Адаптация ребенка к школе

Первый раз в первый класс

Пришла наконец долгожданная пора. Ребенок — первоклассник! Что же происходит с ним на пороге новой жизни? Он переходит в другую возрастную группу, называемую младшим школьным возрастом.

Характеристика младшего школьного возраста

Младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка меняется ведущий вид деятельности — с игровой на учебную. В процессе учения у ребенка формируется память, раздвигаются границы познания о явлениях внешнего мира, формируются умения взаимодействовать с людьми разного возраста. Новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий и рефлексия.

Произвольность — это особое качество психических процессов. У ребенка она проявляется, прежде всего, в умении сознательно ставить цели деятельности и достигать их, что отличает его от дошкольника. Ребенок учится выбирать правильно цели деятельности не по их внешней привлекательности, а исходя из необходимости. Таким образом, он учится управлять своим поведением. Необходимо помнить о том, что управление и достижение целей сугубо индивидуальны и зависят от многих факторов. У одного ребенка это можно наблюдать уже в 6-7 лет, а у другого только в 9. При выполнении различных заданий, дети младшего школьного возраста уже умеют найти наиболее оптимальный путь решения. Они выбирают правильное решение, анализируют и сопостав­ляют результаты, планируют порядок проведения работ.

Очень важным требованием в учебной деятельности является требование к ребенку уметь развернуто и обоснованно представлять свои решения. Для этого ребенок учится со стороны рассматривать, анализировать и оценивать собственную деятельность. Умения совершать подобные операции лежат в основе такого качества как рефлексия.

У младшего школьника — игра как вид деятельности неким образом «соревнуется» с учением. Этим можно объяснить многое в поведении на уроках первоклассников. Они продолжают играть, принося в школу свои любимые игрушки, с которыми они не в силах расстаться на столь длительный срок. Да и основная задача учителя — формировать положительные мотивы обучения. Учитель с помощью игры подводит ребенка к ведущему виду деятельности для этого возраста — учению.

Контактируя с младшим школьным возрастом, нельзя забывать об особенностях их физиологии. Именно в этом возрасте происходит качественные и структурные изменения головного мозга ребенка. Особенно сильно развиваются большие полушария. Мозг достигает веса 1 кг 350 г. Также происходят изменения и в нервных процессах — возбуждения и торможения.

Дошкольник характеризуется ситуативным поведением и процесс торможения у него слабо развит. Младший школьник уже начинает овладевать процессами управления своим поведением, у него увеличивается возможность тормозных реакций. Это дает ему возможность подчиняться требованиям взрослых, сдерживать импульсивные поступки, увеличивает его самостоятельность. Изменения этого возрастного периода касаются и костно-мышечного аппарата. Он достаточно гибкий у младших школьников, что объясняется большим количеством хрящевой ткани в костях и повышенной эластичностью клеток. Поэтому бичом младших школьников является искривление позвоночника — сколиоз. Если не следить за осанкой ребенка, это может привести к разным заболеваниям. Такая банальная вещь, как физкультурные занятия, может во многом предотвратить эти явления, если уделять этому предмету должное внимание. У младшего школьника слабо развиты мелкие мышцы кистей, рук и пальцев. Поэтому ему трудно писать на начальных этапах обучения.

Вот таков портрет ребенка, стоящего на пороге школы. И теперь основная трудность — войти в заветную дверь и не только остаться там, а испытать счастье но­вых открытий. Что же способствует этому? Прежде всего, условия, в которых ребенок развивался, и условия, обеспечивающие его адаптацию к школьной жизни. Если все сходится, то ребенок адаптируется к новой для него социальной жизни, если же где-то что-то не сошлось, мы имеем дело с дезаптацией.

Новизна новой деятельности, получение нового социального статуса — ученика, обретение новых друзей — все это помогает ребенку адаптироваться в новых условиях. Привлекательность, новизна школьной жизни во многом обеспечивает учителю возможность преодолевать дезаптацию отдельных учеников.

Обычно школьный класс состоит из детей с разной подготовленностью к школе и разным умственным развитием. Достаточно условно можно выделить три группы детей: дети с нормальным умственным развитием, с опережающим умственным развитием и дети с задержкой умственного развития.

