Рената Литвинова

Рената Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве в семье врачей. Отец — Мурат Аминович, происходил из старинного татарского княжеского рода. Вскоре после рождения дочери он покинул семью. Мать — Алиса Михайловна, челюстно-лицевой хирург, растила дочь одна и все время была вынуждена работать, чтобы обеспечить Ренату.

Родители ее мамы стали одними из самых важных людей в жизни будущей актрисы. Дедушка, фамилию которого впоследствии взяла Рената, происходил из дворянской семьи и был главным инженером завода. Бабушка, у которой были польско-украинские корни, была любительницей моды, писала стихи, а также активно участвовала в общественной жизни.

Уже в младших классах школы Рената сочиняла рассказы и истории, а также занималась легкой атлетикой и танцевала в известном грузинском ансамбле «Колхида».

В 1984 году Литвинова поступила во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет. Среди однокурсников Ренаты были Аркадий Высоцкий, Александр Баширов, Иван Охлобыстин, будущий кинорежиссер Рашид Нугманов, многие из которые впоследствии стали ее друзьями и единомышленниками. Во время учебы будущая звезда занималась сценарной работой и постоянно участвовала как актриса в фильмах или спектаклях своих соучеников.

В 1994 году Рената Литвинова исполнила роль медсестры Лилии в мелодраме режиссера Киры Муратовой «Увлеченья», которая принесла актрисе известность и два специальных приза «Кинотавра» в номинациях «Лучший актерский дебют» и «Лучшая женская роль». Наибольшую популярность Рената обрела, сыграв роль провизора Альбины Ворон в многосерийном фильме Александра Митты «Граница. Таежный роман» (2000).

Рената Литвинова: «…я любила учиться у выдающихся режиссеров, как это было, когда я вдруг попадала на площадку к Кире Муратовой в свое время — у нее я не могла отказаться поработать кем угодно, хоть актрисой! Хотя у меня был ноль опыта и ужасный зажим, комплексы, сквозь которые она меня разглядела и «разжала тиски». Конечно, именно Кира открыла меня как актрису, и с тех пор я у нее всегда снимаюсь».

Цитата взята из журнала «7 Дней», № 42 (18.10.2012

Также Литвинова снялась в таких популярных картинах, как: «Три истории» (1997), «Нет смерти для меня» (2000), «Право на выбор» (2000), «Небо. Самолет. Девушка» (2002), «Апрель» (2002), «Чемоданы Тульса Люпера, часть 3: Из Сарка до конца» (2003), «Настройщик» (2004), «Мне не больно» (2006), «Жестокость» (2007), «Два в одном» (2007), «Мелодия для шарманки» (2008), «Generation П» (2011), «Вечное возвращение» (2012), «Девушка и смерть» (2012), «Волшебный кубок Роррима Бо 3D» (2013) и др. которые сделали актрису звездой российского масштаба.

Рената Литвинова – одна из самых авторитетных сценаристок нового отечественного кино. Первым ее профессиональным опытом стало участие в написании сценария российско-германской драме «Ленинград. Ноябрь» (1990). А уже первый ее «сольный» проект — сценарий одного из последних фильмов отечественного классика Валерия Давидовича Рубинчика «Нелюбовь» (1991). Затем была работа с Юрием Грымовым в фильме «Мужские откровения» (1996) и сценарий к драме А. Сухочева «Принципиальный и жалостливый взгляд» (1996). Также Литвинова — автор сценария казахского музыкального фильма-ревю «Вокальные параллели» (2005).

С начала 2000-х годов Рената Литвинова создает авторские фильмы, где она является сценаристкой, режиссером, исполнительницей главных ролей и продюсером. Первым из них стал документальный проект «Нет смерти для меня» (2000), в котором разворачивалась история и показывались мифы о пяти великих актрисах черно-белого кино: Татьяне Окуневской, Татьяне Самойловой, Лидии Смирновой, Вере Васильевой и Нонне Мордюковой.

Первый художественный фильм Литвиновой – «Богиня: Как я полюбила» (2004) — артхаусная история о женщине-детективе, которая привлекла большое внимание публики своим необычным стилем. Музыкальный фильм-концерт «Зеленый театр в Земфире» (2008) — необычный и глубокий портрет одной из самых известных российских певиц, с которой Рената Литвинова дружит и сотрудничает много лет. Среди работ последних лет Ренаты — короткометражка «Внимательно смотрите сны» (2011), фэнтезийная мелодрама «Последняя сказка Риты» (2012), мелодрама «Письмо Сальмы» (2013).

Самые известные театральные работы Литвиновой — моноспектакль «Записки сумасшедшего. Гипотеза», а также роли спектаклях: «Вишневый сад» по А.П. Чехову (с 2004), «Шага» Маргерит Дюрас (с 2011) и «Свидетель обвинения» (с 2012) на сцене МХТ им. А.П.Чехова.

