Анна Каменкова: биография

С творчеством замечательной артистки Анны Каменковой знаком практически каждый любитель кино. Она - не только талантливая актриса, чей пик карьеры пришелся на период существования СССР, но и крайне востребованная артистка озвучивания: её голосом в русском дубляже говорили Ума Турман, агент Скалли (Джиллиан Андерсон ), Эмма Томпсон и другие звезды Голливуда.

Анна появилась на свет 27 апреля 1953 года в семье советских интеллигентов в Москве. Её родители были весьма образованными людьми, преподавали русский язык и литературу и с раннего детства прививали дочери культуру общения. Они мечтали, что она полюбит семейное дело и, подобно своим родителям, станет уважаемым педагогом. Поэтому большую часть времени юная Каменкова-Павлова уделяла учебе и усвоению огромного количества информации, ведь по мнению её отца, педагог должен быть эрудированным во всем.

Впрочем, актерские таланты у Анны стали проявляться с самого детства, волею случая в 6 лет она уже оказалась на съемочной площадке. Дебют юной артистки оказался весьма успешным, но родители посчитали, что она ещё слишком мала для подобной карьеры и запретили ей сниматься в кино. Девочку отдали в студию художественного слова, где она играла на сцене в многочисленных спектаклях.

Жизнь Анны не обошли и печальные события. В 1962 году ушла из жизни мать артистки, когда девочке было всего 9 лет. Она сильно переживала потерю и в тот период очень сблизилась со своей старшей сестрой Ольгой, фактически заменившей ей маму. Воспитание Каменковой полностью легко на плечи её отца Семена Гуречива. Он привил дочери любовь к книгам, часто водил её в театр на спектакли по мотивам романов, чем окончательно подтолкнул Анну к выбору профессии актрисы.

После школы Каменкова подала документы в театральные училища. В 1970 году она стала студенткой престижного Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина, где её руководителем был великий советский актер Михаил Иванович Царев. Учеба огранила талант актрисы и открыла двери в лучшие театры Москвы.

Анна Каменкова: театр

Впервые на настоящую сцену Анна вышла в 12 лет, когда маленькую актрису позвали на детскую роль в спектакль "Русалка". Руководство Большого театра позаботилось о грандиозности спектакля и задействовало великих актеров, вроде Ведерникова, Козловского и других. Девочка с восхищением наблюдала за работой мастеров своего дела, для нее все выглядело настоящим волшебством. Но больше всего её поразило музыкальное сопровождение постановки, которое придавало действу чувство завершенности. Анна словно завороженная ходила по театру и с тех пор не могла представить своей жизни без него.

Артистка вновь оказалась на сцене спустя почти 10 лет во время своего обучения в Щепкинском училище. Педагоги весьма высоко оценили её актерские способности и рекомендовали её руководителю Малого театра, который и пригласил Каменкову принять участие в постановке "Средство Макропулоса".

После окончания училища ей поступило несколько предложений от разных театров, но Анна остановила свой выбор на Театре на Малой Бронной. Во многом её выбор был продиктован личностью художественного руководителя заведения - режиссера Анатолия Эфроса, работами которого актриса всегда восхищалась. Его спектакли пользовались огромным успехом у публики, и Анна, как и многие другие, мечтала принять в них участие. На сцене Театра на Малой Бронной актриса сыграла 18 ролей, вскоре заняв место одной из ведущих артисток театра.

Впрочем, идиллия длилась недолго. После ухода Эфроса Каменкова стала терять интерес к постановкам, пропало ощущение вечного праздника и новизны. Ей попросту стало скучно с новыми режиссерами, и в 1992 году артистка покинула театр. Она не сомневалась в своей востребованности и оказалась права, так как ей последовало предложение от подающего большие надежды режиссера. Целых полгода Анна репетировала свою роль в спектакле, который, увы, так и не был поставлен.

Несколько лет Каменкова прожила вдали от театра, когда на дворе были годы кризиса. В конечном итоге она дождалась своего звездного часа, и ей стали поступать предложения от антрепризных театров. Одним из первых стал "Бенефис", который подарил актрисе главную роль в спектакле "Увлеченная ласточкой".

