А теперь открыли учебник на с 61, найдите в тексте и ещё раз прочитайте определение кровеносных сосудов.

3. Дифференцированная работа по карточкам

– Следующая работа по карточкам: заполните таблицу по определениям. (Раздаю карточки)

– В схеме даны определения кровеносных сосудов, вписать их названия.

– Проверим, что у вас получилось. Прочитайте определение.

5. Сообщение учителя о кругах кровообращения.

– Ребята, а как вы думаете, кровь по кровеносным сосудам

– Кровеносные сосуды образуют в теле человека 2 круга кровообращения: большой и малый.

– Большой круг кровообращения – начинается от левого желудочка – заканчивается в правом предсердии. Артериальная кровь, насыщенная кислородом, поступает в аорту, а из неё в артерии. По артериям кровь идет к внутренним органам, мышцам, костям, к конечностям. Там артерии распадаются на капилляры. Кровь отдаёт клеткам тела кислород и питательные вещества и забирает углекислый газ и ненужные продукты. Кровь становится венозной. По венам она поступает в правое предсердие, где заканчивается большой круг кровообращения.

– Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке сердца. Венозная кровь по легочным артериям поступает в лёгкие. В лёгких артерии образуют густую капиллярную сеть, здесь происходит газообмен. Кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Из венозной кровь превращается в артериальную. По лёгочным венам артериальная кровь поступает в левое предсердие, где заканчивается малый круг кровообращения.

– Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, а от него вновь направляется по сосудам большого круга кровообращения.

– Сколько кругов кровообращения?

– Какие?

VI. Закрепление. Работа в группах

– Мы познакомились с кругами кровообращения.

– Сейчас предлагаю вам поработать в группах.
  • 1 гр – будет работать у нас с таблицей. Вы должны заполнить 2 и 3 столбик.
  • 2 гр – работа с текстом – вставить пропущенные слова.

– В своей работе вы можете использовать учебник на с 62-63.

Задание: заполнить таблицу.