Вдова погибшего путейца: «Мой муж — не убийца»

Жены шимановских железнодорожников не согласны с расследованием уголовного дела

07.05.2015, 08:06 Происшествия

— Мужа уже не вернешь, оставьте нам хотя бы его честное имя, — просит Анжела Болдырева. — Как с таким пятном жить мне, родителям, моему сыну? Мальчику всего 12 лет, он и так каждый день ждет отца. А каково ему будет расти, зная, что его отец — убийца, по вине которого погибли люди.

Бригадир-железнодорожник Андрей Болдырев погиб вместе с четырьмя путейцами под колесами товарняка в Шимановском районе летом 2013 года. Расследование трагедии длилось полтора года, в итоге виновным следователи посчитали бригадира. Если его признают виновным, семья Болдырева будет обязана вернуть предприятию более 15 миллионов рублей — средства, которые выделило семьям погибших ОАО «РЖД». За помощью и справедливостью вдовы путейцев обратились в редакцию «Амурской правды».

Заложники обстоятельств

Напомним, в ночь на 28 июня 2013 года пятеро путейцев проводили ремонт железнодорожного полотна на станции Ту — Мухинская Шимановского района. В бригаде все  люди опытные. Закончив работы, мужчины отправились по шпалам домой, так как другой дороги в том месте просто не существует. Когда увидели, что навстречу движется поезд, перешли на другой путь. Но из-за шума проходящего рядом товарняка они не услышали и не увидели другой приближающийся состав — он настиг их сзади. Машинист грузового поезда Магдагачи — Белогорск шел на большой скорости с выключенным прожектором, поэтому не увидел груженую вагонетку и людей в спецжилетах. Все пятеро железнодорожников погибли.

По факту трагедии Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте СК возбудило уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса РФ «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц». Расследование длилось полтора года. В результате главным виновником был признан бригадир Андрей Болдырев, который, по версии следствия, заставил своих людей выйти в ночную смену и нарушил технику безопасности.

Наказание рублем

Однако все вдовы погибших путейцев уверены — виноват не один Болдырев. По словам вдовы обвиняемого, изначально в служебном расследовании, проводимом в Шимановской дистанции пути, фигурировало несколько человек. Первым в списке стоял начальник ПЧ №15, который ночью послал бригаду путейцев устранять неполадки и тем самым нарушил статьи Трудового кодекса № 212 «Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя» и № 99 «Сверхурочная работа». Второй — инженер по технике безопасности этого же участка, третий — машинист грузового состава, сбивший людей. Болдырев в этом списке — только четвертый.

детей в результате трагедии на станции Ту — Мухинская в одночасье лишились отцов. 5 женщин остались без поддержки и опоры

19 января 2015 года Шимановский районный суд также не согласился с тем, что виноват один человек, и отправил дело на дополнительное расследование. 4 марта аналогичное решение вынесли и служители областной Фемиды. Следующее заседание состоится в июне. Как считает Анжела Болдырева, следователи Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте изначально пытались закрыть дело в связи со смертью обвиняемого, но вдова была непреклонна. Ее муж — не убийца.

— Следователь заявлял мне: у тебя два выбора — либо ты соглашаешься, что мы обвиняем твоего мужа, либо мы через суд доказываем его вину, — рассказывает Анжела Болдырева. — Были и нюансы во время знакомства с делом. Его привезут нам почитать на два часа — и быстренько заберут. А там томов пять, успеешь только пролистать. Впрочем, для полного ознакомления с делом нам разрешили приехать в Благовещенск. А как мы детей своих бросим почти на два дня. Как туда поедет Нина Стародубова, у которой семеро детей. Скидку на то, что мы — вдовы и что махом осиротело 14 детей, никто не делал.

Как вспоминают женщины, в тот день стояла страшная жара — за тридцать градусов. Мужья, отработав 12 часов, пришли на ужин. Некоторые и поесть толком не успели, как их снова вызвали на работу. Дело не требовало отлагательств — на предприятии работала московская комиссия. Андрей Болдырев собрал людей, правда ехать в ночь согласилась не вся бригада. На участок он повез путейцев на своей машине, хотя для этих целей предоставлялся транспорт. После гибели людей выяснилось, что на эту смену их вообще никто не вызывал: официально приказа нет, нет и росписей. Значит, рабочие самовольно ночью вышли на рельсы, оставили любимых женщин, маленьких детей, задействовали личную машину, сожгли бензин.