В 1998 году Каменкова сыграла весьма знаковую для себя роль - Ханну Хейберг из одноименной постановки "Ханна". Анна была очаровала сильным и независимым характером своей героини, благодаря которой некогда у Ханса Кристиана Андерсона родился образ "Снежной Королевы". Но, к несчастью, спектакль не снискал коммерческого успеха и вскоре был закрыт. После этого артистка практически потеряла надежду получить подобную роль, но неожиданно художественный руководитель Школы современной пьесы Иосиф Райхельгауз предложил ей место в спектакле французского режиссера Франка Бертье. Роль оказалась весьма тяжелой и нелегкой, что только придало Анне азарта. Она фактически вложила в роль свою душу, а после спектаклей ей приходилось отдыхать по 2 дня, чтобы восстановить силы.

Анна Каменкова: фильмы

Первая встреча Анны с миром кинематографа состоялась в юном возрасте, когда девочке шел всего 5 год. В картину она попала совершенно случайно. Во время прогулки с матерью по площади Революции Каменковы заметили ассистента по актерам, который прямо там проводил кастинг среди детей. Ребятня читала стихи, и Анна тоже захотела попробовать. Вместе с матерью Анна отправилась в Минск, где снимался фильм "Девочка ищет отца". За свою игру юная актриса получила первую в жизни награду на международном детском фестивале, проходившем в Аргентине. Но тогда родители Каменковой посчитали, что ей нужно получить образование и устроить жизнь, поэтому запретили сниматься в кино.

Каменкова попала на съемочную площадку лишь спустя 16 лет. К тому моменту она уже была выпускницей престижного училища, а также подающей надежды актрисой театра. Её первым взрослым дебютом в кино стала картина "Лесные качели", где одну из главных ролей исполнил её художественный руководитель Анатолий Эфрос.

Её карьера в кино развивалась весьма стремительно, и уже в 1979 году актриса сыграла одну из главных ролей в ленте "Молодая жена". Образ Мани Стрельцовой принес актрисе первую Премию Всесоюзного кинофестиваля.

Одной из наиболее ярких и запоминающихся ролей Каменковой является образ Софьи Петровны из одноименного фильма. Этот персонаж нелегко дался актрисе, которая достаточно сильно переживала события из жизни своей героини. Во-первых, ей пришлось играть женщину почти на 20 лет старше себя, а во-вторых, сам период, который был отображен в фильме, оказывал весьма подавляющее действие. Тогда же она перекрасилась в блондинку, чтобы почувствовать себя моложе после возрастной роли.

В период кризиса, который охватил все сферы страны, перед актрисой остро стал денежный вопрос. Анна была категорически против участия в низкопробных сериалах или же съемках в рекламе. Тогда артистка вспомнила о своем студенческом увлечении и стала актрисой дубляжа. Каменкова ранее также принимала участие в радиопостановках и озвучивала героев мультфильмов. Свой шикарный голос Анна подарила многим советским актерам и зарубежным звездам. Каменковой очень нравится говорить за известных актрис, она считает, что работать с ними гораздо легче, чем с малоизвестными личностями. Многие уже и не представляют другого голоса у той или иной знаменитости, которая стала объектом дубляжа Анны, что для артистки является высшей степенью похвалы.

Анна Каменкова: личная жизнь

О своей личной жизни Анна рассказывать не любит. Впрочем, о достижениях своего сына она говорит много и с удовольствием. В 1980 году Каменкова вышла замуж за своего коллегу по театральной сцене Анатолия Спивака, а спустя 7 лет у них родился сын Сергей. Театром мальчик вовсе не интересовался, даже не смотрел постановки с участием матери и отца, а предпочел связать свою жизнь с юриспруденцией, что весьма радует актерское семейство.

Анна Каменкова: фильмография

  • Девочка ищет отца
  • Лесные качели
  • Молодая жена
  • Последняя дорога
  • Софья Петровна
  • Круг обречённых
  • Марш Турецкого
  • Принцесса цирка

Анна Каменкова: фото

15 фотографий: Анна Каменкова →