Речевое развитие ребенка

на третьем году

Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети до двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей. Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий его мир. С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи

Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его действия начинают подчиняться словесно выраженному приказу, запрету. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет огромное значение для развития воли ребенка, выдержки и настойчивости.

Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Не менее значимыми являются речевые контакты со взрослыми, совместные игры, в которых взрослый выступает как равный партнер по игре.

С ребенком третьего года жизни можно заниматься развитием речи, выделяя определенное время для таких занятий. Малыши могут работать сосредоточенно в течение 7-10 минут, и за это время можно поиграть с ними в лото, почитать книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное свободное время малыш будет играть один: полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.

Словарный запас

Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой - маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т. д.).

По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. В три года он должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т. д.) в пассивной речи. Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка - чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом "шапка" называют фуражку, кепку, шляпу

На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много ласкательных суффиксов

Обогащение словарного запаса

После двух лет дети очень любят задавать вопросы. Не ленитесь отвечать на детские вопросы, только отвечайте просто, внятно, не перегружая ответ непонятными словами. Старайтесь сами давать определения предметам по их родовой принадлежности с учетом видового своеобразия, например: хлебница - это посуда для хлеба. Называя слова-обобщения: "посуда", "одежда", "мебель", "обувь", - взрослые сформируют понимание таких слов, а затем незаметно научат и правильно пользоваться ими. Поводом для применения слов-понятий могут быть любые просьбы взрослого: "Доченька, сложи свою одежду аккуратно", "Как ты разбросал игрушки, сынок. Ну-ка, собери". "Сначала надо помыть фрукты, потом можно есть".

На прогулках обращайте внимание детей на растения, называйте детям цветы, деревья, птиц, насекомых. Пусть малыш откроет для себя мир природы во всем его многообразии.

Восприятие цвета доступно детям раннего возраста. Ввести слова-названия основных цветов можно уже на третьем году жизни, если не забывать называть цвета одежды: "Сейчас наденем красные штанишки", "А где наша белая кофточка?" За столом можно спрашивать, в какую чашку налить чаю: в синюю или белую; какое яблоко хочет: зеленое или красное и т. д. Рассматривая картинки в книжке, обратить внимание, какого цвета небо, деревья, цветы. Так, не проводя специальных игр, обеспечивают понимание названий цветов.

Кроме прилагательных, обозначающих цвета, трехлетние дети должны знать слова-названия, обозначающие форму предметов: круглый, квадратный. Естественно, сначала нужно позаботиться о том, чтобы дети знали слова "круг", "квадрат", и понимали, что эти слова обозначают. Не забывайте упоминать, что такие предметы, как часы, солнце, луна, - круглые, а кубики, коробка, табурет – квадратные. Позже дети по вашей просьбе попробуют назвать, какой формы яблоко, книжка, окно и т. д. Можно сделать подборку картинок, объединив их в группы по форме. Рассматривая с ребенком картинки, предложите выбрать все круглые предметы или все квадратные и т. д. С данным набором можно заниматься в течение длительного времени. Не огорчайтесь, если сначала ваш малыш будет просто называть картинки. Первоначальная задача - ввести слова в пассивный словарь и только затем постепенно учить пользоваться данными прилагательными.

В речи детей уже есть слова "большой", "маленький", которыми они оперируют в любом случае, когда нужно обозначить размер предмета. Знакомим детей со словами "широкий", "узкий", "длинный", "короткий", "высокий", "низкий", называя признаки окружающих вещей: широкая юбка, узкие брюки, длинный карандаш, короткая веревка, высокий человек, низкий куст и т. д. Сравнивать предметы по величине можно везде: в лесу (высокая ель и низкий кустик); на даче (крупная клубника и мелкая смородина); в городе (длинная улица и короткий переулок).

В быту легко познакомить детей с прилагательными, обозначающими разные свойства предметов: холодное мороженое, холодная вода, холодный квас; горячий чай; теплый свитер; сухое белье; мокрый пол; чистые руки. Не забывайте чаще употреблять эти слова в своей речи, и тогда дети быстро усвоят их и начнут ими пользоваться.

Глагольный словарь. С освоением различных видов деятельности, с формированием двигательных навыков растет и количество слов, обозначающих эти разнообразные действия. Чем больше малыш умеет делать, тем больше он знает и слов-действий.

Сходные действия, имеющие свои названия, должны называться разными словами: мама платье шьет, бабушка чулки вяжет, сестра салфетку вышивает, собака бежит. Нужно показать разницу между продолжающимся действием и закончившимся: мама кашу варит - мама кашу сварила.

При рассматривании картинок-иллюстраций к сказкам спросите у малыша, что делает тот или иной герой сказки. Очень много слов-действий имеется в потешках. Читайте детям потешки и добивайтесь запоминания текстов, тогда дети введут в свой словарь много разных глагольных форм. Особенно хороши потешки в форме вопросов и ответов, так как имеется возможность показать детям особенности вопросительной интонации. В них представлены образцы диалогической речи, а, как известно, диалог воспринимается легче, так как приближен к обыденной речи.

Наречия. Ориентироваться в пространстве и времени невозможно без понимания слов: близко, далеко, рядом, высоко, низко, вверху, справа, слева и т. д. В речи взрослых такие слова должны подкрепляться наглядным показом, жестами, интонацией. Причем формировать пространственные представления у ребенка можно начинать очень рано, когда он только научится ходить.

Грамматический строй

Третий год жизни характеризуется дальнейшим развитием грамматического строя речи. В течение первого полугодия в речи детей регулярно появляются формы косвенных падежей существительных: винительного, родительного, творительного, предложного, дательного.

Глаголы настоящего времени употребляются в единственном и множественном числе, кроме 2 лица множественного числа (дети еще не говорят взрослым "вы"). Появляются формы прошедшего времени глаголов, сначала без согласования в роде с существительным. Формирование согласования в роде усваивается относительно поздно, к трем годам.

При употреблении прилагательных детьми также наблюдается смешение окончаний мужского, женского и среднего рода.

Употребляются личные местоимения: я, ты, меня, мне, тебе, тебя, он, она, они, его, ее, их.

К трем годам вводятся в речь наиболее употребительные предлоги: на, в, под, за и другие.

К концу третьего года ребенок в основном усваивает многие грамматические формы. Но в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена. Большое значение в развитии грамматического строя языка имеет не только слушание грамматически правильной и фонетически точной речи, но и собственная практика ребенка по использованию всех имеющихся в языке грамматических форм.

Развитие грамматического строя речи

Развитие грамматического строя речи осуществляется одновременно с развитием активного и пассивного словарного запаса ребенка и формированием правильного звукопроизношения, но, так как третий год жизни - это время активного становления фразовой речи, можно утверждать, что работа над грамматически правильным оформлением фразы должна стать ведущей в данном возрасте.

Чтобы помочь ребенку быстрее овладеть необходимыми и доступными ему грамматическими навыками, нужно использовать разнообразные приемы. Один из ведущих приемов - беседа по сюжетной картине. Взрослый задает ребенку вопросы, отвечая на которые ребенок должен употребить ту или иную грамматическую форму. Прекрасный дидактический материал в виде сюжетных картинок - это, прежде всего, иллюстрации к сказкам. Малыши в этом возрасте очень любят рассматривать картинки в любимых книжках, Если не предоставлять малыша самому себе в данном занятии, а сесть с ним вместе и не-навязчиво спрашивать, кого и что он там видит, к кому или к чему пришел главный герой, с кем или с чем он изображен рядом, то время рассматривания картинки пройдет с большой пользой для малыша.

По картинкам к сказке "Репка" удобно обратить внимание на формы винительного падежа без предлога. Для этого задают вопросы: Что посадил дед? Кого позвал дед? Кого позвала бабка? Кого позвала внучка? Кого позвала жучка? Кого позвала кошка?

Картинки к сказке "Колобок" - отличный материал для уточнения родительного падежа с предлогом с, дательного падежа с предлогом по, творительного падежа с предлогом с: Откуда скатился колобок? По чему покатился колобок? С кем сначала встретился колобок? А ещё с кем встречался колобок?

Рассматривая картинки из сказки "Маша и медведь", обязательно надо спросить: Куда залезла Маша? Где спряталась Маша? Откуда вынули Машу дедушка с бабушкой?

К картинкам по сказке "Гуси-лебеди" можно спрашивать: Куда пряталась девочка с братцем от лебедей? Где летали гуси-лебеди?