В 1996 году Рената Ливинова вышла замуж за кинопродюсера Александра Антипова. Через год совместной жизни супруги развелись.

С 1997 по 2003 год Рената выступала комментатором в документальном проекте Леонида Парфенова «Намедни. Наша эра. 1961—2003».

В 2001 году актриса во второй раз вышла замуж. Ее избранником стал бизнесмен Леонид Добровский. В 2001 году у супругов родилась дочь Ульяна. В 2006 году после пяти лет брака супруги подали на развод, который получил широкое освещение в прессе из-за скандалов и судебных разбирательств.

Рената Литвинова: «Я считаю, что для кого-то брак, если он сложился, счастье. А вообще это огромный труд; какая-то абсолютная любовь и нежность к другому человеку — это чудо. И это чувство надо беречь во что бы то ни стало. Между прочим, мне говорили, что я родилась в такой трагический год, когда по каким-то китайским поверьям рождаются девочки, которые, став женщинами, очень редко находят счастье в семейной жизни».

Цитата взята из журнала «7 Дней», № 42 (18.10.2012)

В 2003—2004 годах на канале «НТВ» она вела передачу «Стиль от Ренаты Литвиновой».

В 2005 году в свет вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написанная известным кинокритиком Алексеем Васильевым.

В 2006 году актриса была ведущей передачи для киноманов «Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой», а также вела передачи «Синемани» и «Кинопремьеры» на «МУЗ-ТВ». С 2002 по 2006 год звезда была соведущей Тины Канделаки в проекте «Детали» на канале «СТС».

В 2007 году в издательстве «Амфора» вышла ее автобиографическая книга «Рената Литвинова. Обладать и принадлежать».

В 2011 году Литвинова стала автором, режиссером и ведущей программы «Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой» («Культура»).

В 2013 году на телеканале «Культура» состоялась премьера передачи «Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой», автором и ведущей которой стала популярная актриса.

Рената Литвинова — яркий пример современной успешной женщины, притом что она не ставит карьеру во главу угла и гармонично чувствует себя в элегантном ретроимидже. Главным источником своего творческого вдохновения звезда называет любовь. К себе, к близким, к миру, к каждому новому дню, обещающему множество возможностей и ярких, неповторимых впечатлений.

Рената Литвинова: «Cамая главная мотивация в жизни человека — любить».

Цитата взята с сайта «7Дней.ru»

Звания

▪ Заслуженная артистка РФ (2003)

Награды

▪ Специальный приз кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучший актерский дебют» за фильм «Увлеченья» (1994)

▪ Специальный приз спонсоров кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Увлеченья» (1994)

▪ Приз кинофестиваля «Окно в Европу» (в составе творческой группы фильма «Увлеченья», 1994)

▪ Национальная премия «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и телевидения в номинации «Лучший полнометражный документальный телефильм» как режиссер и сценаристка фильма «Нет смерти для меня» (2000)

▪ Государственная премия РФ в области литературы и искусства (в составе творческого коллектива фильма «Граница. Таежный роман», 2001)

▪ Первая негосударственная российская премия в области высших достижений литературы и искусства «Триумф», молодежная премия-грант (2001)

▪ Лауреат Государственной премии РФ (2002)

▪ Премия Российского кинофестиваля «Литература и кино в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Небо. Самолет. Девушка» (2003)

▪ Национальная премия «Золотой Орел» в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Небо. Самолет. Девушка» (2003)

▪ Специальное упоминание жюри МКФ «goEast» в Висбадене, Германия за фильмы «Богиня: Как я полюбила» и «Настройщик» (2005)

▪ Приз кинофестиваля «Виват, кино России!» в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Настройщик» (2005)

▪ Приз кинофестиваля «Кинотавр» в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Мне не больно» (2006)

▪ Премия «НИКА» в номинации «Лучшая женская роль» за фильм «Мне не больно» (2006)

▪ Национальная премия общественного признания достижений женщин России «Олимпия» в номинации «Арт-стиль» (2006)

▪ Российская народная кинопремия «Жорж 2008» в номинации «Лучшая российская актриса» за фильмы «Два в одном» и «Жестокость» (2008)

▪ Премия «Серебряная калоша» радиостанции «Серебряный дождь» в номинации «Очень нужны деньги, или Кидалово года» за «более чем вольную интерпретацию Гоголя в спектакле «Записки сумасшедшего. Гипотеза» (совместно с Александром Башировым, 2009)

▪ Медаль Пушкина за заслуги в области культуры и искусства (2012)

▪ Специальный приз «Золотой телец» кинофестиваля в Таормине (Италия) за кинозаслуги (2013)

Семья

Первый супруг — Александр Антипов, кинопродюсер (1996–1997)

Второй супруг — Леонид Добровский, бизнесмен (2001–2006)