Хайд и истихада

Как отличить хайд от истихады?

Хайд — менструация /1/. регулы /2/. Это естественное явление, которое происходит в здоровом половозрелом женском организме регулярно, ежемесячно. Оно не связано с каким-либо заболеванием, с беременностью или послеродовым периодом /3/.

Истихада — кровотечение /4/ у женщин, которое выходит за рамки обычных менструальных циклов, а также не имеет отношения к послеродовому периоду /5/.

В обоих этих случаях у женщины нарушается состояние ритуальной чистоты, которое необходимо, например, для совершения очередной обязательной молитвы.

С практической точки зрения в мусульманском богословии обозначаются некоторые границы, отделяющие хайд от истихады.

Хайд (то есть обычные регулы) имеет следующие отличия.

Во-первых, между двумя менструациями должно быть не менее пятнадцати дней чистого периода /6/ .

Во-вторых, для обычных регул был обозначен минимальный период: по мнению богословов-ханафитов — трое суток; по мнению богословов-шафиитов — одни сутки.

В-третьих, у хайда имеется максимальный срок — десять суток (по версии богословов-ханафитов) или пятнадцать суток (по мнению ученых-шафиитов).

То, что не укладывается в упомянутые рамки, является уже не хайдом, а истихадой. Например — кровотечение, которое длилось несколько часов, а потом полностью прекратилось, или внеочередное кровотечение, начавшееся менее чем через пятнадцать суток. Если кровянистые выделения продолжаются более десяти суток (более пятнадцати), то с начала одиннадцатых (шестнадцатых) суток — это так же истихада /7/.

Замечу, что, оговаривая минимальные и максимальные сроки, ученые очерчивали приблизительные границы отличия хайда от истихады. Они являются именно приблизительными, так как не имеют прямого и однозначного упоминания в Сунне Пророка. Выводились они в значительной степени на основе статистических данных /8/.

Каждая религиозно практикующая женщина с учетом вышеизложенного и цикличности менструальных периодов самостоятельно определяет для себя рамки хайда и истихады.

В чем реальная польза для женщины уметь отличать хайд от истихады?

Именно в период хайда женщина не совершает обязательные молитвы-намазы и не восполняет их в последующем. То есть в менструальный период с женщины (девушки) полностью снимается обязанность выполнения ежедневных пятикратных молитв. Что касается обязательного поста в месяц Рамадан, то во время месячных (хайд) женщине (девушке) запрещается его соблюдать. В последующем она восполняет его один к одному.

В случаях истихады, с учетом упомянутых условий, аспекты выполнения религиозной практики женщиной подобны действиям оправдываемого человека (ма‘зур).

Если состояние ритуальной чистоты постоянно нарушается по причине тех или иных, не зависящих от человека выделений /9/. которые в обычном состоянии являются причиной нарушения ритуальной чистоты, то данный человек становится «оправдываемым» (ма‘зур), то есть имеет определенные облегчения.

Из-за некоторых разногласий богословов в практическом применении данного положения считаю, что будет проще дать описание двух основных мнений раздельно.

Позиция ученых-ханафитов состоит в следующем.

Человек становится «оправдываемым» с того момента, когда причина постоянного нарушения омовения присутствует на всем протяжении времени одной обязательной молитвы /10/. например с начала времени полуденной (Зухр) и до наступления времени послеполуденной (‘Аср). В последующем этот человек остается в положении «оправдываемого» до тех пор, пока в течение времени одной молитвы у него происходит данное выделение хотя бы единожды. Как только продолжительность отсутствия станет равной времени очередной обязательной молитвы /11/. этот человек становится обычным в совершении омовения и молитвы. Если выделения опять начнутся, то «оправдываемым» он станет только тогда, когда фактически, а лучше — предположительно (чтобы в ожидании окончания времени не пропустить молитву) у него будет это продолжаться на протяжении всего периода очередной обязательной молитвы.

В чем состоит каноническое послабление? В том, что этот человек может ограничиться одним омовением на все время очередной обязательной молитвы /12/. То есть ему не нужно совершать омовение для каждой обязательной или дополнительной молитвы /13/. а также нет никакой необходимости обновлять омовение, когда произошло выделение прямо во время совершения намаза. Во временном отрезке одной обязательной молитвы он совершает одно /14/ омовение и может молиться с ним до тех пор, пока временной промежуток молитвы не закончится /15/. Совершенное ма‘зуром омовение нарушается с завершением времени обязательной молитвы /16/.

Богословы-шафииты считают по-другому.

