Maris Liepa

Родился: 27 июля 1936, Рига, Латвия

Звезда советского балета,  балетмейстер, балетный педагог, актер кино.

Марис Лиепа. Биография

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа родился 27 июля 1936 г. в Риге, столице Латвии. Его отец Эдуард Лиепа  работал машинистом сцены Латвийской национальной оперы. В детстве Марис часто болел, и по совету друга отца (директора балетной студии) в целях укрепления здоровья родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище.

В училище педагогом Лиепы стал В. Блинов. в прошлом характерный танцовщик. В апреле 1950 г. на всесоюзной конференции хореографических училищ в составе Рижского училища Марис впервые выступил в Москве. Из четырёх номеров, показанных Рижским хореографическим училищем на конференции, в трёх участвовал Лиепа.

Обучение в училище Марис Лиепа сочетал с активными занятиями спортом, он был неоднократным чемпионом Латвии по плаванию. На соревнованиях по плаванию он и был замечен отдыхавшими на Рижском взморье балетными педагогами из Москвы Е. Сергиевской и Н. Тарасовым.

Эти педагоги способствовали переводу в 1953 г. перспективного ученика в Московское хореографическое училище (МХУ). Так же как и в Риге, в Московском училище в Лиепе первоначально видели характерного танцовщика, но через год он исполнил партию Принца в спектакле МХУ «Щелкунчик», а к выпускному концерту подготовил классические номера: па-де-де из балета «Дон Кихот» и партию Солора в акте «Тени» из «Баядерки». Это решило его дальнейшую судьбу: после выпуска из училища Марис Лиепа становится классическим танцовщиком.

В 1955 году Лиепа с отличием окончил Московское хореографическое училище, имея все шансы остаться в Москве, но Министерство культуры Латвийской республики потребовало возвращения выпускника МХУ в Ригу. Лиепа получил неожиданное приглашение от Майи Плисецкой принять участие в гастрольной поездке в Будапешт, выступив в роли Зигфрида в «Лебедином озере».

Летом 1956 года Лиепа принял приглашение поступить в труппу второго балетного театра Москвы — Московского музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. В этой труппе он проработал четыре сезона, сразу же получив ведущее положение.

После гастролей в Польше в 1960 году Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны. В начале сезона 1960-1961 годов в партии Базиля в «Дон Кихоте» состоялся его официальный дебют на сцене Большого театра. С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 году нового главного балетмейстера — Ю.Н. Григоровича .

Звездным стал в биографии Лиепы 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета «Спартак», в котором роль римского полководца Красса была поставлена Юрием Григоровичем специально для Лиепы.

В начале 1970-х годов отношения Лиепы с Григоровичем ухудшились, а Григорович к этому времени стал полновластным хозяином в театре. Это привело не только к ограничениям в занятости артиста в текущем репертуаре и гастролях, но и препятствиям в создании им новых партий. В 1977 году Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре — принца Лимона в детском балете «Чиполлино» К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова ).

Марис Лиепа (из книги «Я хочу танцевать сто лет»): «В одном интервью я уже сказал: «Между тем Марисом, который, помахивая портфельчиком, шел в школу в Риге, и тем, который сегодня подъезжает к Большому театру на машине марки «Гремлин» или «Вольво», – нет никакой разницы. Абсолютно никакой! Они оба стоят на той же проклятой потной земле, и для них обоих путеводной звездой является зашифрованное обещание, записанное в дневнике мальчишеской рукой: «Я буду танцевать принца Зигфрида!»

После опубликованной в 1979 году в газете «Правда» статьи Лиепы с критикой методов руководства театром Григоровичем около двух лет Лиепе не давали танцевать на сцене Большого театра.  В период незанятости в Большом театре Лиепа активно сотрудничал с новой балетной труппой под руководством Бориса Эйфмана. в 1981 году он станцевал Рогожина в «Идиоте» Бориса Эйфмана и солиста в его же «Автографах» вместе с Аллой Осипенко. Только через два года «безработицы» в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 года состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после «бенефиса» его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).