Детей с нормальным умственным развитием большинство. У них развиты все познавательные процессы соответственно возрасту. Детей с опережающим умственным развитием в одной группе единицы. Они выделяются высоким уровнем интеллекта и, как правило, исключительными способностями. Детей с задержкой умственного развития тоже немного. Задержка умственного развития у такого ребенка проявляется в быстрой утомляемости и истощаемости. Именно это объясняет сложность усвое­ния такими детьми материала и, как следствие, отсутствие интереса к обучению.

Естественно, что школьники, принадлежащие разным группам, и адаптируются к школе по-разному.

В психолого-педагогических исследованиях принято выделять три уровня школьной адаптации. (Овчарова Р.В.)

Высокий уровень адаптации ребенка к школе

Школьники, относящиеся к этому уровню, положительно относятся к школе. Они воспринимают обучение в ней как радостное событие своей жизни. Легко усваивают предъявляемые требования. Они внимательны, прилежны, стараются вести себя соответственно требованиям. Такие дети достаточно самостоятельны. Они регулярно выполняют домашнее задание, проявляют интерес к общественным поручениям, добросовестно готовятся к школьным ме­роприятиям. Школьники осваивают программный материал, решая задачи, как предъявленного уровня, так и более сложного. В классе, как правило, такие ребята занимают высокое статусное положение.

Дети, принадлежащие к этой группе, адаптируются к школьной жизни достаточно быстро. Им хватает одного - двух месяцев. Часть из них могут вообще не испытывать никаких затруднений. Учебная активность таких школьников носит постоянно выраженный характер. Они быстро приобретают друзей. С такими детьми все хотят подружиться. Они спокойны, веселы, организо­ванны, хорошо учатся.

Средний уровень адаптации детей к школе

В основе своей школьники положительно относятся к школе. Ее посещение приносит им радость новых успехов и новых встреч. Они стабильно учатся, усваивают содержание учебного материала. Школьники сосредоточены и внимательны, решают в основном типовые задачи. Но их внимательность и сосредоточенность носит выборный характер. Это зависит от того, интересна или нет им учебная деятельность. Общественные поручения школьники выполняют добросовестно и охотно. Можно сказать, что дети, относящиеся к этой группе, обладают неустойчивой адаптацией. Период их приспособления более длителен, чем у детей первой группы. У них чаще проявляются неблагоприятные формы поведения. Это связано, прежде всего, с недостаточной подготовкой к школе, низким уровнем развития познавательного интереса.

У таких детей в первые месяцы пребывания в школе преобладают неадекватные поступки. Они могут отвлекаться на уроках — рисовать, играть с куклами под партой. Трудность в овладении учебной программой влечет за собой трудность в общении со сверстниками, с учителем. Эти проявления говорят о социальной незрелости ребенка. Учителю и родителям предстоит большая работа по включению такого ребенка в школьную жизнь. Но следует отметить, что дети, относящиеся к этой группе, довольно быстро адаптируются, поскольку школьная жизнь в целом ими воспринимается положительно.

Низкий уровень адаптации детей к школе

Первоклассники отри­цательно или безразлично относятся к школе. У них доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины. Учебный материал усваивается фрагментарно. Слабо выражена самостоятельность. При выполнении домашних заданий, как правило, отсутствует интерес, и, как следствие, в наличии нерегулярная подготовка к урокам. Для понимания нового материала требуется помощь учителя и родителей. Работоспо­собность и внимание сохраняется, если ребенок имеет возможность отдохнуть. Общественные поручения выполняет без энтузиазма и под строгим контролем. Во взаимодействии с окружающими сверстниками он пас­сивен, зачастую даже не знает их имен. Бывает, у таких детей проявляется агрессия. Отсутствие учебных успехов и положительных внутриколлективных связей снижает их социальный статус, что, в свою очередь, негативно сказывается на их эмоциональном состоянии. Изменяются и отношения с учителем. Они избегают контакта с ним, выполняя его требования формально. Нарушения поведения на уроках сопровождаются постоянными замечаниями учителя, наказаниями. На перемене такие дети могут, наоборот, дико кричать и бегать, всем мешать. Происходит эмоциональная разрядка, которая еще больше отдаляет школьников от остальных детей класса, что вызывает у них озлобленность и вспышки агрессии. А бывает и наоборот, школьники могут быть все время печальны, тревожны и напряжены.

Следует отметить, что подобные затруднения, чаще всего носят временный характер и поддаются исправлению.

Рекомендуем посмотреть: