На этой страничке мы отвечаем на Ваши вопросы.

Если Вам известен другой ответ

ВОПРОС:

Mожно ли во время женских дел (месячных) пить святую воду и есть просфору и брать в руки Евангелие. И как выполнять молитвенные правила обязательно ли в юбке и в платке или можно с не покрытой головой и в домашних брюках

Конечно, можно и даже нужно. Как известно, кровоточивая женщина прикоснулась к Иисусу и Он исцелил ее от ее болезни. Молитвенное правило надо выполнять благочестиво, и одежда должна быть благочестивой, а какая именно - Вы сами решайте.

О Т В Е Т:

Кровоточивая имела ОСОБОЕ дерзновение, а нам лучше из ЧУВСТВА БЛАГОГОВЕНИЯ воздержаться от питья святой воды и вкушения просфоры хотя бы на неделю!

Smtk

О Т В Е Т:

Ответ Татьяны чисто эмоционально вполне понятен. Но - неправилен. Совершенно верно пишет Smtk! Именно поэтому и НЕ ПРИНЯТО в Православной Церкви не только принимать святую воду и просфору, но вообще ни к какой святыне (иконе, напрестольным Кресту и Евангелию) не прикасаться, и даже и СВЕЧИ СТАВИТЬ женщинам во время месячных очищений. В одном из древних "Уставов" по поводу состояния нечистоты (там, правда, говорится о мужчинах, у которых случилось ночное непроизвольное семяизвержение, но понятие нечистоты применимо к женсоким очистительным дням в равной степени) сказано: "В тот день даже креста своего нательного не целуем". Казалось бы: нательный крест - он ведь и так на теле, прикасается к нему! Но при этом сам человек избегает в нечистоте любого произвольного (т. е. не неизбежного) прикосновения ко святыне.

А. В. псаломщик.

О Т В Е Т:

Тогда у меня возникает вопрос. Я лежала на сохранении беременности и ко мне приезжал батюшка и причащал. Прошу прощения за подробности, но дело было в том, что выделения у меня не прекращались - потому и лежала. Ни мне не пришло в голову говорить об этом батюшке, ни ему - спросить, хотя он отец двоих детей и у самого супруга тоже лежала в свое время на сохранении, т.е. с такими вещами наверняка знаком. Значит, все-таки, можно причащаться?

(Если честно, очень обидно, когда о женщине говорят "нечиста". В смысле санитарии, действительно, лучше храм не посещать. Но если очень надо? Некоторые по болезни вообще НИКОГДА не бывают "чисты", кровью заливаются. )

Татьяна.

ОТВЕТ - ВОПРОС:

Автор страницы( будучи мужем врача (правда не акушера и т.п.) и отцом двух детей) может перечислить десятки случаев, когда кровотечение у практически у здоровой женщины не прекращается полгода) Врач может привести названия болезней, когда кроветечение почти не прекрашается много лет. Если следовать стариным правилам эти женщины могут ходить в Храм только в детсве или старости?

Любое правило должно иметь исключения, чем меньше - тем лучше. На мой взгляд эти вопросы должен решать Духовный Отец. Но вопрос, что его имеет только около 3 % людей, считающих себя Православными, другой. Да и вопрос отличия месячных очищений от кровотечений лучше оставить специалистам

20.4.06

Ну, тогда уж и я, будучи сыном врача и отцом врача :-) - добавлю ещё несколько мыслей.

1. Когда речь идёт о женской нечистоте, то имеются в виду нормальные месячные. а не болезненные проявления. У меня у самого супруга в начале всех своих беременностей страдала от непрекращающихся выделений - от незначительных до таких, которые однажды привели даже к срыву. Так вот, наш духовник тоже благословил ей тогда причащаться, приведя в пример тот самый Евангельский рассказ о кровоточивой. Но одно дело - болезнь, и совсем другое - "обычное женское", как это называется в Священном Писании. Автор страницы вроде бы и прав, что различие "можно оставить специалистам". Но, по моему скромному разумению, и священник имеет власть сам решить этот вопрос.

Хотя, Татьяна, Вы, думаю, должны были бы сказать батюшке, который причащал Вас в больнице, о том, что с Вами тогда происходило. Я почти уверен, что ничего страшного не произошло, но всё же (если бы Вы спросили моего совета, то я сказал бы:) лучше упомяните об этом эпизоде (о том, что Вы умолчали) во время ближайшей исповеди.

2. Татьяна, Вы пишете: "Очень обидно, когда о женщине говорят "нечиста". В смысле санитарии, действительно, лучше храм не посещать. Но если очень надо?" Дорогая, это только в клубе "Рога и копыта" клуба "12 стульев" "Литературной газеты" правилом было: "Если нельзя, но очень хочется, то можно". То есть: если Церковь говорит что нельзя женщине в нечистоте прикасаться к святыне. а Вам "очень надо" - то можно? Я уверен, что в древности, когда вера была крепче и люди не искали благословения на то, что "не по правилам", женщины ждали и месяцами, и годами, когда им можно будет причаститься. Тот же Евангельский рассказ разве не говорит, что кровоточивая прикоснулась к краю одежды Господа тайно. поскольку сделать это открыто было нельзя. Только дерзновение позволило ей решиться на это. Имеете ли Вы такое дерзновение, или это нечто другое - дерзость, например? Хотя, как уже говорилось выше, священник может благословить - и тогда действительно и однозначно можно .

По поводу "обидно". Понятие нечистоты не есть понятие материальной грязи. Это - понятие духовное. Бог сотворил мужчину и женщину разными. Мужчина и женщина по-разному повели себя в момент грехопадения (оба хороши, конечно, но - по-разному). Поэтому и после грехопадения мужчина и женщина физиологически по-разному. но оба могут быть нечисты. Нечистота - следствие греховности человека, а не нечто присущее изначально его природе. Поэтому и, простите за прямоту, нечего обижаться на Бога за то, в чём повинны только мы сами.

"Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых - все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья - тот же горшечник" (Прем. 15:7).

"А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: 'зачем ты меня так сделал?' Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного [употребления], а другой для низкого?" (Рим. 9:20-21).

"Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело [скажет ли о тебе]: "у него нет рук?" Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел [меня] на свет?", а матери: "зачем ты родила [меня]?" Так говорит Господь, Святый Израиля и Создатель его: вы спрашиваете Меня о будущем сыновей Моих и хотите Мне указывать в деле рук Моих? Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я" (Ис. 45:9-12).

Умудри Вас Господь!

С любовью о Христе

А. В. псаломщик.

Ув. Татьяна! Все гораздо проще: церковные правила запрещают причащаться и прикасаться к святыни женщине, которая находится в период ОБЫЧНОГО месячного очищения. В период же болезни (о чем пишите Вы и Ваш пример о кровоточивой в Евангелие) Церковь РАЗРЕШАЕТ причащать больную женщину, оказывая ей снисхождение. См. Никольский К. прот. Учебный устав богослужения Православной Церкви. СПб. 1907. С. 693 (О причащении больного), строки 15-22): ". Хотя женщинам, про правилам церковным (Известие учит. в Служебнике, и Тим. Александрийского, правило 6), в период месячного и родильного очищения не дозволяется ни в церковь входить, ни причащаться, но если им случится впасть в такое время в болезнь, НЕТ ПРИЧИН ЛИШАТЬ ИХ ПРИЧАЩЕНИЯ Тела и Крови Господней. Естественная нечистота - есть явление, не зависящее от их воли. Правила же, запрещающие им причащение, имеют в виду женщин ЗДОРОВЫХ, а не больных и умирающих. ". Так что - все просто и не надо возмущаться на пустом месте. нужно просто обратиться к ПРАВИЛАМ любящей МАТЕРИ - ЦЕРКВИ.

