Актеры советского кино и театра

Алексей Смирнов

Увалень, выпивоха-тунеядец, Макарыч. Разноплановость ролей этого актера поражает и манит. Простое и родное лицо непременно вызывает улыбку. Но, как это бывает, внешность, оказывается, очень обманчива. Оказывается за этим добродушным и простоватым лицом скрывался глубокоинтеллектуальный, начитанный человек, геройски прошедший всю войну, награжденный множеством правительственных наград за мужество и смелость в тяжелейших боях.

Участник Великой Отечественной войны, кавалер орденов Славы 2-й и 3-й степеней, Алексе?й Мака?рович Смирно?в, советский актер, заслуженный артист РСФСР, родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов Ярославской губернии. Родители - Макар Степанович и Анна Ивановна Смирновы.

После революции и Гражданской войны семья перебирается в Ленинград. Отец, Макар Степанович умер очень рано, оставив Анну Ивановну с двумя детьми, Алешей и Аркашей в тесной коммуналке по улице Петра Лаврова.

Ещё будучи школьником Алексей начал играть в драмкружке, проявлял тягу к лицедейству.

В 1940 году, перед самой войной, он окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии и был зачислен в труппу. Он старательно готовился к своей первой серьезной роли — Чёрного Орла в оперетте «Роз-Мари». Он сыграл ее блестяще. Но эта роль оказалось первой и последней довоенного периода - грянула Великая Отечественная война.

Алексей, будучи смелым и решительным парнем, уходит на фронт добровольцем. Военная карьера складывалась в период тяжелых боев, от химинструктора до длинной должности "командира огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознамённого миномётного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознамённой ордена Ленина дивизии прорыва РГК".

Алексей Смирнов воевал на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах, участвовал в разведвыходах в тыл врага. В одном из боев, за который, он впоследствии был награжден медалью «За отвагу», он лично уничтожил трёх фашистов и обратил в бегство около двух взводов фашистов.

В ходе боев Алексей Смирнов проявлял беспримерный героизм. Чего стоят лишь несколько фактов: уничтожение минометной батареи, орудий, пулеметных точек в марте 1944 года; оборона высоты 283, когда взвод Смирнова атаковали десятки гитлеровцев; неравный бой с группой фашистов в июле 1944; разгром Смирновым и еще тремя бойцами немецкой засады в районе деревни Посташевице и еще многие десятки героических эпизодов.

Отдельно нельзя не отметить тот удивительный факт, что Алексей Смирнов, наряду с геройской военной жизнью, умудрялся одновременно руководить еще и полковой художественной самодеятельностью. Так, только за июнь-июль 1944 года им было организовано десять концертов, которая охватила аудиторию более чем в шесть с половиной тысяч бойцов Красной армии.

Смирнов очень хотел дойти до Берлина, но сделать это ему было не суждено - в одном из тяжелых боев он получил сильную контузию и, после излечения в госпитале, был комиссован из действующей армии.

В этот период мать получила похоронку на младшего сына, брата Алексея - Аркадия.

После войны, в 1946 году Алексей Смирнов поступает в труппу Ленинградского театра музкомедии. В то время актер был неизвестен и как большинство его коллег, жил бедно. Помимо отсутствия постоянной занятости в кино и театре, он ухаживал за больной матерью, у которой стремительно развивалось психическое заболевание - она так и не пережила гибель младшего сына.

В 1952 году актер переходит в «Ленгосэстраду».

Он нашел свое амплуа - комичного, неуклюжего увальня. Режиссеры стали предлагать ему комедийные роли второго плана, и он начал стремительно завоевывал популярность у зрителей. Особенно восхищалась им детская аудитория.

Несмотря на то, что такое амплуа давало известность и, соответственно - деньги, актер этим амплуа очень тяготился. Он всегда стремился получить хорошую, глубоко проработанную серьезную роль. Первую такую роль он сыграет в спектакле по сказке Николая Адуева «Табачный капитан» - это будет роль Петра I.

К концу 50-х годов прошлого века Смирнов становится известен в кинематографической среде. В 1959 году актер играет эпизодическую роль буржуйчика в картине режиссёра Юрия Озерова «Кочубей». Актёр он настолько блестяще сыграл роль, что получил сразу шесть предложений. Очень любопытен факт-признание самого актера, что в фильме «Роман и Франческа» он согласился сниматься только ради того, чтобы посмотреть на отстроенный после войны Киев.

1961 год был для актера знаковым. Он становится актёром киностудии «Ленфильм» и на экраны выходят два фильма с его участием - легендарный «Полосатый рейс» В.Фетина (матрос Кныш), и «Вечера на хуторе близ Диканьки» А. Роу (посол). Картину получили высокую оценку публики.

