Heorgy Taratorkin

Биография

Чтобы объяснить успех Тараторкина-актера, необходимо постичь личность Тараторкина-человека. А он, по мнению окружающих его друзей и коллег, обладает завидным набором превосходных качеств: обаятелен, тонок, умен, у него прекрасная внешность и заразительный сценический темперамент. Он умеет вести себя с особым достоинством, оставаясь естественным и скромным в любых обстоятельствах.

Pодился 11 января 1945 года в Ленинграде. Отец – Тараторкин Георгий Георгиевич (1917–1952). Мать Тараторкина Нина Александровна (1921–1971). Супруга – Маркова Екатерина Георгиевна (1946 г. рожд.), актриса театра и кино, писатель. Работала в течение нескольких лет в театре «Современник». Исполнительница главных ролей в фильмах «А зори здесь тихие», «Дела сердечные», «Третий в пятом ряду». Член Союза писателей России, автор нескольких книг. По сценариям Е. Марковой сняты фильмы «Чужой звонок», «Непохожая», «Чехарда» и др. Дети: Тараторкин Филипп Георгиевич (1974 г. рожд.), Тараторкина Анна Георгиевна (1982 г. рожд.).

Г. Тараторкин вырос в Ленинграде, и этот город, помнящий Пушкина, Достоевского, Блока, не мог не оставить след в его душе. Кажется, его воспитывала сама атмосфера этого удивительного города, а Достоевский и Блок и сегодня остаются любимыми авторами актера. Его детство не назовешь беззаботным. Он рос в трудное послевоенное время. Георгию было всего 7 лет, когда после долгой болезни умер его отец, и на мать, совсем еще молодую женщину, легли все заботы о детях – о нем и младшей сестре Вере. Хотя мать, бухгалтер по профессии, много работала, семья с трудом сводила концы с концами. Однако это не ожесточило детей, не сделало их черствыми и завистливыми. Нина Александровна изо всех сил старалась, чтобы ребята не замечали трудностей. Дома всегда царили чистота и уют. Весь семейный уклад учил способности сопереживать, воспринимая чужую боль как свою. Самым любимым праздником для детей стали семейные походы в театр, особенно в ленинградский ТЮЗ. Впечатлений от спектаклей хватало на много дней. Мать старалась воспитывать в детях чувство прекрасного, учила их видеть и ценить красоту. А она была рядом – стоило лишь выйти на улицу, пройти по набережным Невы, перейти на Дворцовую площадь. Маленький Георгий подсознательно боялся привыкнуть к этой красоте и перестать удивляться ей каждый день.

Нельзя сказать, что мечта об актерской профессии возникла у Георгия еще в школьные годы. Мечтал он совсем о другом: очень хотел когда-нибудь стать учителем. Чуть позже он решил поступить в любимый ТЮЗ учеником художника, но по стечению обстоятельств этого не получилось, и он стал работать в ТЮЗе осветителем. Там юношу и заметил художественный руководитель театра и студии Зиновий Яковлевич Корогодский. Тараторкину предложили держать экзамены в студию, и он был принят туда по конкурсу.

Именно Корогодский разглядел в долговязом застенчивом мальчике будущего актера и поверил в него. Началось время интенсивной учебы. Студийная обстановка во многом сформировала Тараторкина как актера и как личность. В студии воспитывали трудолюбие, преданность делу, умение не щадить себя, высокие нравственные и гражданские принципы. И первая же роль молодого актера (тогда еще студийца) – роль школьника Виталия Ромадина – положила начало той актерской теме, которая потом прошла через все основные его роли. Главным в этой работе было ощущение нравственной стойкости его героя, органическая неспособность к дурному.

Во многом таким же был в его исполнении лейтенант Петр Петрович Шмидт в спектакле ленинградского ТЮЗа «После казни прошу. », ставшем событием в культурной жизни города на Неве. У молодого Тараторкина еще не было профессионального опыта. Он не так уж много знал и умел как актер, но трепетный талант, тонкая интуиция, страстная любовь к человеку, которого он играл, поклонение и восхищение им, стремление к идеалу вели его в этой роли и все в ней определяли. Шмидт Тараторкина был человеком поистине идеальным, возвышенным, удивительным. Его нельзя было не полюбить. Именно такое чувство испытывали зрители того спектакля. Это привлекло ассистентов режиссера Льва Кулиджанова, которому Тараторкин понравился настолько, что он решил пригласить совсем молодого неизвестного актера, вчерашнего студийца на роль Раскольникова в своей экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание».

То, что 23-летний актер сыграл Раскольникова сложно и тонко, не было случайностью. Совпали не только внешние черты актера и героя: какая-то особая, присущая страдающим людям аскетичность и нервность. Во внутреннем мире Раскольникова многое было близко Тараторкину – и мучительная совестливость, и смертельная боль от чужих страданий, яростная гордость и честолюбие. В фильме раскрылась актерская сущность Тараторкина, его умение самозабвенно отдаваться роли, не играть, а жить жизнью своего героя. Наряду с другими создателями фильма «Преступление и наказание» Г. Тараторкин стал в 25 лет лауреатом Государственной премии РСФСР.

Творчество Ф.М. Достоевского сыграло в жизни и судьбе актера Г. Тараторкина уникальную роль. Недаром отечественная критика пришла к единодушному мнению, что лучшего актера для «театра Достоевского» трудно представить.