Усвоение предлогов. Особое внимание следует уделить работе над предлогами. При обучении детей пользованию предлогами в речи интонационно выделяют предлог и изменяемое окончание: лежит на столе, под столом; убрал со стола. Для закрепления грамматических форм подходящим материалом являются тексты упоминавшихся сказок, а также других сказок с повторяющимися событиями: "Теремок", "Волк и козлята", "Три медведя" и другие.

Связная речь

Связная речь ребенка на третьем году жизни только начинает формироваться. В начале года малыш строит короткие простые предложения, но затем начинает пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной связной речью, то есть может рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет. После двух лет малыш уже способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Связного пересказа большинство детей еще не дает. В этом возрасте дети любят слушать одни и те же сказки, стихи, и после многократного прослушивания запоминают наизусть тексты и как бы читают их по книге. Передать же своими словами текст сказки дети еще не могут. Трехлетние дети в состоянии отгадывать несложные загадки, в тексте которых много информации и есть намеки и подсказки, звукоподражания.

Развитие связной речи.

По отношению к трехлетнему возрасту можно говорить лишь о подготовке детей к рассказыванию. Дети учатся слушать взрослого, высказываться в присутствии других людей.

Описать предмет, игрушку ребенок сможет, только опираясь на вопросы взрослого. При совместном рассматривании игрушки взрослый описывает ее, называет основные детали, обращает внимание на его признаки: мишка большой, плюшевый, у него есть голова, туловище, лапы. На голове ушки, нос, глаза, рот. Затем спрашивает: "Какой мишка? Что есть у мишки? Покажи, где у мишки лапы". Во время рассматривания игрушка находится в руках у ребенка. Он двигает лапами мишки, трогает уши, глаза, ощущает, какой мишка мягкий, ворсистый, большой. Можно показать, как мишка неуклюже передвигается. Все действия с игрушкой помогают в усвоении рассказа о мишке, так как у детей трехлетнего возраста преобладает наглядно-действенное мышление.

В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Она и должна быть похожей на игрушку: объемная (книга-панорама) раскладушка, большого формата, с крупными, красочными картинками. Привлечь ребенка к книжке, привить любовь к слушанию, а затем и к чтению книг - главная задача взрослых. Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем или он так и проживет без книг. Правило для родителей - читать ребенку каждый день. Важно, что читать малышу: обязательно - народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут показаться скучными, а ребенку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы). Как раз по возрасту стихотворные сказки К. И. Чуковского - "Мойдодыр", "Айболит", "Федорино горе", "Муха-цокотуха", "Тараканище", "Телефон". Нравятся детям стихи С. Я. Маршака, А. Барто. Кто-то уже будет готов слушать стихи о природе русских поэтов-классиков. Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов, ударные рифмы помогают усвоить те или иные грамматические формы.

Произносительная сторона речи

В течение третьего года жизни ребенка его звукопроизношение улучшается. Некоторые дети к концу года начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими и звуком Т', а также звуки Л, Р, Р'. Группа этих сонорных заменяется или звуком Л', или Й, или опускается совсем.

Нормой для детей к трем годам будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков Т, Д, Н, К, Г, X, В, Ф, С, 3, то есть слова "тапки" и "тяжелый", к примеру, будут произноситься по-разному, с твердым в первом слове и мягким во втором слове звуками соответственно. Если же ребенок к трем годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, 3, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения.

Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят в норму.

Особенностью звукопроизношения в данный период является большое количество смешений. Звуки, появляющиеся вместо заменителей, не сразу и не во всех словах занимают свое место. Усвоение отдельных звуков длится месяц, других - более двух месяцев, и в течение этого времени звук то появляется в слове, то опять уступает место старому заменителю. При этом внимание к слову, старательное выговаривание может даже помешать, тогда как спонтанное произнесение бывает чистым.

Еще одна особенность, характерная для детей данного возраста, - появляющийся интерес к звуковой форме слова, "рифмотворчество". Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой материальной формы слов, развития фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата. Можно сказать, что ребенок сам себя тренирует в произнесении звуков помимо того, что он пользуется осмысленной речью.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом (1,5-2 секунды.).

Фонематический слух

Без полноценного фонематического слуха, то есть способности различать все фонемы языка, ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собственной речи он ошибок еще не замечает. К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного произнесения звуков. Только тогда ребенок будет в состоянии овладеть нормальным произношением звуков.