Чтение Корана во время месячных

29.11.2013 | Автор: Sawab

Может ли женщина в период менструации читать Коран?

Ответ: Хвала Аллаху.

В этом вопросе у ученых нет единого мнения. Большинство исламских правоведов (фукаха) считают запретным чтение Корана во время месячных, пока женщина не очистится. Единственное исключение они делают для поминаний Аллаха и дуа, в которых не имеется в виду чтение Корана, как например: «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного», «Мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся», «Господь наш! Дай нам добро в этом мире…» и  другие аяты Корана, которые читаются в качестве дуа.

Они ссылаются на следующие доказательства:

1. Женщина в период менструации подпадает под хукм полового осквернения, поскольку оба должны искупаться. В достоверном хадисе от Али б. Аби Талиба – да будет доволен им Аллах – сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил их Корану, и ничего не удерживало его от Корана, кроме полового осквернения». Хадис приводят Абу Дауд (1/281), ат-Тирмизи (146), ан Насаи (1/144), Ибн Маджа (1/207), Ахмад (1/84), Ибн Хузейма (1/104).

2. В хадисе Ибн Умара – да будет доволен ими Аллах – сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщина, у которой месячные, и находящийся в состоянии полового осквернения ничего не должны читать из Корана». Приводят ат-Тирмизи (131), Ибн Маджа (595), ад-Даракъутни (1/117), аль-Байхакъи (1/87), но это слабый хадис, потому что его передал Исма’ил б. ‘Ийаш от Хиджазийина, передачи которых являются слабыми. Шейх Ислама Ибн Таймия сказал (21/460): «Это слабый хадис, по единогласному мнению знатоков хадиса».

Другие ученые посчитали чтение Корана во время месячных дозволенным. Это мазхаб Малика, а так же одно из мнений, переданных от Ахмада. Данной точки зрения придерживался Ибн Таймия, чему отдал предпочтение и аш-Шавкани.

Они опираются на следующие доводы:

1. Основа в подобных вопросах – это дозволенность, если нет доказательства обратного, а здесь нет прямого доказательства запретности чтения Корана в период менструаций. Шейх Ислама сказал: «Нет ясных, достоверных текстов, запрещающих чтение Корана во время месячных». Он так же сказал: «Известно, что у женщин были менструации и во время посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, но он не запрещал им читать Коран, так же как не запрещал поминать Аллаха и читать дуа».

2. Всевышний Аллах повелевает читать Коран и обещает за это великую награду. Нельзя запрещать это без достоверного довода, и мы не имеем доказательств, запрещающих женщине, у которой месячные, читать Коран, как сказано выше.

3. Аналогия между женщиной в период менструации и человеком в состоянии полового осквернения в вопросе запрета чтения Корана несостоятельна, потому что человек в состоянии осквернения может избавиться от этого запрета, искупавшись, в отличие от женщины, у которой месячные. Вдобавок период менструации длится продолжительное время, в отличие от состояния полового осквернения, в котором велено искупаться при наступлении времени молитвы.

4. Запрещение чтения Корана во время месячных лишает женщину возможности заслужить вознаграждение. Так же из-за этого женщина может забыть что-то из Корана или лишает возможности учить его.

Вышеизложенное ясно свидетельствует о весомости доводов тех, кто считает дозволенным чтение Корана во время месячных. Если женщина прояляет осторожность и вместе с тем боится забыть что-либо из Корана, она может ограничится чтением тех аятов, которые она боится забыть.

Необходимо обратить внимание, что сказанное относится к чтению Корана по памяти. Что касается чтения из Мусхафа (непосредственно из самого Корана), то у него другой хукм. Правильным мнением здесь являются слова ученых о запретности прикосновения к Мусхафу человека в состоянии любого вида осквернения, из-за общего смысла слов Всевышнего (перевод смысла): «К нему прикасаются только очищенные» (Коран, 56:79).

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в своем письме к Амру б. Хазм, в котором он обращается к народу Йемена, нписал: «Не прикасайтесь к Корану, кроме очистившихся». Хадис передали Малик (1/199), ан-Насаи (8/57), Ибн Маджа (793), аль-Байхакъи (1/87). Сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар: «Группа ученых назвала хадис достоверным по причине его известности». Сказал аш-Шафии: «Они считали достоверным письмо от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Ибн Абдуль Барр сказал: «Это письмо так хорошо известно в народе Сира и среди ученых, что оно не нуждается в иснаде. Оно подобно мутаватир (хадис, переданный большим числом передатчиков так, что становится невозможным их объединение на лжи), поскольку люди приняли и признали его». Шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. «ат-Талхис аль-Хьабир» (4/17).

Поэтому, если женщина в период менструаций желает читать из Мусхафа, она должна взять его, например, в чистую ткань или надеть перчатки, чтобы рука не касалась его, или переворачивать страницы при помощи палочки или ручки и т.д. У переплета или обложки Мусхафа такой же хукм в отношении прикосновения, как и у самого Мусхафа.

А Всевышний Аллах знает лучше.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.