Что такое КУП «Минсквнешторгинвест» или причем здесь Белоруссия?

36

Санкт-Петербург, 20 ноября. В ноябре 2014 года состоялось седьмое заседание Совета делового сотрудничества Республики Беларусь и Санкт-Петербурга с участием губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и премьер-министра Республики Беларусь Михаила Мясниковича. По итогам заседания был подписан ряд документов, в том числе, соглашение о сотрудничестве между минским областным исполнительным комитетом и Правительством Санкт-Петербурга. 10 ноября 2015 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко встретился с председателем Минского городского исполнительного комитета Андреем Шорцем. Они обсудили программу Дней Минска, которые прошли в нашем городе впервые.

С 10 по 14 ноября в Невском районе на пересечении пр. Пятилеток и ул. Коллонтай (у станции метро «Проспект Большевиков»), проходила ярмарка-выставка белорусских товаров, организатором которой выступило КУП «Минсквнешторгинвест», при содействии Минского городского исполнительного комитета.

Белоруссия - один из важнейших торговых партнеров Санкт-Петербурга. Белорусские ярмарки в рамках Дней Минска в Санкт-Петербурге – прекрасное начинание! Торгуют на них товарами повседневного спроса, продуктами питания, прежде всего, мясомолочной продукцией и разнообразными кондитерскими изделиями, одеждой, постельным бельем – в том числе и популярными изделиями из льна. Продукция белорусских предприятий славится своим качеством, доступным за вполне приемлемую цену. Для многих петербуржцев, да и для всех россиян, «белорусское» автоматически означает «доступное» и «качественное», поэтому жители нашего города с удовольствием покупают предлагаемые товары.

Мы решили не оставаться в стороне и посетили белорусскую ярмарку. Чего мы ожидали, направляясь туда? Красиво оформленных в национальном стиле современных торговых точек, большого ассортимента товаров производства Республики Беларусь. Конечно же, мы надеялись встретить улыбчивых продавцов в фирменных одеждах, охотно рассказывающих о товарах и предлагающих продегустировать то, что возможно.

Итак, мы на ярмарке у метро «Проспект Большевиков». Рынок развернут на пути к Ледовому дворцу. Это популярное место досуга петербуржцев и гостей города. Что же мы видим? Может быть, красивые павильоны в фирменном стиле? Нет! «Палаточный городок» окружен обляпанными грязью фурами и автомобилями, пухто для мусора, грязными туалетными кабинками и мусором, а асфальт рядом с машинами буквально покрыт слоем окурков и одноразовой посудой.

Жители района еще хорошо помнят создававший массу проблем стихийный рынок, располагавшийся на этом месте. Предыдущий глава Администрации Невского района С.А. Ситдиков потратил много сил и не один год на ликвидацию рассадника антисанитарии и места торговли контрафактным товаром. И вот хорошая идея - белорусская ярмарка, но исполнение - с гнильцой. И в прямом, и в переносном смысле.

На ярмарке представлен большой ассортимент продуктов питания. Множество мясных и колбасных изделий, в том числе копченое и вяленое мясо, ветчина, сало. Это было бы прекрасно для покупателей, если бы не антисанитария. Из разговоров с продавцами мы узнали о том, что многие спят прямо здесь в машинах, что не оборудованы места для мытья рук, и о множестве других нарушений санитарных норм. А ведь продукты продаются на развес, и при этом должны соблюдаться правила торговли, обязательные к исполнению для всех без исключения. Свод правил и норм для ярмарочной торговли, то есть торговли на открытых пространствах во временных павильонах, содержат «Методические рекомендации об организации администрациями районов Санкт-Петербурга ярмарок по продаже товаров районного уровня». Они предписывают следующие требования к реализации пищевых продуктов на ярмарке: наличие холодильного оборудования, наличие подтоварников для хранения пищевых продуктов, наличие информации для потребителей на единице упаковки, наличие чистой санитарной одежды у продавцов, включая головной убор и перчатки. К сожалению, даже на наш непрофессиональный взгляд, на ярмарке масса нарушений!

Кроме тотальных нарушений санитарных норм в глаза бросается ещё одно – продукция, никакого отношения не имеющая к производителям из братской Белоруссии. Снова обратимся к вышеупомянутым «Методическим рекомендациям об организации администрациями районов Санкт-Петербурга ярмарок». Там ясно сказано, что на ярмарке, проводимой в целях формирования межгосударственных связей (обратите внимание на высокие цели мероприятия). допускается реализация товаров только производителей тех субъектов, в интересах которых организована данная ярмарка. Но на потребу покупательскому спросу и в погоне за прибылью продавцы «дополняют» ассортимент. Разве этого стоит дискредитация хорошей, правильной и, безусловно, стратегически значимой для братских стран идеи?

Гуляем по ярмарке под видом обычных покупателей. Рассматриваем ценники. Задаем вопросы продавцам «А это белорусское?». Тут начинает работать известная поговорка «на воре и шапка горит». Продавцы заметно нервничают, хотя большинство, конечно, не признаётся в подлоге. Однако, степень наглости варьируется. Одни аккуратно напечатали ценники на принтере и заклеили ими китайские этикетки, как это произошло в палатке с утепленными пальто и куртками, а другие не удосужились сделать даже этого. Если заканчиваются популярные размеры белорусских изделий, покупателям подсовывают что-то подобное, но только совсем другого производителя и другого качества. Не хочется обижать наших друзей-китайцев, но, покупая белорусский товар, мы хотим получить белорусское качество.

