Натан Рахлин

ГЕНИЙ ДИРИЖИРОВАНИЯ НАТАН РАХЛИН

Огромный талант Натана Рахлина сделал его легендой среди музыкантов. Более 70 лет назад руководство Донецкой области убедило правительство страны в целесообразности создания в областном центре филармонии. Базовым коллективом этого очага культуры стал симфонический оркестр, который ранее подчинялся радиокомитету. Из Киева пригласили молодого руководителя-дирижера, о котором рассказывали, будто он умеет играть на всех музыкальных инструментах, а скрипка в его руках просто творит чудеса. Это был Натан Рахлин .

Под покровительством Котовского

Натан Рахлин родился 10 января 1906 года. Еще ребенком под началом отца-музыканта, который руководил небольшим любительским оркестром в своем родном городке Сосновцы на Черкасщине, он освоил несколько струнных и духовых инструментов. В семь лет стал работать музыкантом в местном кинотеатре, а в тринадцать уже скакал на коне в лавах знаменитой бригады Котовского, где числился трубачом-сигналистом.

Именно Котовскому, «культ личности» которого процветал в его семье, Натан Рахлин считает себя обязанным и увлечением музыкой, и биографией, и жизнью. Поразительно, но красный командир, оказывается, был необычайно музыкальным человеком. Он постоянно возил с собой оркестр, чудом добывал инструменты, следил, чтобы музыканты были сыты. Рахлин рассказывал о нем множество удивительных историй.

Как шутил Натан Григорьевич. памятник в Украине ему поставили еще при жизни. Это некая скульптурная композиция под названием «Голая атака», установленная в селе Малая Вильшанка. Эта хрестоматийная история о героизме котовцев в интерпретации Рахлина выглядела следующим образом.

Как-то Котовский раздобыл огромные барабаны, которыми необычайно гордился. Музыканты в то смутное время без дела не сидели, свадьбы в селах все равно игрались регулярно. На одной из них, в Малой Вильшанке, и играли до ночи с Нонкой Рахлиным. А отряд вместе с Котовским расположился на ночлег в соседней Володарке. Вдруг под утро прибегают мальчишки и кричат, что приближается большой отряд белых. Музыканты решили потихонечку, огородами, уходить к своим. Но вот незадача – барабаны пришлось бросить. Риск грохнуть нечаянно в барабан и тем самым привлечь внимание был слишком велик.

На рассвете явились к Котовскому, докладывают: мол, все живы. Котовский орлиным оком обозрел всех и спрашивает: «А барабаны где? А ну труби сигнал к бою! Будем барабаны вызволять!». Натан с перепугу так грянул сигнал, что бойцы повскакивали с постелей как есть, почти голые, и сразу на коней – помчались выручать барабаны… Белых из села выбили, барабаны забрали.

Классическое образование Натана Рахлина

В Киев Рахлина. кстати, тоже привез Котовский – на конкурс полковых трубачей, где он занял первое место. Поскольку единственный умел подать любой сигнал при любом аллюре лошади. Тогда же Натан впервые услышал симфонический оркестр. И потерял сознание от переполнивших его чувств.

Затем в 1923 году была Киевская консерватория, в которую он поступил сразу на третий курс по классу скрипки, хотя сдавал экзамен на трубе-баритоне (об этом существует множество баек). Натан изумил приемную комиссию исполнением скрипичного концерта Мендельсона в собственном переложении для трубы. Рахлин до сих пор считается единственным в мире дирижером, который мог показать и струнникам, и духовикам, и ударникам, что он от них хочет, поскольку в совершенстве владел практически всеми инструментами. Например, одна арфистка доказывала Рахлину. что сыграть на ее инструменте то, что он требует, – невозможно. Натан Григорьевич сел за арфу и своими коротенькими пальчиками показал, как нужно.

Придирчивый дирижер Натан Рахлин

Едва завершив обучение в классе скрипки Киевской консерватории, Натан поступил в Музыкально-драматический институт имени Лысенко на дирижерский класс признанных мастеров. И вот в тридцать лет в 1936 году Рахлин встает за дирижерский пульт симфонического оркестра Донецкой филармонии. С тех пор его имя становится широко известным. В 1938 году он стал одним из победителей первого Всесоюзного конкурса дирижеров. Пресса буквально пестрела статьями о его концертах, которые привлекали свежестью трактовок, захватывающей динамикой исполнения.

