6 месяц жизни: я познаю мир!

Завершается первое полугодие жизни малыша. За этот небольшой период своей жизни он многому научился. На очереди новый этап развития – активное освоение ребенком окружающего пространства.

Учусь ползать!

Давно известно, что движения, которые совершает ребенок, будь то манипуляции с предметами или ползание, благотворно влияют не только на физическое, но и на умственное развитие крохи. Поэтому важно предоставить малышу свободу передвижения, обучить разным вариантам действий с игрушками и другими предметами, поощрять его активность.

В возрасте 6 месяцев ребенок свободно переворачивается на любой бок, со спины на живот и обратно. Это означает, что он готов к ползанию. Теперь кроху не удержишь в кроватке. Ему необходима свобода передвижения.

Приготовьте много свободного места. Манеж и кроватка не подходят для тренировок. Для большего комфорта и безопасности лучше заниматься на полу. Утеплите его, постелив одеяло или коврик из плотной ткани.

Пока ребенок еще только осваивает навыки ползания, помогите ему в этом. Не стоит поддерживать кроху за живот:

ему нужно самому научиться сохранять равновесие, стоя на четвереньках. Лучше подставить свои ладони под маленькие стопы. Почувствовав опору, малыш будет отталкиваться от ваших рук и передвигаться вперед.

Упражнение «Веселые старты» . Положите яркие интересные игрушки на разном расстоянии от малыша. Привлекая внимание крохи к одной игрушке, побуждаем ползти к ней. Когда малыш доползет до первой игрушки и рассмотрит ее, привлекаем внимание к следующей и т.д. Для такой игры на первых порах достаточно 3–4 игрушек. Желание крохи потрогать, рассмотреть предметы стимулирует движение. Поначалу малютка ползет медленно, но уже через пару недель он сможет добраться до игрушки без вашей помощи.

Осваивая навыки ползания, малыш в то же время учится ориентироваться в пространстве и определять расстояние до предмета.

Упражнение «Пирамидка» развивает координацию движений и стимулирует ползание. Для игры понадобится пирамидка с 4–5 кольцами. Устройтесь с малышом поудобнее на полу или большом диване. Возьмите пирамидку в руки и покажите малышу: «Посмотри, это пирамидка». Затем опрокиньте ее так, чтобы кольца рассыпались.

Попросите кроху дотягиваться или доползать до колец и брать их в руки. Нанизывайте вместе с крохой собранные кольца на стержень пирамидки. Такое упражнение также наглядно демонстрирует ребенку, как надо собирать пирамидку. Самостоятельно он будет делать это позже, а пока пусть смотрит и запоминает.

Упражнение «Пилот» . Возьмите кроху на руки (свою левую руку подведите ему под грудь, правую – под животик) и начните медленно кружиться по комнате, раскачивая малыша вправо-влево, вверх-вниз. Игра станет интереснее, если дополнить ее звуками, изображающими полет самолета: «У-у-у! Гудит самолет. Полетел самолет. Наш Ванюша пилот!»

Безопасная квартира

Необходимо провести осмотр квартиры на предмет безопасности следующим образом. Посмотрите на окружающее малыша пространство его глазами – буквально проползите по комнатам на четвереньках, отметив, что может привлечь ребенка в первую очередь и безопасны ли для него эти предметы. Такой нехитрый способ позволяет увидеть «подозрительные» вещи: электрические розетки и провода, острые углы мебели, свисающая с края стола скатерть, миски с едой для домашних животных, мелкие предметы, которые кроха может проглотить или вдохнуть, и т.п.

Проведя ревизию каждой комнаты, уберите все, что может нанести вред вашему малышу: спрячьте под мягкими накладками острые углы, уберите повыше бытовую химию, вместо скатерти используйте пластиковые подставки, скройте электрические провода и т.д.

Поиграем?

Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало новой, манипуля-тивной, деятельности. С этого возраста появляется новый этап в развитии ребенка – игра. Это примитивная игра, без сюжета и правил, основанная на взаимодействии взрослого с ребенком. Конечно, на протяжении всего этого периода ребенок и сам осваивает множество способов действий с предметами, но познать все варианты действий и свойств предметов в полной мере он сможет только с помощью взрослого. Таким образом, возможности действия резко расширяются: взрослый может показать, что мячик можно катать, кольцо пирамидки – надевать на стержень и т.д. К тому же, крохе так нравится, когда мама или папа с ним играют.

Игра «Возьми – отдай». Игра развивает навыки сотрудничества со взрослым. Интересную игрушку покажите малышу на некотором расстоянии. Затем со словами «На, возьми игрушку!» протяните ее ребенку. Пусть он рассмотрит ее как следует. Затем также словами и жестом (протяните свою руку за игрушкой) попросите кроху отдать ее вам: «Дай мне игрушку, пожалуйста». Повторите игру несколько раз с одной или разными игрушками.

Игра «Повторяй за мной движения». Понадобятся разные предметы-игрушки: погремушка, два кубика, мяч. Взрослый должен вначале показать ребенку, как надо действовать с игрушками. Например, погремушку слегка потрясти, постучать кубиком о кубик, подтолкнуть мяч ладошкой, чтобы он покатился. После демонстрации попытайтесь активизировать ребенка на совершение им таких же действий. При этом важно хвалить малыша за правильные действия и мягко направлять, если у него не все получается.

В результате разнообразных игр со взрослыми ребенок приобретает опыт деятельности с игрушками. Постепенно кроха начинает учитывать особенности формы и размеров игрушки. Ребенок действует с игрушкой таким образом, что начинает получать некоторый результат, выявляющий ее специфические свойства. Например, резиновая уточка сжимается, издавая писк, погремушка гремит при встряхивании.

В первые полгода жизни у младенца развивается целый ряд умений и действий, на основе которых в дальнейшем возникнут элементы игры. Это в первую очередь навыки захвата и удержания игрушки, умения манипулировать ею, контролировать и координировать свои движения.

Ловкие пальчики

Малыш все время пытается взять иг-рушку, но пальчики пока такие непослушные! Кроха еще берет предметы всей кистью. Помочь ему овладеть навыками пинцетного (двумя пальцами) и щипкового (тремя) захвата предметов может пальчиковая гимнастика и массаж рук.

Аккуратно массируйте каждый пальчик от ладошки к кончикам, начиная с мизинца. Легко постукивайте по подушечкам каждого пальчика.

Ощупывание предметов с разнородной текстурой поверхности – гладкой и шероховатой, теплой на ощупь и прохладной – познакомят малыша с разнообразными тактильными ощущениями, совершенствуя восприятие и мелкую моторику.

Предлагайте крохе предметы разной формы, удобные для захвата и ощупывания. Упражнения для пальчиков легко превратить в веселую игру:

Игра «Ладушки». Возьмите руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносите:

Ладушки-ладушки,

Где были? У бабушки.

Что ели? Кашку.

Что пили? Бражку.

Попили, поели.

Игра «Сорока-ворона». Круговыми движениями, поглаживая подушечкой пальца по ладошке ребенка:

Деток кормила: (загибаем пальчики, начиная с мизинца)

Этому дала – он воду носил,

Этому дала – он дрова рубил,

Этому дала – он печку топил,

Этому дала – он тесто месил,

А этому не дала –

Он позже всех приходил! (сгибаем-разгибаем большой пальчик)

Игра «Пальчики». Хлопаем с ребенком в ладоши, приговаривая:

Вышли пальчики гулять:

(загибаем по очереди пальчики)

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик занял место,

Этот пальчик ляжет тесно,

Этот пальчик много ел,

Оттого и растолстел!

(массируем большой пальчик)

Организация подобных игр способствует также развитию слухового восприятия речи, эмоционально-позитивному взаимодействию ребенка и взрослого.

Предлагайте малышу более сложные игрушки с кнопочками, лампочками, пищалками. Дети данного возраста учатся сжимать и разжимать игрушки, перебирать их детали пальцами, вынимать небольшие игрушки из емкости. Понаблюдайте за реакцией крохи на новую игрушку, и вы поймете, что ему больше нравится.

Поскольку речь и мелкая моторика взаимосвязаны, стремитесь развивать тонкие движения пальцев. Поможет в

этом рисование пальчиковыми красками. Эти нетоксичные, безопасные краски предназначены специально для занятий с маленькими детьми. Они обладают жидкой консистенцией, легко смываются водой.

Для начала подготовьте место для ри-сования: застелите клеенкой небольшой участок на полу, положите кисть и большой лист ватмана. Разные цвета красок можно разлить в блюдца – так удобнее окунать в них ладошки и пальчики. Наденьте на кроху фартук или старенькую рубашку: малыш непременно испачкается во время «творческого процесса».

Помогите ребенку обмакнуть пальчик в краску и проведите по листу белой бумаги или прижмите окрашенную ладошку к листу. Кроха быстро поймет последовательность действий и будет с удовольствием оставлять на белом поле разноцветные следы.

Первые творения вашего малыша оставьте себе на память. Можно сделать выставку работ крохи, оформив рисунки в рамочки.

Выполняя пальчиковую гимнастику со своим ребенком, предоставив ему развивающий материал, вскоре вы отметите, что ручки малыша становятся все более ловкими, моторика совершенствуется и усложняется.

Смышленый малыш

Наряду с совершенствованием работы всех органов чувств, интенсивно развивается и мышление крохи. В этом возрасте происходит понимание причинно-следственной связи (если нажать на кнопочку – заиграет музыка, потянуть за шнурок – зазвенит колокольчик т.п.), совершенствуется мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие.

Полугодовалый малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем свободной рукой снова хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего, малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Должно пройти некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен положить ту, которую держит.

В этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие: он хорошо определяет расстояние до предмета, чтобы дотянуться до него. Взяв игрушку в руку, он может ее бросить и проследить взглядом, куда она упала.

Игра «Мячик упал!» . Перемещайте небольшой мяч по столу, а затем позвольте ему упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш понаблюдает за вашими действиями. Через некоторое время он научится ждать того момента, когда мяч упадет, и будет заранее смотреть на пол.

Игра «Прятки» . Накройте игрушку платком, оставив какую-то ее часть неприкрытой. Попросите ребенка найти игрушку. Малыш начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Но кроха пока не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно. Поэтому закрытую полностью игрушку он вряд ли будет искать.

Игра «Потяни за веревочку». Во время этой игры кроха учится понимать связь между действиями предметов. Шнурком или лентой несколько раз обмотайте погремушку округлой формы или неваляшку. Другой конец веревочки положите рядом с малышом на расстоянии его вытянутой руки. Когда кроха потянет за ленту, она размотается и игрушка зазвенит. Ребенок догадается: это не случайно.

Малыш в состоянии удерживать внимание на происходящем уже в течение 3–5 минут. Поэтому пришло время рассматривать книжки, показывать изображения знакомых предметов на картинках, читать короткие стишки и сказки, разыгрывать непродолжительные кукольные представления.

В этом возрасте можно продолжать развивать у ребенка чувство ритма, эстетический вкус.

Игра «Маленький оркестр». Кроха уже умеет удерживать в каждой руке по игрушке. Дайте ему две погремушки и возьмите столько же себе. Напевая песенку (например, «Два веселых гуся»), потряхивайте в такт погремушками. Кроха, глядя на вас, будет пытаться вам подражать. Если у малыша не получается самостоятельно выполнить это упражнение – можно посадить его на колени, взять ручки с погремушками в свои руки и помочь потрясти погремушками под песенку: