Ахеджакова

Биография Лия Ахеджакова

Детство

АХЕДЖАКОВА Лия Меджидовна родилась в Днепропетровске в театральной семье Отец был главным режиссером Майкопского драматического театра Какое-то время он пел в оперетте (у него был замечательный слух) Мать работала актрисой в том же театре

Это было послевоенное время: вокруг полная нищета и разруха Спектакли шли каждый день, без выходных Людям, пережившим войну, нужен был театр, где бы они могли забыться и хоть чуть-чуть порадоваться, посмеяться и увидеть сказку Люди отдыхали и заряжались энергией Каждый вечер какая-то часть труппы ехала в деревню, или в какой-нибудь район, или в другой город, а какая-то на месте играла

Актерам приходилось играть в продуваемых всеми ветрами не отапливаемых клубах В таких условиях мама Ахеджаковой Юлия Александровна, больная туберкулезом, играла леди Мильфорд в спектакле Коварство и любовь

Ахеджакова о маме: Она где-то лет в двадцать семь решила помочь своему театру распространять билеты Вот она в эту жару набегается как борзая. придет, ведро холодной воды на себя выльет - и опять в театр И сначала воспаление легких, потом еще воспаление легких, а потом и туберкулез А лежать нельзя, надо работать, и болезнь запустили В городе много было туберкулезников - после войны эта болезнь свирепствовала повсюду И вот, мою маму, с четырьмя кавернами в легких, затягивали в корсет… Какая же это актерская самоотверженность - в жару, в корсете, в парике, с наклеенными ресницами терзать себе душу в течение двух-трех часов, а потом за кулисами кашлять кровью Бабушка умерла, а она в этот день играла Сюзанну из Женитьбы Фигаро. нельзя было отменить спектакль Когда мама умерла, я тоже играла…

Школу Лия закончила с золотой медалью

Учеба

В первый раз Лия приехала в Москву, чтобы стать журналистом Однако, как она сама вспоминает, распсиховалась на собеседовании, от волнения забыла даже собственное имя и в МГУ не попала Тогда она решила поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года Там же она приобщилась к художественной самодеятельности Это ей нравилось больше чем учеба в институте В конце концов, Лия решила все бросить и уехать обратно в Майкоп

Второе покорение Москвы произошло чуть позже На этот раз Ахеджакова избрала актерскую профессию - поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 г

Одновременно с учебой, она в 1961 г начала работать в Московском ТЮЗе, поскольку ее внешность располагала к детским ролям Она стала интересной актрисой, чистой травести

Л Ахеджакова вспоминает: Я думала, что в Московском ТЮЗе буду играть юных прекрасных девочек, Джульетт Там в то время ставили классику и Шекспира в том числе Но оказалось, что виды на меня были другие Глядели на меня узкопрофессионально. травести и баста! Правда, у Павла Хомского я сыграла какую-то девочку, а у Гиги Лордкипанидзе - бабушку Это в двадцать-то лет Конечно, это были крохи, хотя были и пpeлестные вещи, которые актер должен в своей жизни сыграть Например, ослик Иа-Иа, в Винни Пухе

Современник

В 1977 г Ахеджакова круто изменила свою судьбу - начала играть в театре Современник Встреча и работа с главным режиссером Галиной Волчек позволили актрисе расширить ее сценический репертуар, подняться на высший уровень и стать одной из ведущих московских актрис Правда, своих ролей актрисе пришлось ждать достаточно долго Но тут в ее судьбу вмешался случай Режиссер Роман Виктюк поставил для нее Коломбину Эта роль и переменила ее судьбу

В сегодняшнем репертуаре Лии Ахеджаковой, работы в спектаклях - Виндзорские насмешницы Уильяма Шекспира - миссис Форд, Крутой маршрут Евгении Гинзбург -Зина Абрамова, Предупреждение малым кораблям Теннесси Уильямса - Леона Доусон, Трудные люди Йосефа Бар-Йосефа - Рахель и Мы едем, едем, едем Николая Коляды - Зина

Одна из последних работ - главная роль в спектакле Селестина Пьеса написана маститым российским драматургом, екатеринбуржцем Николаем Колядой по роману-драме испанского писателя XV века Фернандо де Рохаса Постановку осуществляет сам автор, и это уже его второй спектакль на сцене Современника (первая постановка - спектакль Уйди-Уйди - вышла в 2000 году) Лия Ахеджакова играет главную героиню - колдунью и сводницу Селестину

Н Коляда: Я давно не видел такой самоотверженной любви к театру Ахеджакова может по четыре часа к ряду прыгать, бегать, делать какие-то движения… У меня самого дыхалки не хватает, а она все работает Господи, сколько же сил в этой хрупкой, маленькой женщине, как в ней много от ребенка! Ей нравится играть, хочется куража, чтобы было весело, легко и смешно

Кино

С 1973года Ахеджакова начала сниматься в кино в эпизодических ролях Всенародная любовь пришла к актрисе после съемок в фильмах Эльдара Рязанова Ему удалось раскрыть специфическое дарование Ахеджаковой Уже первая роль - Тани в телефильме Ирония судьбы, или С легким паром! - была замечена критиками и зрителями В ней проявилась склонность актрисы к гротеску и трагикомедии За внешне незатейливой ролью явно комического характера не так-то просто разглядеть внутреннее одиночество и неустроенную судьбу героини

Потом была секретарша Верочка в Служебном романе (1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей Созданный актрисой образ энергичной, всеведущей секретарши контрастировал с теми ролями, которые были созданы до этой картины

В фильме Гараж (1979) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием Этот ее талант проявился и в трагикомедии Рязанова Небеса обетованные (1991), где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму За эту роль Ахеджакова получила Нику 91 в номинации за лучшую женскую роль второго плана