Smtk

По поводу святой воды и просфоры не знаю, евангелие можете и брать и читать.

Домашенее молитвенное правило обязательно выполнять с покрытой головой и в юбке. Это связано не с тем, что вас кто-то видит, а с тем, что выполняя определенный ритуал перед молитвой вы осознаете что и зачем вы делаете. Только чтобы это не превратилось в игру.

Кроме того платок символизирует смирение и покорность. Ева была создана как помошница Адаму. И только с ним на должна говорить и на него смотреть. А как только он уснул она ударилась в поиски приключений. И попала в сети расставленные диаволом. И как следствие грехопадения женщины гораздо тяжелее переносят самостоятельность и начальствование. Их сильно заносит и как говорят подростки "рвет крышу".

А чтобы крышу не сорвало, ее надо привязывать платком. (шутка)

Есть только 1 или 2 иконы, где Богородица без платка.

Молитесь в платке.

По поводу штанов.

«В тот час подошли ученики к Иисусу и спросили. кто же больше в Царстве Небесном? И подозвав дитя. Он поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто смирит себя и будет как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет одно такое дитя во имя Мое, Меня принимает. А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому было бы лучше, если бы мельничный жернов повесили ему на шею, и утопили его в пучине морской. Горе миру от соблазнов. Ибо нужно, чтобы пришли соблазны; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит.» Мф. 18:1-35

«Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.» 1 Тим. 2:1-15

Из этих двух цитат видно, что для женщины подбор одежды должен быть по принципу приятно, целомудренно, но ни в коем случае не соблазнительно. Чтобы окружающих вас мужчин, при виде вас, не одолевали соблазны.

Михаил Я.

Патриарх Павел Сербский "Может ли женщина всегда посещать храм" http://www.pagez.ru/olb/121.php

Хочу также уточнить, что в Русской Православной Церкви традиционно женщинам запрещают прикасаться святынь во время месяцных. Таково наше правило, и без благословения священника в обыйденной жизни от него отклоняться смысла нет.

Однако, при неразумном подходе это приводит к грустным перегибам. Некоторые в это время не ходят в храм: "Чего я туда пойду, мне даже свечку нельзя поставить?". К еще более грустным перегибам приходят некоторые рассуждающие. А.В. пишет: "Понятие нечистоты не есть понятие материальной грязи. Это - понятие духовное". И дальше: "Нечистота - следствие греховности человека". Согласен с Вами, греховность есть духовная нечистота. Только не нужно так лихо путать грех с поврежденностью человеческой природы. От Адама и Евы в христианине -- падшая природа, прочее очищено крещением. Способность ко греху и противоестественным страстям или сами естественные по природе страсти еще не грех. Вы предлагаете считать себя духовно нечистой и каяться в месячных?

Вопрос о том, как молиться дома, должен решаться в каждом конкретном случае. Спросите у священника. По моим личным ощущениям в церкви молиться всегда легче чем дома. Ну не построишь же дома церковь! Воздержитесь от перегибов.

Храни вас Бог.

Вадим, Вы пишете: "К еще более грустным перегибам приходят некоторые рассуждающие. не нужно так лихо путать грех с поврежденностью человеческой природы. От Адама и Евы в христианине -- падшая природа, прочее очищено крещением. Способность ко греху и противоестественным страстям или сами естественные по природе страсти еще не грех. Вы предлагаете считать себя духовно нечистой и каяться в месячных? "

Зачем же Вы передёргиваете? Во-первых, я не призывал каяться в месячных! Во-вторых, Вы забыли о том, что "падшая природа" стала таковой вследствие первородного греха прародителей. И хотя этот грех давно ими оплакан и раскаян, и прощён им Богом, а Адам и Ева прочитаются Церковью как святые, но последствия грехопадения - болезнь и смерть. а вместе с ними и различные проявления нечистоты - перешли на всех людей. Поэтому, Вадим, не нужно "так лихо" выдумывать какие-то "естественные по природе страсти"! Страсти - это когда человек вместо обуздания своей падшей природы следует ей, и потому страсти - противоестественны. А месячные - это не зависящие от желания женщины проявления повреждённости нашей природы. И спутал их не я, а Вы.