Они акцентируют внимание на непрерывности совершения приготовлений к молитве и самой молитвы. Молитва-намаз должна совершаться сразу, непосредственно после омовения /17/. Допустимыми могут быть только те задержки, которые связаны с приготовлением к молитве или совершением ее. Например, если человеку необходимо одеться, прослушать читающийся азан и икамат, подождать человека, сообща с которым можно было бы совершить молитву, или дойти до мечети, в которой он собирается молиться, то это не аннулирует действительность совершенного омовения, даже если за этот период были выделения. Однако же если в промежутке между совершением омовения и началом молитвы мусульманин решил поесть, выпить воды или поразговаривать на отвлеченные темы, то подобными действиями омовение аннулируется.

Ма‘зур, считают ученые-шафииты, с одним омовением может совершить только одну обязательную молитву (фард) и неограниченное число дополнительных (нафиля). Погребальную молитву (джаназа) они относят к числу дополнительных /18/ .

Если у человека постоянно нарушается полное омовение, то практические рекомендации идентичны.

Исламские ученые единодушны в том, что имеющий упомянутые послабления (ма‘зур) должен по возможности использовать все, что минимизировало бы данные выделения (прокладки, повязки и т. п.). Если совершение молитвы в сидячем положении способствует, к примеру, уменьшению кровотечения или выделений, то больной должен совершать молитвы сидя. Необходимость сохранения одежды в чистоте определяется возможностями оправдываемого (ма‘зура).

1. Если менструация длится только пять дней, то можно ли делать намаз на шестой день? Некоторые говорят, что можно только через семь дней.

2. Как совершить омовение после полового акта? Обязательно полное омовение или можно мокрой рукой протереть голову и искупаться? Р.

1. Как только менструальный цикл заканчивается, вы продолжаете совершать молитвы-намазы в обычном режиме. У каждой женщины своя продолжительность менструации.

2. Если есть трудности с мытьем волос, то женщина может ограничиться следующими действиями: (1) омыть все тело один раз, касательно волос — достаточно полить воды на голову до проникновения ее к корням, а затем провести между волосами мокрой рукой, (2) прополоскать рот, (3) промыть нос /19/ .

Можно ли молиться при кровяных выделениях? У меня неделями кровяные выделения. Джамиля.

Если неделями, то это истихада, стоит обратиться к врачу-гинекологу, а молитву-намаз совершайте как ма‘зур (оправдываемый), когда выделения выходят за границы обычных для вас месячных.

Можно ли находиться в мечети во время менструации? Дания.

Можно ли читать Коран во время месячных? Например, на уроке чтения Корана или при ежедневном заучивании нескольких аятов?

1. При использовании женщинами современных средств гигиены им разрешается посещать мечети в критические дни, если на то есть необходимость.

2. Женщинам во время менструации или в послеродовом периоде запрещается то, что запрещено не совершившим малого омовения, а именно: совершение молитвы (намаз), обхождение Каабы (таваф), прикосновение к Священному Корану (на арабском языке).

Однако чтение отдельных аятов Священного Корана не возбраняется в следующих случаях: когда аяты используются в качестве мольбы (ду‘а), восхваления и поминания Господа (зикр), а также в начале какого-то дела или в процессе обучения. По этому поводу есть заключения современных богословских комиссий /20/ .

Правда ли, что во время критических дней нельзя мыться? Я часто это слышу и не знаю, так ли это.

Канонических запретов по этому поводу нет. С медицинской точки зрения во время месячных нельзя мыться в стоячей воде, так как есть вероятность попадания в организм опасных микробов. Но принятие душа во время менструации, наоборот, приветствуется, так как первостепенным является поддержание чистоты тела и использование благовоний, эфирных масел и ароматизирующих веществ. Как указывается в хадисах, чистота — это половина веры /21/. то есть вера человека проявляется в том числе через его чистоплотность.

Можно ли во время критических дней стричь ногти? Слышала, что это нежелательно. А если пострижешь, то нужно сохранить их и помыть остриженные ногти во время полного омовения. Правильно ли это? Асем.

Это из категории канонических домыслов, которые не имеют соответствующего богословского обоснования и усложняют людям жизнь.

Для меня это очень важно, потому что касается моих отношений с супругом. Суть вот в чем: может ли жена прикасаться к своему супругу во время менструации (просто прикасаться к руке, поцеловать его, обнять и т. п. конечно, я не говорю о близости), не испорчу ли я ему своим прикосновением омовение (вуду’)?

Нет никакой связи между наличием или отсутствием у супруги менструации и нарушением у мужа состояния ритуальной чистоты.