Спрашиваю «нужный» размер модели пальто под предлогом «ищу для мамы». Продавщица говорит, что такой модели нет, и бойко ведет к «аналогичной». Модель действительно имеет сходство в фасоне и цвете. Но из-под наклейки выглядывает уже польская маркировка!

В другой палатке - платья, кардиганы, блузы. Здесь «чужой» товар вычисляется буквально визуально: 100% синтетические ткани, китчевый стиль, блестящие поверхности, излишняя дешевая фурнитура. Здесь продавцы не стали и стараться - ценники открыто сообщают, что товар польский. Видимо, рассчитывают на то, что эти безвкусные вещи затеряются в общей массе. Здесь мы тоже ищем вещицу «для мамы». Открыто рассматриваем, фотографируем, чтобы «отправить ей посмотреть». Продавцы сразу напрягаются и перестают улыбаться.

В соседнем павильоне - платья и юбки из красивой и очень приятной на ощупь ткани. Продавец охотно рассказывает о товаре: ткани, мол, закупают в Португалии, а шьют в Белоруссии. Однако на этикетке под ценой, написанной толстым фломастером, проглядывает «производитель Россия». Если не вглядываться, то и не заметишь. Приятно ли нам купить современную, качественно пошитую из отличной ткани юбку? Да. Но разве мы пришли на ярмарку за российским товаром?

Бюстгальтеры. «Мама» снова выручает. Изучаем ассортимент, спрашиваем модель и размер. Продавец извлекает из коробок нужный фасон и размер! И…ценник сообщает, что «производитель Москва». Задаем вопрос о происхождении. Женщина честно говорит, что товар не белорусский, но вот не шьем мы такую модель, а покупатели спрашивают, вот и берем на бартер у москвичей. Это первый случай, когда нам не было противно, потому что нас никто не пытался обмануть и честно предложили то, что нужно, не скрывая…Но, к сожалению, это не оправдывает нарушения торговцами правил ярмарки.

В палатке с полотенцами и постельным бельем крупный мужчина бойко торгует туалетной водой «Вирсачи», «Шинель» и так далее. Он щедро поливает руки незадачливых покупательниц поддельным ароматом, попутно рассказывая о том, что «покупал товар в Гонконге, очень повезло, дешево взял, потому и недорого! «Берите сразу больше! Видите, вот производитель, США написано!»… Это что? Новый способ рекламы белорусских товаров?

К сожалению, не лучше обстоят дела и с продуктами питания. Наряду с ароматными белорусскими копчено-вялеными окороками и аппетитными колбасами нам подсовывают неизвестный товар, который возможно, куплен на питерской базе! Например, колбасный сыр. Покупатели (мы с вами) хотим взять сыр, потому что рассчитываем, что он белорусский и поэтому будет качественным. Каждая палка колбасного сыра должна иметь маркировку, на которой указано название продукта, его состав, информация о производителе, срок годности и прочее. И что же? Палки сыра лежат на прилавке девственной горкой без всяких опознавательных знаков. При внимательном рассмотрении можно заметить мелкие обрывки удаленной этикетки. Это сыр или сырный продукт? Где, кто и когда его произвел? Не известно! Наверное, если бы он был из Белоруссии, его не нужно было бы окружать такой таинственностью! Сало лежит «открытое всем ветрам», а согласно нормам продажи этого специфического продукта, оно должно быть в вакуумной упаковке и так же иметь соответствующую маркировку. Отсутствует и то, и другое. Ни упаковки, ни маркировки.

Мы встретили гражданина Белоруссии. он занимается пчеловодством и хотел принять участие в данной Ярмарке. Обратился в Администрацию к Кунцевичу Руслану. представителю КУП «Минсквнешторгинвест». За маленькую палатку Кунцевич назначил цену: тридцать тысяч рублей за 10 дней торговли. Сумма для пчеловода оказалась очень большой, и он не смог принять участие в Ярмарке .

Подводим итоги нашего, увы, печального похода. Есть ли внутри ярмарки павильоны, которые по крайней мере снаружи выглядят достойно? Есть. Это государственные предприятия. В этих торговых точках мы увидели то, что нам, как покупателям, хотелось и представлялось: широкий ассортимент аутентичных товаров, приветливых продавцов в фирменной одежде. Но таких на территории ярмарки не много. Многочисленные ИП, с описанными нами нарушениями, катастрофически портят «картину». Пожалуй, самыми неприятными впечатлениями для нас стали переклеенные ценники на товарах.

Оказывается, не только мы замечаем нарушения. Жители города, посетившие ярмарку, также выражают недовольство таким положением дел. Почему же столь неудачно воплощаются полезные начинания государственной важности? Недостаточно ресурса для организации? Но ведь таких белорусских ярмарок в городе всего две на двух площадках и проходят они всего лишь десять дней. Неужели некому проконтролировать соответствие товаров, представленных на ярмарке? Или кто-то сознательно закрыл глаза на недостатки, потому что «получил на лапу»? А то, что страдает репутация БЕЛОРУССКОЙ МАРКИ? Это кого-нибудь волнует? Видимо, как обычно, все решают деньги, деньги, деньги… А чтобы заработать побольше, нужно как можно меньше потратить на организацию и позволить продавцам обманывать покупателей!

Странно, что КУП «Минсквнешторгинвест», работающая при поддержке Минского городского комитета, так безответственно подошла к организации и проведению, такого важного для экономического и культурного взаимоотношения двух братских стран мероприятия. Что особенно возмутительно, при большом наличии не белорусских, в т. ч. санкционных товаров, многих действительно белорусских производителей, которые ежегодно участвовали в городских Белорусских ярмарках, в этом году к ярмарке почему-то не допустили.