Анализы > Анализ на лактобактерии, определение ДНК в соскобе эпителиальных клеток урогенитального тракта

Данная информация не может использоваться при самолечении!

Обязательно необходима консультация со специалистом!

Для чего проводят анализ на лактобактерии в соскобе из урогенитального тракта?

Существует более 150 разновидностей лактобацилл. Из них в организме человека содержится около 1–2 десятков, а во влагалище женщин преимущественно обитают 5–6 видов. Абсолютное количество лактобактерий в организме человека может широко варьировать. У женщин во влагалище в норме оно составляет от 10^5 до 10^9 КОЕ/мл.

Лактобактерии обеспечивают организм витаминами групп В, К, С, фолиевой и никотиновой кислотами, биотином. Данные бактерии вырабатывают вещества, подобные гормонам и антибиотикам, многие органические кислоты, тем самым оказывая влияние на обмен веществ.

При существенном снижении доли лактебактерий или их полном отсутствии у женщины развивается дисбиоз влагалища. Данное состояние может протекать без заметных симптомов. Оно может осложниться вагинитом (воспалением слизистой оболочки влагалища), цервицитом (воспалением оболочки шейки матки) и даже эндометритом, а также воспалением органов малого таза.

У мужчин недостаточное количество лактобактерий в мочеиспускательном тракте чаще всего является следствием воспалительных заболеваний.

При помощи лабораторного исследования обнаруживают участки ДНК лактобактерий. Для контроля того, правильно ли и в достаточном ли количестве взят материал, дополнительно определяют ОБМ (общую бактериальную массу) и КВМ (тест на содержание ДНК гена HMBS человека).

Показания к проведению анализа

Женщинам данное исследование проводят при подозрении на дисбактериоз влагалища, а мужчинам — при подозрении на воспалительные заболевания (простатит, эпидидимит, везикулит и др.). Симптомами данных заболеваний являются выделения из влагалища или из уретры. При этом нередко бывает, что обнаружить какую-либо инфекцию лабораторными методами не удается.

Такой анализ часто назначают в период беременности, а также многим женщинам в качестве профилактического исследования. С его помощью врач имеет возможность проконтролировать эффективность проводимого лечения.

Женщин направляют на исследование лактобактерий гинекологи, мужчин — урологи. Пройти его можно в любом медицинском учреждении, имеющем необходимое оборудование для проведения анализа.

Подготовка к исследованию

Данный анализ женщинам рекомендуют сдавать в период овуляции (в середине менструального цикла), но при наличии выраженных выделений из влагалища исследование можно проводить в любой день. Накануне сдачи материала для исследования женщинам нельзя проводить спринцевание влагалища. У мужчин материал из уретры берут не раньше чем через 2–3 часа после мочеиспускания. Прием антибиотиков и препаратов, нормализующих флору, может исказить результаты исследования.

Интерпретация результатов

В результатах анализа врач-лаборант указывает абсолютное количество лактобацилл и процентное их отношение к общему количеству бактерий. Норма абсолютных значений лактобактерий составляет не менее 10^5 копий ДНК в пробе, а относительных — не менее 80 % от общего количества всех бактерий.

Количество общей бактериальной массы (ОБМ) в результатах анализа также можно увидеть в абсолютных единицах. В норме она составляет 10^5 и более копий ДНК ОБМ в пробе.

Результат «не обнаружено» означает, что в образце соскоба из урогенитального тракта специфических для лактобацилл фрагментов ДНК не найдено. Это может быть следствием недостаточного количества ОБМ. В таких случаях содержание лактобактерий в относительных единицах не подсчитывают.

Содержание ОБМ ниже нормальных значений может быть следствием физиологических причин (гормональных сбоев, возрастных изменений), лечения антибиотиками, а также неправильного взятия материала для исследования. В последнем случае анализ следует сделать повторно.