Datalife Engine Demo

Адаптация ребенка в школе

автор: Natali | 20-01-2012, 09:44 | Просмотров: 3313

Особенности адаптации ребенка в начальной школе. Роль учителя в процессе адаптации первоклассника. Признаки успешной адаптации к школе.

Поступление в школу – значительный этап в жизни ребенка и его семьи. Но иногда он может обернуться нелегкой проблемой для обеих сторон, так как изменение общей обстановки и окружения, высокие умственные нагрузки могут не лучшим образом отразиться на психике и здоровье ребенка.

Процесс обучения представляют следующие переходные этапы:

  • поступление в первый класс;
  • окончание начальной школы и переход в 5 класс;
  • окончание 9 класса и переход в старшие классы.

Как правило, с двумя последними этапами дети могут справиться сами, но первоклассникам непросто адаптироваться на новом этапе своего жизненного пути. Поэтому родители первоклассников должны максимально сосредоточить свое внимание на ребенке и помочь ему в процессе адаптации.

Каждый ребенок привыкает к учебной деятельности индивидуально: кому-то для адаптации достаточно двух недель, а кому-то необходимо полгода. Многое зависит от особенностей самого ребенка, его характера, умения взаимодействовать с окружающими, а также от типа выбранной школы и уровня дошкольной подготовки ученика. В первые учебные дни, первокласснику потребуется огромная поддержка со стороны родителей. Помощь взрослых решает многие проблемы, позволяя ребенку быстрее привыкнуть к своему новому этапу в жизни.

Не нужно сразу возводить для ребенка жесткие рамки - «пришел с занятий – сразу за уроки». Нельзя ограничивать общение ребенка с одноклассниками. Во время адаптации к школе ребенок достаточно быстро социализируется, устанавливает новые контакты, и задача родителей - помочь его эффективному взаимодействию с окружающими.

Роль учителя в процессе адаптации первоклассника

Первая учительница – это не только важный человек в жизни вашего ребенка, но и важная личность для всей вашей семьи. Она сумеет вам дать нужный совет, касательный воспитания ребенка, поможет направить его в правильное русло. С учительницей необходимо с первых дней установить контакт и время от времени интересоваться успехами ребенка в школе. Если вы не разделяете своих взглядов на методику обучения, попросите учительницу пояснить свою позицию, но никогда не давите на своего ребенка, он не обязан страдать из-за ваших разногласий с педагогом.

Также важным фактором успешной адаптации ребенка является его сосед по парте. Вы должны узнать, какие отношения сложились у вашего ребенка с соседом по парте. К сожалению, не всегда наши дети ведут себя безупречно. Именно ваш ребенок может отвлекать соседа по парте, мешая ему заниматься, но за эти действия наказывать никого нельзя: первоклассникам трудно усидеть на месте в течение всего учебного дня. Вам просто нужно объяснить ребенку, что следует уважать личное пространство других людей, и если сосед по парте чем-то занят, то его не следует отвлекать. Не забывайте хвалить ребенка за его успехи и побуждайте его помогать окружающим.

Признаки успешной адаптации к школе

1. Ребенок с удовольствием посещает школу, ему нравится учиться.

2. Ребенок без затруднений справляется с учебной программой. Если возникают пробелы в знаниях, то ребенку необходимо помочь, не прибегая к критике и крикам. Категорически возбраняется сравнивать своего ребенка с одноклассниками, более успешными детьми. Ваш ребенок – уникальная личность, и равнять его с другими нельзя.

3. Настраивайте ребенка на успех. Заставьте его поверить в себя.

4. Если адаптация прошла успешно, ваш ребенок будет выполнять домашнее задание самостоятельно. Он может обратиться к вам за помощью, только если его попытки довести дело до конца оказались провальными. Не торопитесь каждый раз предлагать свою помощь, потому что ребенок привыкнет к тому, что домашние задания он выполнит с помощью родителей, а не самостоятельно. Понемногу ослабляйте рамки своей помощи, окончательно сводя ее на нет. Благодаря этому вы разовьете самостоятельность у своего ребенка.

5. Самый важный показатель успешной адаптации к школе – ребенок с симпатией относится к своим новым друзьям и учительнице.