Как часто бывало в судьбах актеров того периода -трамплин в известность ему предоставили комедии, и в частности знаменный режиссер Л. Гайдай. «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» настолько полюбился зрителям, что режиссеры уже наперебой стали предлагать добродушному здоровяку роли в кино. Кроме того, за актером закрепилась слава ценнейшего и покладистого актера: он без разговоров выполнял самые сложные трюки и был крайне неприхотлив.

В 1964 году Смирнов знакомится с Леонидом Быковым (их свяжет крепкая дружба) и снимается у него в картине "Зайчик", в этом же году - у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён».

Пик популярности Алексея Смирнова пришелся на время выхода знаменитой комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Только за первый год проката картину посмотрело около 100 миллионов человек! Дальнейшая ротация фильма по телевидению вывела актера в разряд "топовых", а его фразы из фильма разлетелись на цитаты.

Далее шли картины Ролана Быкова в «Айболите-66», Андрея Тутышкина в «Свадьбе в Малиновке», Виктора Садовского в «Удар! Ещё удар!», Евгения Карелова в «Семь стариков и одна девушка».

В эпохальной ленте Леонида Быкова «В бой идут одни „старики“». исполнив роль механика Макарыча актер неожиданно открылся зрителям с другой, драматической и чувственной стороны. Фильм также был принят зрителями. Сам Смирнов сокрушался: "Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера!".

В 1967 году происходит долгожданное событие - Смирнова приглашают на Белорусскую киностудию. Ему предлагают драматическую роль в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика». К сожалению, из-за многочисленных бюрократических препонов и работы цензуры - массовый зритель эту картину так и не увидел.

В 1968 году следует участие актера в фильмах «Разведчики». Фильм откровенно не получился и у зрителей особым успехом не пользовался.

Несмотря на карьерный рост и зрительский успех, личная жизнь актера была трагичной. Из-за полученного на фронте тяжелого ранения Алексей потерял возможность иметь детей. По этой причине он через большую внутреннюю боль разрывает отношения со своей девушкой, которая о причине разрыва узнала много лет спустя.

Он всю жизнь прожил с матерью в коммуналке, так и не добившись для себя даже отдельной квартиры. Актер очень не любил вспоминать о войне, поэтому о его боевых подвигах и большом количестве наград знали немногие.

Алексей Смирнов смирился со своим недугом и в свое время пытался усыновить ребенка, но получил отказ.

Он был достаточно одиноким человеком, не вспоминал о войне, не поддерживал никаких отношений с однополчанами и смирившись и тем, что никогда не обретет семьи с женщиной, всецело ушел в чтение. Он собрал огромную библиотеку и периодически шокировал коллег обширными познаниями в той или иной области. Например, на съемках «Айболита-66» он ошарашил съемочную группу глубоким знанием японской поэзии! Также актер коллекционировал насекомых и пресмыкающихся.

С возрастом здоровье Смирнова стремительно ухудшалось. Фронтовые раны, фанатичная работа (он, например, не признавал дублеров), и, увы - алкоголь. Это значительно мешало работе, актер позднее оказался даже не в состоянии играть в картине своего друга Леонида Быкова «Аты-баты, шли солдаты» и был заменен.

Последней заметной работой Смирнова была комедия чехословацкого режиссёра Олдриха Липского «Соло для слона с оркестром». Там актер сыграл клоуна по фамилии Смирнов. После этого было еще несколько картин, в которых актера никто не заметил.

Личная драма усугубилась прогрессирующей болезнью матери Смирнова - в последние годы она перестала узнавать сына, что причиняло Алексею невыносимые душевные муки.

12 апреля 1979 года Смирнов получает трагическое известие - в автокатастрофе погибает самый близкий человек после мамы - друг Леонид Быков. Шокированный актер уходит в запой и уже через неделю он госпитализирован в Мариинскую больницу с целым букетом обострений: ишемическая болезнь сердца, атеросклероз, недостаток кровообращения, жидкость в лёгких, одышка. Примечательно и скорбно, что за две недели госпитализации Смирнова никто не навестил! Правда в больнице он был звездой и его часто ублажали, тайно бегая за алкоголем по его просьбе.

Выписка актера была назначена на 7 мая. Существует несколько версий смерти актера.

Алексей Макарович решил устроить небольшой фуршет для докторов в честь излечения. По одной из версий, кем-то были произнесены неосторожные и грустные слова о гибели Быкова, их совместной роли в фильмах, в результате чего Смирнов резко замкнулся в себе, помрачнел и покинул фуршет. Когда к нему заглянул врач, актер был уже мертв.

Алексей Смирнов был похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга (3-й Рябиновый участок, 21-й ряд, 9-я могила).

Фильмография актера (для просмотра информации о фильме - кликните на названии):