Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни

Вашему ребенку 5-й год жизни. Это возраст дальнейшего развития его способностей. Вы замечаете, что малыш, занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становятся более длительными и сложными.

Вы видите, как ребенок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуете ему вы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя.

Он уже лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у вас улыбку. Но они говорят о том, что ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него.

Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходства и различия между ними.

К 5 годам у детей возрастает потребность в общении, особенно со сверстниками, осознании своего положения среди них. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, проявить внимание, сочувствие.

Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребенка в среднем возрасте, так как у него формируется потребность в уважении.

После 4 лет в разговорах детей все чаще появляются высказывания, в которых «Я» и «Ты» сливаются в общее «Мы».

- Смотри что у нас получилось.

У детей происходит новый поворот от «Я» к «Мы», от наивного детского «Смотри, какой я хороший» к попыткам объединиться «Давай вместе». Это что касается общения дошкольников в этом возрасте.

Интеллектуальная сторона характеризуется прежде всего высокой мыслительной активностью. 4-летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменениями в живой и неживой природе, происхождением человека и т.п.).

Поведение 4-летнего ребенка не столь импульсивно и непосредственно, как раньше. Он может уже регулировать его, хотя еще иногда требуется напоминание взрослого.

На 5-году складываются представления, как надо вести себя, поэтому они обращаются к сверстникам: «надо делиться», «нельзя обижать другого». Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иною деятельность (игру), детей, с кем играть.

А теперь я хочу остановиться на наиболее информативном и сложном показателе развития – это умственное развитие. В широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Какие же изменения происходят здесь?

Восприятие

  1. Ребенок в этом возрасте не только хорошо владеет представлениями об основных цветах спектра, но и имеет представление об оттенках.
  2. Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы.
  3. Может назвать различия двух фигур разной формы.
  4. Может разделить спектральную сложную фигуру на несколько простых.

Мышление

Ребенок может по предложенной схеме сделать несложную постройку (из кубиков).

Узнают предметы на схематических изображениях. Ребенок может найти выход из простого лабиринта (2-3 перегородки). Классифицирует, обобщает простые слова, может выделить главные признаки.

Воображение

  1. Ребенок может дорисовать начальное изображение, дополнить его деталями.
  2. Может сочинить самостоятельно небольшую сказку или историю на заданную тему.

Внимание

  1. Ребенок может заниматься привлекательной для него деятельностью в течении 15-20 минут.
  2. Ребенок может действовать в соответствии с правилами: отбирать нужные картинки, заштриховать необходимые фигуры.

К 5-годам можно предложить следующую игру на внимание: на листе бумаги в случайном порядке изображены ряды квадратов, кругов и треугольников. Предложить закрасить один вид геометрических фигур, например треугольник.

Память

Ребенок может запомнить по просьбе взрослого 5 названий предметов. Ребенок запоминает поручения взрослого (2-3 последовательных действия).

Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?

Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять и учитывать особенности данного возраста, оценить его собственные индивидуальные возможности.