Каждое ее появление на экране вызывает зрительский интерес, будь то эпизод в ленте Двадцать дней без войны или главная роль в Гараже Персонажи ее, вроде бы, не реальны, люди так себя не ведут, но уникальный эмоциональный дар Ахеджаковой заставляет об этом забыть и поверить в её гиперболы

Валентин Гафт посвятил актрисе эпиграмму:

Всегда играет одинаково

Актриса Лия Ахеджакова

Великолепно! В самом деле

Всегда играет на пределе

Лия Ахеджакова - актриса трагикомическая Это сложный жанр, к которому тянутся многие характерные актеры, но даром трагикомика по-настоящему обладают немногие Комедийная стихия никогда не увлекает Ахеджакову настолько, чтобы забыть о глубине человеческого содержания, оттого её героинь всегда сопровождают смех и боль Среди других ярких артистов она не теряется, а наоборот как бы раскрывает свой талант в своеобразном творческом соревновании Так в фильма Рязанова она снималась среди плеяды замечательных актеров - А Фрейндлих, В Гафта, О Басилашвили, А Мягкова и других

Личная жизнь

Первым мужем Ахеджаковой был известный зрителям по множеству характерных киноролей актер Малого театра Валерий Носик, скончавшийся в начале 95-го года С Ахеджаковой они расстались много лет назад Летом 2001 года она зарегистрировала свой второй брак Ее новый избранник - достаточно известный московский фотограф г-н Персиянинов

Пару слов в заключение

Актер Михаил Жигалов: В ней удивительным образом сочетаются открытость, незащищенность, ранимость с мощным волевым зарядом и огромной работоспособностью И это редкое сочетание делает ее актрисой невероятного масштаба Причем, степень ее незащищенности такова, что «выбить» ее может любая мелочь, а обидеть - любое неточно сказанное слово А уж о хамстве я просто не говорю И в то же время это стойкий, закаленный боец, натерпевшийся в жизни ото всех и вся, готовый терпеть и дальше

Фильмография Лия Ахеджакова

2012 Мамы новелла «Напарник»

2011 Дорогой мой человек (сериал) Ашхен Аганесян

2010 Ловушка для Буратино

2010 Любовь-морковь 3 Елизавета Николаевна

2010 Гафт, который гуляет сам по себе

2009 Банкрот Устинья Наумовна, сваха

2009 Книга мастеров Баба Яга

2008 Фото моей девушки Любовь Григорьевна, мама Паши

2008 Крутой маршрут Зина

2008 Четыре возраста любви Вика

2007 Ветка сирени / Lilacs Анна Сергеевна, сестра Зверева

2007 Дюймовочка Мышь

2007 Потапов, к доске! Таисия Ивановна, учитель биологии

2007 Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны целительница Мария Игнатьевна

2006 Странное Рождество (ТВ) тетя Люся Фролова

2006 Андерсен Жизнь без любви Гадалка

2006 Изображая жертву работница японского ресторана

2005 Горыныч и Виктория (сериал) Виолетта Поликарповна Лурье

2005 Казароза (мини-сериал) Майя Антоновна

2004 Узкий мост (ТВ) Нина Петровна

2003 Пятый ангел (сериал) Сара

1999 Старые клячи Любовь

1997 Вино из одуванчиков Лина Ауфман

1995 Бред вдвоем

1995 Московские каникулы аферистка

1993 Трень-брень бабушка Маша

1993 Муравьиный ёжик (короткометражный)

1993 Бездна, круг седьмой мать Ольги

1992 Трудные люди (ТВ) Рахель

1992 Семь сорок Ткачук, бабушка Симона

1992 Я хотела увидеть ангелов мама Жени

1991 Небеса обетованные Фима

1990 Сукины дети Элла Эрнестовна

1990 Мордашка Зоя Николаевна, мать Юлии

1990 Допинг для ангелов Нина Павловна

1989 Софья Петровна Кипарисова Мария Эрастовна

1989 Бродячий автобус Зина, администратор

1988 Грешник Зинаида Маслова

1987 Другая жизнь Роза, жена Гасанова

1986 Размах крыльев пассажир первого класса

1986 Игра хамелеона Ирма

1984 Осенний подарок фей Фея Печали

1984 Медный ангел Росита

1984 Маленькое одолжение (ТВ) Тамара

1983 Талисман бабушка

1983 Мама Ануш (ТВ) Мама Ануш

1983 Кое-что из губернской жизни (ТВ) Мерчуткина

1982 Спешите делать добро (ТВ) тетя Соня

1982 Кафедра (ТВ) Юлия Григорьевна Барвинская

1981 Отпуск за свой счет (ТВ) Ирина

1981 Мы не увидимся с тобой (ТВ) мать Гурского

1981 Куда исчез Фоменко? (ТВ) Алина Алексеевна Фоменко

1981 Дядюшкин сон (ТВ) Софья Петровна Карпухина

1981 Восьмое чудо света Юля Ермолина

1980 О бедном гусаре замолвите слово (ТВ) модистка Лулу

1980 Тропинки в небо жена туриста

1979 Поговори на моем языке (короткометражный)

1979 Гараж Малаева

1979 Москва слезам не верит Ольга Павловна, директор клуба

1978 Красавец-мужчина (ТВ) Сосипатра Лупачёва

1978 Когда я стану великаном Джульетта Ашотовна

1978 Подарок черного колдуна Пугалица

1977 Журавль в небе Роза Козодоева

1977 Служебный роман секретарша Верочка

1976 По секрету всему свету (ТВ) Елизавета Николаевна

1976 Двадцать дней без войны женщина с часами