По словам вдов, такой альтруизм объясняется просто. За невыполнения плана работников Шимановской дистанции пути наказывали рублем. Взыскания составляли почти половину заработной платы. Вместо положенных 40 тысяч бригадир мог получить 20, монтер — 15. «На все возмущения руководство отвечало: не нравится — можешь уходить, на твое место придет другой человек. Работы в Шимановске практически нет, а кто семью кормить будет?» — сетуют женщины.

Летучий голландец

Бригада путейцев погибла за 15 минут до окончания ремонтных работ. Грузовой состав № 2640, следовавший из Магдагачи в Белогорск, несся без прожектора на высокой скорости.

— У нас город маленький, почти все друг друга знают. Я слышала от людей, работающих на железной дороге, что этот поезд окрестили «Летучим голландцем», — продолжает Анжела Болдырева. — Мужики, ремонтировавшие следующий участок, едва успели отпрыгнуть. В уголовном деле сказано: локомотивная бригада была в нерабочем состоянии. Как это понимать. Нам же стало известно, что в этот день машинист праздновал свой день рождения. Ему исполнилось 33 года — столько же, сколько и моему мужу. Возможно, машинист и его помощник отметили праздник, выключили прожектор и легли отдыхать. Участок Ту — Мухинская на железнодорожном сленге называется «бархатный путь». Он ровный и гладкий, поэтому локомотивная бригада здесь может передохнуть. Выставляют скорость, отключают свет, ложатся спать — 30 минут покоя. Поэтому первый состав сбил людей, второй проехал мимо и только третий заметил человеческие тела на рельсах. Этот поезд двигался с включенным прожектором и на небольшой скорости.

Как выяснилось позже, машинист только этого состава получил сообщение о том, что на  пути идут работы, а предыдущие два — нет. Окончательно виновность Андрея Болдырева должен определить суд. В отношении машиниста, сбившего людей, и начальника ПЧ №15 уголовное дело так и не возбуждалось. Также на путях погибли монтеры пути Артур Гегомян, Владимир Стародубов, Сергей Мельничук и Сергей Зотин. Самому младшему было всего 25 лет, старшему — 46.

Скидку на то, что мы вдовы и что махом осиротело 14 детей, никто не делал.

«Папа, там что, без тебя помрут?»

— Когда муж Сергей пришел домой перед ночной сменой поужинать, — вспоминает вдова, мать троих детей Елена Зотина, — старший сын говорит: «Папа, ну зачем ты на работу пойдешь — там что, без тебя помрут?» Трое моих детей каждый день надеются, что их отец вернется домой, реагируют на каждый стук в дверь. Мы все поддерживаем Анжелу Болдыреву и хотим, чтобы было проведено тщательное расследование. Если списать всю вину на мертвых, то порядка на железной дороге не будет.

46-летний Артур Гегомян так и не увидит своего долгожданного сына. Когда он погиб, его жена Светлана была на пятом месяце беременности. Артур не должен был заступать в ту ночную смену, он попросился сам. Мужчине нужен был выходной, чтобы отвезти супругу в Благовещенск на обследование. Сейчас Тиграну, так его хотел назвать отец, полтора годика.

Транспортная прокуратура: «Собраны все доказательства вины бригадира»

Исходя из материалов следствия, виновным в ЧП является погибший дорожный мастер пути Андрей Болдырев, который возглавлял бригаду ремонтников. Причиной трагедии стало несоблюдение технологического процесса. Алкоголь в крови машиниста не обнаружен, абсолютно трезвыми были и погибшие путейцы.

— Собраны все доказательства вины бригадира, — заявил прокурор Сковородинской транспортной прокуратуры Виктор Курносов. — Для подготовки обвинительного заключения в Хабаровске была проведена судебно-техническая экспертиза, которая восстановила последние мгновения жизни пятерых путейцев. Согласно заключению, этот вид работ должна была проводить бригада из минимум 7—8 человек, а не пяти, как было.  Также было необходимо выставлять сигналистов на расстоянии одного километра в оба конца от ремонтируемого участка. Кроме того, при движении по железной дороге путейцы должны идти навстречу движению, а бригада шла спиной к идущему по путям поезду. Они не услышали шум приближающегося в попутном направлении грузового поезда. Локомотивная бригада ввиду неисправности прожектора не смогла увидеть людей, работающих в колее, и предотвратить наезд.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

1. Смерть на рельсах. в Шимановском районе поезд сбил пять человек

2. Нечужое горе: семьям погибших в Шимановском районе путейцев помогут с жильем и кредитами

***

ОБСУЖДАЙТЕ НАШИ МАТЕРИАЛЫ В СОЦСЕТЯХ