Бероев Вадим Борисович

Заслуженный артист РСФСР

Вадим Бероев родился 10 января 1937 года в осетинском селе Хумалаг под Бесланом.

Позже семья Вадима Бероева попала во Львов, когда туда советские власти направили работать его отца. В те дни в присоединённые западные области Украины посылали специалистов со всего СССР.

В 1954 году Вадим Бероев окончил 35-ю львовскую среднюю школу. Одновременно он учился в музыкальном училище по классу фортепиано. В 1958 году Вадим Бероев окончил московский Государственный театральный институт имени Луначарского, где его педагогами были Варвара Алексеевна Вронская, Николай Васильевич Петров и Борис Никитович Докутович. В институте Бероев познакомился со своей будущей женой Эльвирой Бруновской.

В 1958 году Бероев был принят в труппу театра им. Моссовета. Здесь он играл в спектаклях "Сверчок", "Жизнь Сент-Экзюпери", "Маскарад", "Вешние воды", "Дядюшкин сон", "Странная миссис Седвидж" (с Фаиной Раневской), "Два вечера в мае" и "Они сражались за Родину". С 1962 года одновременно с работой в театре Вадим Бероев вместе с женой работал на радиостанции "Юность".

В 1964 году Бероев снялся в фильме "Самолет не приземлился". И чуть позже - в картине "Наш дом". Но фильмом, который вывел Бероева в ранг самых известных актеров СССР, стала картина "Майор "Вихрь", снятая режиссером Евгением Ташковым по повести Юлиана Семенова и по его же сценарию. Отважный майор "Вихрь" командовал в картине группой разведчиков. Роль Вихря была прекрасно сыгранна Вадимом Бероевым.

Сюжет картины был основан на реальных событиях, что придавало фильму особое настроение, а исполнителям главных ролей - еще большую значимость. Роль Вихря привлекла внимание зрителя не случайно. В те годы в СССР особенно сильно культивировался образ бравого разведчика, бесстрашно сражающегося за Родину. И каждый актер, сыгравший разведчика на большом экране, как правило, сразу становился знаменитостью. Интеллигентный и невероятно эффектный Бероев сводил в этой роли с ума миллионы советских женщин, что далеко не всем другим героям советского экрана было под силу. Роль майора Вихря окажется не просто популярной - она станет одним из символов 1960-х годов прошлого столетия.

В декабре 1967 года на Втором Всесоюзном фестивале телевизионных фильмов в Москве многосерийный телевизионный фильм "Майор Вихрь" получил Большой приз фестиваля.

Следующим фильмом с участием актера стала картина "В огне брода нет", показывающая ужасы кровавой гражданской войны. Главную роль играла Инна Чурикова. Прекрасный актерский состав и неоднозначный сюжет помогли фильму завоевать награду в Локарно в 1969 году. Короткий период полнометражных картин в карьере Вадима Бероева на этом завершился, уступив место немногочисленным фильмам-спектаклям.

Бероев успешно сочетал театральную деятельность с работой на телевидении. За свою короткую жизнь успел сняться в четырёх кинофильмах, трёх фильмах-спектаклях и в телевизионном спектакле. В спектакле "Странная миссис Сэвидж" он был партнёром Фаины Раневской, которая очень высоко ценила актерский талант Вадима Бероева. На поклоны они выходили вместе. В театре Раневскую, любя, называли Фуфой, а Бероева в шутку прозвали "Фуфовозом".

К сожалению, во время съёмок "Майора Вихря" актер много работал на холоде, заболел воспалением легких, что подорвало его и так хрупкое от природы здоровье. К тому же он позволял себе злоупотреблять спиртным и режиссер картины Евгений Ташков говорил ему: "Вадим, с таким отношением к себе ты проживёшь от силы ещё года четыре". В декабре 1972 года Бероеву потребовалась госпитализация. Сам Бероев, отправляясь в больницу, не питал никаких иллюзий относительно своего выздоровления. Когда вместе с женой они на такси ехали в больницу, он попросил водителя покружить по Москве: проехать по Садовому кольцу, мимо здания родного театра и заехать на Красную площадь.