Вопрос этот может рассматриваться лишь относительно вообще прикосновения женщины к мужчине — нарушает ли это прикосновение состояние ритуальной чистоты или нет. Из-за отсутствия однозначного ответа на данный вопрос в Сунне Пророка (да благословит его Всевышний и приветствует), мнения ученых прямо противоположны: богословы-шафииты считают, что нарушается (вуду’), богословы-ханафиты — не нарушается.

Считается ли харамом (запретным) пища, приготовленная женщиной во время менструации? Мадина.

Категорически нет, не считается. Непонятно, откуда появилась эта традиция в некоторых мусульманских регионах. Никаких канонических аргументов в пользу этого нет. Наоборот, имеются хадисы, явно показывающие, что женщина во время месячных никак не становится «грязной» и «нечистой».

Например, в своде хадисов имама аль-Бухари приводятся слова ‘Аиши, супруги пророка Мухаммада: «Я причесывала посланника Всевышнего в период месячных» /22/. Там же приводятся слова ‘Урвы ибн Зубейра, у которого спросили: «Может ли женщина заниматься домашним хозяйством, прислуживать [готовить, стирать, убирать] мужу своему в период месячных? Можно ли приближаться к женщине, когда у нее месячные?» Он ответил: «Все это естественно! Ничего плохого в этом нет. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша говорила мне, что причесывала Пророка в критические дни» /23/. Также ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего облокачивался об ее колени (касался подола) и читал Коран, тогда как в это время у нее были месячные» /24/. Полезно подчеркнуть, что это происходило в те времена, когда не было сегодняшних средств гигиены и чистоты во всем их разнообразии форм.

Еще с давних пор мусульманские богословы на основе упомянутых хадисов однозначно говорили о том, что физическая чистота (ат-тахара) женщины никак не нарушается в период месячных /25/. Придерживаясь обычных норм гигиены, женщина в полной мере может заниматься домашними и иными делами.

Кровотечение влияет на наличие ритуальной чистоты, необходимой для совершения, например, очередной обязательной молитвы. Поэтому, а также ради облегчения, во время менструации женщины освобождены от выполнения молитв-намазов и соблюдения поста.

Предположения о причинах появления такого новшества, что женщине нельзя готовить в период месячных, имеются. Во-первых, возможно это следствие невежественного проявления набожности и излишней осторожности в соблюдении ритуальной чистоты. Во-вторых, что очень даже вероятно, — это может быть результатом влияния библейской ветхозаветной традиции. Ведь мусульмане жили бок о бок с христианами и иудеями на протяжении многих веков. В Библии сказано: «Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего. И всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; И все, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и все, на чем сядет, нечисто. » /26/ .

Данное библейское положение не утвердилось в наследии последнего Божьего посланника и не возымело продолжения в мусульманской культуре или богословии.

Кстати, у арабов также местами встречается такой, ничем не обоснованный и усложняющий жизнь обычай. На что, например, арабский богослов Рамадан аль-Буты отвечает: «Эта догадка-ошибка (что женщина якобы нечиста во время месячных) никак не связана с религиозными канонами» /27/ .

Как определить конец хайда? В одних источниках пишут, что надо дождаться начала белых выделений, в других говорят, что завершение выделений означает конец хайда. Когда брать гусль (полное омовение), если у женщины прекратились выделения, а до достижения белизны проходит еще 3–4 дня (возможно, связано с болезнью, но все мы не абсолютно здоровы).

Полное омовение (гусль) необходимо совершить после того, как прекратятся кровянистые, окрашенные выделения и останутся только прозрачные, белые выделения в обычные для данной женщины сроки /28/ .

Ежедневные женские выделения

Женщине трудно выяснить, были ли у нее выделения или нет, она может ощущать увлажненность или вообще не чувствовать выделений. Портится ли тахарат (малое омовение) в этом случае?

Сомнения в том, были ли выделения или нет, не принимаются в расчет.

Нарушают ли женские ежедневные выделения малое омовение (вуду’)? Некоторые ученые говорят, что если они хронические, прозрачные и бесцветные, то обновлять вуду’ нет необходимости. Другие же говорят, что любые выделения из половых органов нарушают вуду’. А.

Вопрос. Возник вопрос относительно постоянных каждодневных женских выделений (не по причине болезни и не связанных с вожделением). Эти выделения постоянны и естественны, это норма для женского организма. При обсуждении вопроса с сестрами-мусульманками мнения разделились. Кто-то считает, что они не нарушают малого омовения.

Как нас учат в мечети, откажись от сомнительного и спроси у знающего. Ответьте, пожалуйста, как быть? S.

Эти выделения не нарушают полного омовения (гусль), но нарушают малое (вуду’), если они на самом деле именно выделяются, выходят наружу.