С любовью о Господе,

Я рад, что мы согласны в наличии принципиальной разницы между грехом и поврежденностью человеческой природы. Поскольку месячные -- это проявление природы, духовной нечистотой это состояние не является. По крайней мере изначально состояние тела и души ничуть не греховнее в это время, чем в иное.

Часто этот период связан с некоторыми изменениями ума и эмоций. Вот здесь-то на мой взгляд и лежит камень преткновения. В том случае, когда период заканчивается сам собой естественным образом, нет никаких препятствий к тому, чтобы отложить причастие до более уравновешенного, трезвого состояния ума. От депрессии (которую причастием лечат!) месячные отличаются тем, что они проходят естественно. Месячные -- здоровый недуг, который глупо лечить. По своим же побочным проявлениям он может быть похож и на депрессию, и на истерию, и на многое другое.

По поводу естественных страстей можно почитать у Иоанна Дамаскина, ТИПВ, Глава XX: http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/vera3_20.html или обзорно по страстям Андрея Лоргуса: http://www.fapsyrou.ru/a_lorgus_4.php

Храни вас Бог.

Вадим.

О Т В Е Т:

Вадим, я не разделяю Вашего оптимизма относительно нашего с Вами взаимопонимания. Мы о разном говорим, Вы всё время предлагаете рассуждать логически. а я всё время призываю следовать конкретным Правилам Церкви. Ещё раз повторяю: согласно Церковным Правилам, месячные определяются как нечистота. и вследствие этого - препятствием для участия в Таинствах и обрядах .

Не "изменение ума и эмоций", и не "гигиенические причины", о которых упоминает Патриарх Сербский Павел (впрочем, выводы его значительно осторожнее предварительных рассуждений), являются препятствием, а именно сам факт телесной нечистоты. Владыка Павел ведь и сам пишет: "Никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми (выделено мною. - А. В .)". А - телесно. Разве не телесно (конечно же, одновременно также и духовно) мы причащаемся? Прикасаемся к иконе? Дерзну утверждать, что в Церки промыслительно сохраняются многие не весьма логичные с точки зрения либерального или/и научного мировоззрения правила и запреты. Например, свт. Василий Великий на вопрос о том, почему за одни и те же плотские грехи Церковные Правила предусматривают для женщин значительно более строгие прещения, нежели для мужчин, он откровенно отвечал, что (я упрощаю здесь) он точно не знает, однако так ведётся издревле, и нарушать этого не следует. (А между прочим, значительно позднее селекционеры заметили, что все щенки породистой суки, которая хотя бы один раз случайно до того родила щенков от непородистого кобеля, получаются бракованными с точки зрения породы! Причины этого, насколько я знаю, научно не объяснены. Надо полагать, то, что по отношению к человеку называется "блудом", для самки не проходит бесследно. Понятно, что человек - не собака, но и его тело подчиняется в общем тем же законам, что и тело животного.) И я всю жизнь опасаюсь, что излишняя "смелость" (свойственная, между прочим, подчас и мне тоже) может на поверку оказаться греховным небрежением .

Более я не стану полемизировать на эту тему - я, думаю, сказал, что мог. Это моя последняя реплика по сему поводу.

Что касается "естественных страстей" - спаси Господи за ссылки. Здесь я вынужден признать свою терминологическую неправоту. Но сие на вышенаписанное никак не влияет.

P. S. Выше в одном из ответов говорится, что женщина в известном состоянии может молиться и "брать в руки Евангелие". Поскольку я о Евангелии упоминал, уточняю (я, впрочем, именно так и писал ранее): нельзя прикасаться к напрестольному Евангелию. которое является такой же святыней. как напрестольный Крест или икона.

С любовью о Господе,

А. В. псаломщик.