Старые музыканты, которые работали с Рахлиным в дни становления Донецкой филармонии, безоговорочно признавали его яркий талант и организаторские способности. В быту они называли его «вредным», вспоминали, что он часто к ним цеплялся, а иногда впадал в ярость от малейшей интонационной неточности. Однако концерты, на которых горожане просто шалели от звуковых потоков, лившихся со сцены, искупали все. Симфонический оркестр и филармония прославились на весь Донбасс, а позднее и на всю страну.

Сегодня национально-культурную принадлежность Натана Рахлина определить сложно. В 1937 году по инициативе Хрущева, находившегося под впечатлением от его таланта, Рахлин был назначен руководителем созданного им же Государственного симфонического оркестра Украины. В военные годы возглавлял Госоркестр СССР, потом вновь вернулся в Киев к родному Государственному симфоническому оркестру УССР. В 1962 году Рахлина изгнали с этой должности, чтобы освободить место для дирижеров-украинцев. В оркестре у Рахлина большинство музыкантов были евреями. Выдающегося дирижера современности не спасли от «ссылки» в провинцию даже выступления в сельских клубах для свиноводческих бригад коммунистического труда. В течение нескольких лет он не имел своего оркестра и гастролировал во многих городах бывшего Советского Союза. В конце концов оказался в Казани и там создал Государственный симфонический оркестр Татарской АССР, который вскоре стал ансамблем мирового класса.

Биографические пробелы

Даже огромный талант музыканта и известность в музыкальном и не только мире не помогли избежать потрясений, что в свою очередь не прошло бесследно: 28 июня 1979 года ему было всего 72 года, когда там же, в Казани, он умер. Прах его был перевезен семьей и похоронен в Киеве.

Личность Натана Рахлина сопровождалась таким количеством невероятных легенд и фактов, что найти сегодня достоверную биографию практически невозможно. Достаточно того, что никто доподлинно не знает, когда Натан Рахлин родился. Мама его прекрасно помнит, что это произошло зимой: очень холодно было… Из-за этого «пробела» выдающемуся дирижеру не дали звание «Герой Соцтруда» – для КГБ такая неточность была абсолютно недопустимой.

дочь Леонора

Дата рождения появилась, когда нужно было достойно отметить 50-летний юбилей. Ее централизованно установили – 28 декабря 1905 года. Потом, правда, придумали перенести день рождения на 10 января – якобы по новому стилю. Из-за этого возникли разночтения, которые вносят путаницу до сих пор, – то 1905-й, то 1906 год.

Свериться буквально не с чем: у нас биография Натана Григорьевича не издана. И вообще ни одного издания, не говоря уже о монографическом, в Украине нет. Более-менее достоверная биография вышла еще в 1970-х в Москве. Но это – история советского дирижера, а не украинского. Не говоря уже о том, что для Натана Рахлина Украина была не просто местом жительства. Он всегда считал ее своей родиной.

По словам дочери дирижера Леоноры Рахлиной, давно подготовлены архивные документы, воспоминания (кстати, сам Рахлин никаких записей не делал и дневника не вел), которых хватит не на один том. Дело в том, что записи на магнитных пленках, которые хранятся на Национальном радио, находятся в совершенно «аварийном» состоянии. А основной массив музыки, сыгранной «под палочкой» Рахлина. – в Москве, на фирме «Мелодия».

Как-то Рахлин получил зарплату, сунул ее в карман пиджака. Вышел из филармонии, сел в троллейбус. Проехал остановку. Вдруг в дверь влетает мальчишка, подбегает к нему и протягивает пачку денег: «Натан Григорьевич. нате, это ваши! Кладите их лучше!». И выскочил. Видно, воры поняли, у какого человека они вытащили деньги, устыдились и решили вернуть…

***

В Европе и Америке имя Натана Рахлина не было хорошо известно из-за того, что ему не только не разрешали выезжать за границу, но и препятствовали распространению его записей. Однако те немногие любители музыки, которым довелось его слышать, называли его «Моцартом дирижирования».

***

Натан Рахлин мог исполнить крупные симфонические произведения на обычной шестиструнной гитаре.