Андрей Яковлевич ЭШПАЙ

Родился в 1925г. в Козмодемьянске, Мари Эл – один из самых известных и самых авторитетных композиторов современности, из плеяды корифеев Московской композиторской школы – школы Н.Я.Мясковского, Е.К.Голубева и А.И.Хачатуряна. Он – личность поистине легендарная. Восемнадцатилетним юношей ушел на фронт. Переводчиком во взводе разведчиков Первого Белорусского фронта дошел с войсками до Берлина. Как композитор, еще будучи студентом Московской консерватории, стремительно достиг высот мастерства и быстро завоевал признание как среди профессиональных музыкантов, так и среди широкой публики. Ученик Н.Я.Мясковского, Е.К.Голубева, А.И.Хачатуряна и В.В.Софроницкого, он остается верен заветам своих учителей: «Быть искренним, пламенеть к искусству и вести свою линию». Не задаваясь целью быть новатором, А.Эшпай именно таковым и является. Он не подстраивается под музыкальную моду, сложившиеся стереотипы, не приемлет «механическое» конструирование форм. Он развивает свои природные качества, сохраняет искренность высказывания. В его музыке чувствуются светоносность, открытая эмоциональность, непосредственность, легкость, демократичность – как синонимы высокой простоты, психологическая глубина и твердая эстетическая позиция. На протяжении многих десятилетий он неуклонно ведет свою линию, пламенея к искусству. Его творчество цельно и едино. Его собственный стиль определяет то единственное место, которое занимает его музыка в истории отечественной культуры – музыка живая, сочная, со своим неповторимым лицом.

Жанровая орбита творчества Эшпая обширна: балеты «Ангара» и «Круг», девять симфоний (Третья и Восьмая посвящены отцу – одному из основоположников марийской профессиональной музыкальной культуры – Якову Андреевичу Эшпаю), концерты – «золотая серия» для всех инструментов симфонического оркестра, впечатляющие примеры неисчерпаемости имеющего многовековую историю жанра, «Песни горных и луговых мари», симфоническая картина «Переход Суворова через Альпы», «Игры», симфонические картины «Сны», « Largamente» памяти Е.К.Голубева и «Рефрен» для большого симфонического оркестра, кантатно-ораториальные и камерные произведения, джазовые композиции, музыка для театра и кино (он автор музыки к более 60 кино- и телефильмам). Песни А.Эшпая, удивительно мелодичные, заняли прочное место в современном музыкальном быту, их постоянно включают в свой репертуар многие известные исполнители самого популярного среди слушателей жанра. Достаточно назвать лишь некоторые – «Москвичи» («Сережка с Малой Бронной»), «Два берега», «А снег идет», « Я сказал тебе не все слова», «Песня об иве», «Что знает о любви любовь», «Зашумит ли клеверное поле»…

За простым перечислением сочинений А.Эшпая стоит колоссальный труд, требующий мобилизации как душевных, так и физических сил. Очень важно, что сочинения композитора постоянно звучат, а не пишутся «в стол». Если же все его опусы умножить на количество оркестров-исполнителей, а затем сложить с их составами, то получится, что целая армия первоклассных музыкантов играет Эшпая. Среди вдохновенных пропагандистов его музыки – дирижеры С.Самосуд, К.Иванов, Е.Светланов, Г.Рождественский, О.Лундстрем, В.Гергиев, Ю.Темирканов, В.Понькин, Цунг Е, Э.Инбал, Л.Митчел, В.Федосеев, М.Яклашкин; скрипачи Э.Грач, М.Яшвили, В.Третьяков, Л.Дмитерко, Д.Кох; пианисты Т.Николаева, Н.Петров, В.Крайнев; альтист Ю.Башмет, гобоист А.Любимов, кларнетист Н.Кокс, контрабасист Р.Комачков, саксофонисты М.Леонард и С.Гурбелошвили, флейтисты И.Матуш и В.Шапкин; певцы В.Трошин, М.Кристалинская, М.Бернес, Е.Кибкало, Э.Хиль, Л.Зыкина, С.Ротару, Л.Гурченко, И.Кобзон…

А.Эшпай продолжает активно творить, Каждое новое его сочинение – свидетельство твердости художнической позиции Музыканта-созидателя, мастера своего дела, который по праву считается классиком отечественной музыки. Он находит душевные силы в творчестве. И процессам распада противопоставляет свое гармоничное и жизнеутверждающее искусство, свою искреннюю и чистую музыку: «Время большой музыки не прошло, как не кончились люди. И это – Божий дар» (Андрей Эшпай).