В результате разговора с гинекологом, в настоящее время работающим в медицинском центре, была получена следующая достоверная информация и сделаны следующие выводы:

1. «Слизистые выделения (бесцветные), появляющиеся время от времени в зависимости от стадии цикла женщины, — нормальное явление». То есть оправдываемой (ма‘зур) она не становится, а очевидное наличие слизистых выделений нарушает состояние ритуальной чистоты (малое омовение). Белье менять перед совершением очередной молитвы-намаза не обязательно, тем более если это затруднительно /29/ .

2. «Обильные слизистые выделения — признак неисправности в организме по женской части». Такие выделения говорят о нездоровье женщины и переводят ее в положение оправдываемого /30/ (ма‘зур) /31/ .

3. Для облегчения соблюдения религиозной практики при незначительных, появляющихся время от времени выделениях можно воспользоваться гигиеническими тампонами, впитывающими их и препятствующими выходу наружу. «Но следует принимать во внимание, что использование тампонов длительное время (2–5 часов) при обильных выделениях вредно для организма, так как накопление этих выделений внутри на протяжении некоторого периода может спровоцировать развитие патогенной микрофлоры. То, что выделяется, должно выйти наружу».

Нарушается ли у женщины полное омовение (гусль) при выделении секрета во время возбуждения?

Нет, для совершения очередной обязательной молитвы достаточно малого омовения (вуду’).

Послеродовой период

Когда женщина считается чистой от послеродовых кровотечений: по истечении 40-дневного срока или же по завершении этих кровотечений? И если они закончились раньше 40 дней, должна ли женщина омыться и совершать молитвы? Т.

Когда завершится послеродовое кровотечение, женщина совершает полное омовение (гусль) и входит в обычный режим совершения молитвы-намаза. У некоторых женщин кровотечения заканчиваются намного раньше, поэтому они начинают совершать обязательные молитвы еще до истечения 40 дней. Но если послеродовые кровотечения длятся дольше 40 дней, необходимо возобновить чтение намаза, выполняя молитвенную практику как ма‘зур (оправдываемый), и срочно обратиться к врачу.

В этом году я родила ребенка, в связи с чем у меня возникли затруднения с соблюдением религиозной практики после родов. Моя проблема в том, что примерно через 15 дней после родов кровянистые выделения сменились светлыми обильными выделениями без крови. Я посчитала это концом послеродового периода и начала совершать молитву, но спустя несколько дней кровянистые выделения возобновились, причем это не было связано с менструальным циклом. Затем ситуация повторилась: опять светлые выделения и опять кровянистые. Нужно ли было мне совершать намаз в промежутках между кровянистыми выделениями? Гузель.

Не нужно. В таких случаях следует подождать некоторое количество дней (до пятнадцати) /32/. Основной рубеж, когда послеродовой период уже точно подходит к концу, — 40 дней /33/ .

Противозачаточные таблетки

Я знаю, что противозачаточные таблетки принимать нельзя по канонам Ислама. Но мне прописал их врач в качестве лечения, чтобы восстановить нарушенный гормональный фон. Я должна их принимать полгода. Разрешается ли это в таком случае? Катерина.

Вы ошибаетесь. Канонического запрета на противозачаточные средства нет, кроме как в тех случаях, когда они пагубно влияют на здоровье человека. Кстати, с точки зрения Ислама возможны самые разные формы предохранения от беременности /34/. если, к примеру, в семье уже много детей, либо для женщины очередная беременность нежелательна по причине, связанной с состоянием здоровья.

Что касается совета врача, то, как мне видится, в реалиях современной медицины полезно перестраховываться, советуясь с разными врачами и проходя (лишь при необходимости, конечно же) обследование в различных медицинских центрах.

Женское обрезание

Эта традиция встречается в арабском мире редко /35/ («широко распространена» лишь на словах) и, в отличие от мужского обрезания, имеет не прямое, а косвенное отношение к Исламу. Среди медиков и богословов в арабском мире, например, есть те, кто «за» это, и есть те, кто «против». Те, кто «за», (1) не имеют прямых и достоверных аргументов, а также, (2) говорят о том, что такое есть и возможно, не имея в виду то, о чем порой пишут некоторые СМИ, ужасая читателей или зрителей какими-то неграмотными или недостоверными подробностями /36/ .

В стране моего мужа активно практикуется женское обрезание, несмотря на то, что это нелегально. Я категорически против того, чтобы это делали моим дочерям хотя бы потому, что никто не будет нести никакой медицинской ответственности. К тому же я не хочу калечить своих дочерей! Джамиля, 22 года.