Вскоре после ошеломляющего успеха в кулиджановском фильме он получает приглашение от художественного руководителя Московского академического театра имени Моссовета Ю.А. Завадского сыграть Раскольникова в поставленном им спектакле «Петербургские сновидения». В 1974 году Г. Тараторкин переезжает в Москву. Для него этот переезд был непростым решением. Уезжая, он оставлял работу в ТЮЗе, где уже сыграл к тому времени Гамлета, Бориса Годунова, Петра Шмидта, Подхалюзина – репертуар, о котором мог бы мечтать любой актер. Но, с другой стороны, в Москве работала его жена, и жизнь в поездах и самолетах, курсирующих между двумя столицами, не могла продолжаться долго.

После «Петербургских сновидений» Тараторкин неоднократно «возвращался» к Достоевскому. Были сыграны Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых» в постановке П. Хомского и Ставрогин в «Бесах», поставленных на сцене театра имени А.С. Пушкина Ю. Ереминым. Но было бы, по меньшей мере, наивным считать Тараторкина актером «одного автора». Достоевский – лишь одна из вершин его творческого таланта, но есть и много других. Актер удивительно органичный, многоплановый и разнообразный, он с блеском сыграл, например, роль Александра Блока в спектакле по пьесе А. Штейна «Версия». Это рассказ о судьбе художника, пути поэта в революции, а в более широком понимании – об отношении к своему времени, о том, как жить в современном мире. «Через игру Георгия Тараторкина в спектакль входит душа Блока, такая, какой мы ее познали в его стихах, дневниках, воспоминаниях современников», – писал о работе актера автор пьесы А. Штейн.

При упоминании фамилии Тараторкина у любителей и знатоков его творчества сразу выстраивается перед глазами целая вереница сыгранных им театральных образов и киноролей, непременно ярких и запоминающихся. С 1964 по 1974 год на сцене Ленинградского театра юных зрителей Тараторкин сыграл роли в спектаклях: «Тебе посвящается» (Ромадин, 1964), «Глоток свободы» (Николай I, 1967), «После казни прошу. » (Петр Петрович Шмидт, 1967), «Хозяин» (Алексей Пешков, 1968), «Борис Годунов» (Борис Годунов, 1968), «Гамлет» (Гамлет, 1971), «Свои люди – сочтемся» (Подхалюзин, 1971). С 1974 года на сцене Академического театра имени Моссовета Г. Тараторкин сыграл роли в спектаклях: «Петербургские сновидения» (Раскольников), «Дом на песке» (Эльдар), «День приезда – день отъезда» (Петров), «Версия» (Александр Блок), «Братья Карамазовы» (Иван Карамазов), «Живой труп» (Каренин), «У врат царства» (Ивар Карено), «Цена» (Виктор), «Не будите мадам» (Жюльен) и др. Сыграл роль Ставрогина в спектакле Театра имени А.С. Пушкина по роману Ф.М. Достоевского «Бесы». Роли в кино: «Преступление и наказание» (Раскольников), «Открытая книга» (Дмитрий Львов), «Богач, бедняк» (Рудольф), «Маленькие трагедии» (Чарский), «Чисто английское убийство» (Роберт Уорбек), «Рассказ неизвестного человека» (Орлов), «Исчадье ада» (Жорж), «Последний репортаж», «Хомоновус», «Отклонение – ноль» (Блыш), «Дела сердечные» (Евгений), «Умирать легко» (Феликс), «24 часа», «Шахматист» и др. Сыграл Сирано в телевизионной экранизации пьесы Ростана «Сирано де Бержерак».

Чтобы объяснить успех Тараторкина-актера, необходимо постичь личность Тараторкина-человека. А он, по мнению окружающих его друзей и коллег, обладает завидным набором превосходных качеств: обаятелен, тонок, умен, у него прекрасная внешность и заразительный сценический темперамент. Он умеет вести себя с особым достоинством, оставаясь естественным и скромным в любых обстоятельствах.

Наряду с работой в театре и кино артист раскрылся как талантливый мастер слова, его голос звучит во многих аудиоспектаклях Гостелерадиофонда. В 1992 году Георгий Тараторкин попробовал себя в качестве режиссера-постановщика в фильме «Та, которой не стало». А в 2004-м он озвучил российский мультфильм «Щелкунчик и мышиный король».

Ныне Георгий Тараторкин – один из выдающихся и самых известных российских актеров. Он – народный артист России, лауреат Государственной премии РФ имени братьев Васильевых, член и с 1996 года первый секретарь Союза театральных деятелей России, член Союза кинематографистов РФ. Будучи профессором ВГИКа, он набрал курс молодых актеров, а в 2002-м создал для них Театральную мастерскую.

Георгий Тараторкин награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005), Почета (1998), «Знак Почета» (1971). В 2000 году Петербургский международный фонд «Классик-Центр» вручил ему золотой орден «Созидатель Петербурга».

Последние десять лет Георгий Тараторкин занимает пост президента Ассоциации «Золотая маска». Он считает, что театральный фестиваль «Золотая маска» преследует цель сохранения единого театрального пространства на всей территории России. И это действительно так, ведь спектакли-лауреаты и номинанты «Золотой маски» с большим успехом идут в театрах по всей стране.

Он Козерог по гороскопу и в силу этого трудоголик по определению, поэтому вполне правомерно утверждать, что ныне Г. Тараторкин находится в самом зените своего творческого пути и наверняка еще много раз порадует почитателей своего таланта новыми и интересными театральными ролями и кинематографическими работами. Недаром на заданный ему однажды вопрос о том, кто его самый сильный соперник в работе, он со свойственными ему парадоксальностью и иронией ответил: «Рано достигнутое».

Живет и работает в Москве.