По популярности

Игорь Кириллов Igor Kirillov Карьера: Корреспондент

Рождение: Россия» Москва, 14.9.1932

Игорь Кириллов - советский и российский телеведущий, диктор телевидения, актёр. Народный артист СССР. Родился 14 сентября 1932 года.Начал работу на телевидении в 1957 году в качестве помощником режиссера Музыкальной редакции Центрального телевидения Гостелерадио СССР на Шабаловке. Являлся диктором программы Время более 30 лет. Кириллов работал в качестве комментатора, репортера, ведущего развлекательных программ на ЦТ СССР. Возглавлял дикторский отдел на Первом канале с 1968 года по 1989 год.

Прошло по крайней мере десятилетие с той поры, как Игорь Кириллов перестал систематично являться на телеэкране, а его помнят, узнают, любят, что, правду проронить, как снег на голову. Кому ж нынче не известно, сколь преходяща телевизионная слава и сколь она скоротечна. Сегодня мужчина на экране, ныне его все знают, а завтра его нет - и подобно как ни в жизнь не было. Игорь Кириллов, самый-самый репрезентативный ведущий информационной программы "Время", лауреат "ТЭФИ" (премия Академии телевизионного искусства), представляет собой одно из немногих счастливых исключений из этого печального правила. Почему? Скорее всего оттого, что ему довелось сделаться символическим знаком Времени не только в кавычках.

С Игорем Кирилловым, конечно, в первую очередность ассоциируется информационная программа "Время" 70-х годов. Он был ее олицетворением, а она была олицетворением страны, в которой мы все жили.

Как в дотелевизионную пору радиодиктор Юрий Левитан (вернее, его голос) считался голосом верховного руководства страны.

В годы войны Левитан говорил: "От советского Информбюро", а слышалось: "От советского Политбюро".

Примерно то же самое "слышалось" и в голосе Игоря Кириллова. Да к тому же и виделось в самом его облике - в его стройной стати, в его строгом лике. Все-таки не репродуктор, а телевизор. Не звук свыше, а зримый образ, и также свыше.

Потом нужно иметь в распоряжении в виду, что в те годы телевизор был в первую очередность нашим начальником, а уж во вторую - массовиком-затейником. Это в текущее время "вторая очередь" стала первой, если не единственной, а на то, что было первой, мы плевать ныне хотели. И, конечно же, Игорь Кириллов, первый диктор главной информационной программы ЦТ, воспринимался без малого как милый начальник советского народа.

Тут нужна оговорка сравнительно самой программы "Время" в советскую пору. Она не была информационной программой в строгом смысле этого понятия, потому что новостей, вестей, событий там было. В основном там были ценные указания (ЦУ), как разбираться, трактовать и интерпретировать ту мизерную информацию, которую политическая элита считала возможным донести до своих граждан. Интонация диктора, модуляции его голоса, да и самый-самый тембр его, да и что ни на есть внешность его играли первоочередную образ.

Игорь Кириллов в этом отношении отвечал всем требованиям роли.

Он из артистов, как и большинство тогдашних дикторов. К слову проговорить, пришел на тв, чтобы изведать себя в режиссуре. А участие в конкурсе на дело вакантной должности диктора принял как бы от нечего работать, на любой эпизод. И прошел. Не в последнюю очередность благодаря своим типажным данным. Его артистический гений раскрылся позже.

Выдающимся артистам в советское время присваивали звание Народного Артиста СССР. Но Кириллову, как и Левитану, следовало присвоить ещё одно звание - Государственного Артиста СССР. И не в том смысле, что эти дикторы с потрохами принадлежали государству. Но в смысле современном - они были идеальными исполнителями роли идеального государственника.

Тут нужна ещё одна оговорка. Относительно амплуа ведущих на телевидении. Одни из них с успехом исполняли роли лирических героинь. Другие "работали" первыми любовниками. Третьи - простаками. Наконец, четвертые - резонерами.

Последние как раз и призывались под знамена программы "Время". Но все они - и первые, и вторые, и третьи, и четвертые встречались за столиками официально-неофициального новогоднего "Голубого огонька". Там по замыслу Государства стиралась граница между ним и приватным человеком.

Чтобы представить, сколь строгим было распределение амплуа, напомню о конкретном случае. "Кинопанораму" тогда вел ведущий-простак Эльдар Рязанов. Вел ее с юмором, неформально, что называется "от себя". И в этом смысле позволял "отсебятину". Ну и ему это позволяли телефункционеры. Такой уж предмет передачи - "кино". Оно - занятие веселое, забавное, хотя и важнейшее из искусств. А тут кинематографисты сняли кино "Укрощение огня" о космосе, о ракетостроителе Сергее Королеве. Фильму придавалось большое партийно-идеологическое значимость. В "Кинопанораме" ему отводился отдельный сюжет. Рязанов своим имиджем негосударственника мог снизить пафос. И руководство ЦТ решило, что негоже новости его ведущему-простаку. Пригласили ведущего-резонера. Им был, конечно же, Игорь Кириллов. Так на раз он стал ведущим "Кинопанорамы".

Артист Игорь Кириллов, вероятно, так бы насовсем и остался в плену у казенного "Времени", в плену у казенного образа, если бы не перемены, выражением коих в первую очередность стало само тв.

Режим-то, хотя вообще-то, давнехонько треснул. Наибольшая трещина образовалась между официозом и частной жизнью граждан. Когда-то дистанция между могучим голосом человека с ослепительно выраженным в наружности пятым пунктом и медленной речью невысокого генералиссимуса со следами оспы на лице и с ослепительно выраженным кавказским акцентом нетрудно не воспринималась. Голос Левитана и был для всего народа голосом Сталина. И все тут.

А тут не срасталось. Дистанция между Властью и озвучивающим ее Первым диктором была предметом насмешек и анекдотов. Сама существование в советской стране стала сознательно двусмысленной. В уме было одно, на словах - другое. Мы видели что первейший диктор программы "Время" - это уже не должность; это - образ. Мы сознавали, что Кириллов ее играет, может быть, и по системе Станиславского. Все это до конца прояснилось, когда началась перестройка, и Кириллов оказался в программе "Взгляд", где он заговорил от своего имени, а не от имени Правительства.

Позже он немало раз выходил на публику в других программах. Сравнительно недавно в фильме "Зависть богов" сыграл себя в роли ведущего программы "Время". Сегодня он уже не диктор, ныне он артист, что также полно. К тому же артист знаковый, как ныне принято изъясняться.

А что вы думаете об этом?