С 1963 по 1980 г. преподавал в Московском хореографическом училище (самым известным танцовщиком этого выпуска стал Борис Акимов ), затем вел класс поддержки.

В 1983-1985 годах по приглашению Болгарского правительства работал художественным руководителем балетной труппы в Софийской Народной опере, где поставил два балета — «Дон Кихот» и «Спящую красавицу».

Марис Лиепа активно сотрудничал с драматическим театром в качестве постановщика сценического движения и танцев, в том числе поставил «пластику» в знаменитом спектакле «Антоний и Клеопатра» Вахтанговского театра.

Драматический талант Лиепы был востребован на телевидении и в кино вне балетной сферы. Так, в 1978 г. Марис снялся в «синтетическом жанре» — популярном телевизионном цикле "Телебенефис " — в бенефисе знаменитой киноактрисы Людмилы Гурченко.

В 70-80-х годах Лиепа активно снимался в драматических ролях в кино: в телефильме «В одном микрорайоне», кинофильмах «Могила льва », «Детство Бемби » и «Отрочество Бемби », «Лермонтов » (роль Николая I), «Четвертый » (для этой картины Лиепа поставил самую выразительную из всех его постановок балетную миниатюру) и других. В 1980 г. поставил танцы к художественному фильму «Музыка ко дню рождению ».

В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги «Я хочу танцевать 100 лет » (1980) и «Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа » (1986). Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством — в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Д. Тухманова .

О творчестве актёра снят документальный фильм «Марис Лиепа» (1970).

Марис Лиепа скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине скорой помощи от инфаркта. Похоронен 31 марта на 12-м участке Ваганьковского кладбища столицы.

Марис Лиепа. Личная жизнь

Первой женой Мариса была знаменитая балерина Майя Плисецкая. с которой он расписался в 1956 году. Однако брак просуществовал всего три месяца.

Затем Марис Лиепа женился на актрисе Московского драматического театра имени Пушкина Маргарите Жигуновой. В этом браке родились  Андрис Лиепа (1962) и Илзе Лиепа (1963). И сын, и дочь пошли по стопам отца, став артистами балета.

Илзе и Андрис были названы в честь героев фильма «Илзе», где снималась жена Мариса Лиепы Маргарита Жигунова.

Третья жена — балерина Большого театра Нина Семизорова.  На ней Марис Лиепа женился сразу после развода с Маргаритой Жигуновой.  Нина была моложе Мариса на 20 лет, и он ей покровительствовал как начинающей балерине.

Четвёртая, гражданская жена Мариса — художник по костюмам Евгения Шульц. родившая Лиепе дочь Марию (1979). В те годы было недопустимо признание о том, что у знамениитого актера растет дочь «на стороне», поэтому долгое время т олько самые близкие друзья Мариса знали о существовании дочки Маши.

Кроме того, у Мариса Лиепы были длительные отношения с Галиной Брежневой. дочерью Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева.

Марис Лиепа. Награды, звания, премии

•  1957 — золотая медаль на I Всесоюзном конкурсе артистов балета VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве

•  1962 — медаль имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака («Спартак» в постановке Якобсона)

•  1964 — заслуженный артист РСФСР

•  1968 — народный артист Латвийской ССР

•  1969 — народный артист РСФСР

•  1970 — Ленинская премия — за исполнение партии Красса в балетном спектакле «Спартак» в постановке Ю. Н. Григоровича

•  1971 — премия имени Вацлава Нижинского «Лучший танцовщик» Парижской академии танца за роль Альберта «Жизель»

•  1976 — народный артист СССР — к 200-летию Большого театра

•  1977 — премия имени Мариуса Петипа Парижской академии танца

•  1981 — золотая медаль на IV Международном конкурсе артистов балета

•  1986 — орден Дружбы народов

Марис Лиепа. Фильмография

Воспоминания о Шерлоке Холмсе (сериал, 2000)