Алексей Щеглов, сын режиссёра Ирины Сергеевны Анисимовой-Вульф и внук Павлы Леонтьевны Вульф, первого театрального педагога и друга Раневской (именно он в детстве называл её Фуфой, что и стало прозвищем Раневской в театральной среде) писал: "Раневская и мама очень любили и уважали Вадима Бероева, известного зрителю по кинофильму "Майор Вихрь", где он играл главную роль. Он нравился мудростью своих красивых глаз, культурой. Он играл почти во всех последних спектаклях мамы, но был уже болен, пил, слабели ноги, она пыталась помочь, разрешила ему играть в войлочных ботинках. Он ушел непростительно рано – его мир не совпадал с его окружением. Он был одним из немногих молодых партнеров, кого любила Фуфа, его даже звали Фуфовоз – он выводил ее на поклоны в спектакле "Дядюшкин сон". Раневская не могла играть "Странную миссис Сэвидж" без Бероева – любила его, грустила: "Любимый актер, прекрасный Вадим Бероев – погиб. " После его смерти она отказалась играть в своём любимом спектакле.

По свидетельствам очевидцев, Бероев умирал в полном сознании, хотя и не мог ничего говорить. Он прощался со всеми, кто в тот момент находился возле него, глазами. О его смерти сообщила газета "Вечерняя Москва", разместив короткий некролог.

Вадим Бероев скончался 28 декабря 1972 года, в возрасте 35 лет, от цирроза печени.

Он был похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Жена Бероева - Эльвира Бруновская работала в театре имени Моссовета до 2000 года, сыграв там множество ролей. Снималась в кино - почти в 30 фильмах. Актёрами стали их дочь Елена, внуки Егор и Дмитрий, а также их двоюродный брат Андрей.

В 2005 году Егор Бероев был объявлен в России актёром года. Его брат, младший внук Вадима Бероева, Дмитрий Бероев с пяти лет участвовал в спектаклях театра имени Моссовета, а позже учился в Театральном училище имени М.С.Щепкина.

Егор Бероев знаком с Вадимом Бероевым лишь по семейным рассказам, и рассказам актеров Театра Моссовета.

Егор рассказывал: "Он был героем, всеми любимым майором Вихрем. Хотя у него была масса ролей в театре. Разнообразных, характерных. Всегда, когда прихожу в какие-то заведения, меня спрашивают: "Вы его сын?" "нет, - говорю, - внук". Он умер до моего рождения, когда ему было 37 лет. Я знаю о нём по рассказам мамы, бабушки, друзей. Бабушка говорит, что я похож на него: голосом, манерой общаться".

В наследство своему внуку Вадим Бероев оставил актерские гены, однако, несмотря на это, а также на то, что и бабушка, и мама Егора — тоже актрисы, первоначально вопрос о том, чтобы юный Бероев продолжил семейную традицию, обсуждался очень бурно.

"Была стандартная ситуация, когда актеры не хотят, чтобы их ребенок шел в артисты, — вспоминал Егор. — Я рисовал и сейчас пишу маслом, так что одно время думал пойти по этой стезе. А потом вдруг 20 июня пошел и поступил в "Щепку". Именно туда, чтобы не по блату: меня же в ГИТИСе знают, в "Щуке" знают, во МХАТе знают. А вот в "Щепке" не знают! Так что я пришел весь зеленый, читал тихо. "

Егор Бероев окончил училище имени Щепкина в 1998 году и сразу попал во МХАТ. Люди знающие долго удивлялись тому, что МХАТ взял Бероева в труппу. Действительно, зачем театру человек из "Щепки", если есть собственная школа-студия? Тем не менее, худруку МХАТа Олегу Ефремову в то время нужны были герои, с которыми в театре наблюдались серьезные проблемы, а Бероев сумел предстать в нужном образе.

Егор женат на Ксении Алферовой, дочери Александра Абдулова и Ирины Алферовой.

Леонид Филатов подготовил о Вадиме Бероеве передачу из цикла "Чтобы помнили".

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст статьи о Вадиме Бероеве Альфреда Берлина

«Сверчок»

«Жизнь Сент-Экзюпери»

«Странная миссис Седвич» и др.

Фильмография:

Телефонистка (1962)

Ленинградский проспект (телеспектакль) (1964) роль: Борис

Самолеты не приземлились (1964) роль: Риад

Я, ты, он и телефон (телеспектакль) (1965)

Наш дом (1965) роль: Николай, старший сын

Майор «Вихрь» (1967) главная роль: майор «Вихрь», разведчик Савельев Виктор Петрович, настоящее имя - Алексей

Офицер флота (телеспектакль) (1971) главная роль: Горбунов

10 января 1937 года – 28 декабря 1972 года

Похожие статьи и материалы: