Игорь Костолевский

Игорь Костолевский биография

Игорь Матвеевич Костолевский родился 10 сентября 1948 года в Москве.

3 апреля 1984 года получил звание Заслуженный артист РСФСР.

19 октября 1995 года получил звание Народный артист РФ.

С 1967-1968 годах учился в Московском строительном институте.

Закончил Государственный институт театрального искусства (1973).

С 1973 года — актер академического театра им. Вл. Маяковского.

С 1990-х годов параллельно играл и на сценах других театров, в частности, в спектакле «Орестея» Питера Штайна (1994, роль Аполлона).

Родители Игоря Костолевского не имели отношения к искусству. Отец работал в Министерстве внешней торговли (он был специалист по лесу). Решение стать актером пришло к Игорю не сразу. По окончании школы он поступил в Московский строительный институт. Лишь проучившись два года и поняв, что это не его, Костолевский в 1969 году бросил учебу и поступил в ГИТИС на курс А. А. Гончарова. От родителей свое решение он поначалу скрыл. Поэтому когда родители узнали об этом, то испытали настоящий шок.

Спустя год начинающий актер сыграл свою первую дебютную роль в кино. Он снялся в семейной драме Бориса Ниренбурга «Семья, как семья», где главные роли исполняли замечательные и популярные в то время актеры Людмила Целиковская и Александр Граве. Вместе с Игорем Костолевским в этой картине сыграл свою первую дебютную роль и Сергей Проханов.

В 1973 году Игорь Костолевский закончил ГИТИС и был принят в театр им. Маяковского. Вскоре состоялась и первая «звездная» роль актера в кино. Он был приглашен на одну из главных ролей в историко-романтическую драму Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Картина снималась специально к 150-лению восстания декабристов. Однако исторические события явились для режиссера лишь поводом для исследования человеческих взаимоотношений. В результате получилась необыкновенно тонкая и пронзительная мелодрама, сдобренная небольшой порцией прекрасного юмора. Картина имела большой успех у зрителей, чему способствовала блистательная игра актеров: Олега Стриженова, Алексея Баталова, Ирины Купченко, Натальи Бондарчук и конечно Игоря Костолевского.

Режиссеры, увидев в Костолевском идеальный тип романтического героя, стали часто приглашать актера на различные роли. В 1976 году он снялся разу в нескольких картинах, среди которых наиболее заметной является психологическая драма Пала Любимова «Весенний призыв». Костолевкий сыграл молодого призывника, попавшего на полгода в учебку. Здесь его герой, московский интеллигент сталкивается с сержантом Карпенко (Александр Фатюшин). Сержант, пытающийся распоряжаться не только внешним видом солдат, но и их судьбами, встречает открытое сопротивление безусого новобранца и постигает необходимые для себя нравственные уроки…

Во всех ролях Костолевского чувствовалась необыкновенная интеллигентность и достоинство. Даже роль комсомольского вожака Евгения Столетова в телесериале Игоря Шатрова «И это все о нем» была сыграна актером с присущим ему изяществом. Не случайно именно эта работа принесла ему негласный статус секс-символа отечественного кинематографа.

Среди других работ актера в 70-е годы стоит также отметить роли учителя астрономии Марина Миррою в мелодраме «Безымянная звезда» (восхитительный дуэт с Анастасией Вертинской) и одного из пайщиков кооператива в веселой комедии Эльдара Рязанова «Гараж». Наконец в 1980 году на экраны вышел легендарный политический детектив «Тегеран-43», где актер сыграл роль советского разведчика Андрея Бородина. К этому времени Костолевский был уже признанной «звездой» отечественного кинематографа.

Ранняя популярность губила многих подающих надежды актеров. В театре Маяковского, где работал Игорь Костолевский, против этого находилось действенное средство. Молодых баловней судьбы отправляли в массовку. Но Костолевский никогда не страдал «звездной болезнью». Он, похоже, даже тяготился репутацией звезды. Его обуревали иные желания и страсти.

Каждая театральная роль 70-80-х годов была для Игоря Костолевского шансом преодолеть земную, плотскую недостаточность своих киногероев. Первые роли Костолевского в театре, так же как и в кино, были лирико-романтической направленности. Позже в его репертуаре появились и острохарактерные, и комедийные, и драматические персонажи. Особенно сильной работой актера стала роль Треплева в спектакле «Чайка», который ставил Александр Вилькин.

В 1981 году Игорь Костолевский был приглашен на главную роль в лирическую комедию «Отпуск за свой счет». В этом фильме актер сыграл инженера Юрия, работающего проектировщиком-испытателем автобусов. Герой Костолевского – эдакий ловелас, кружащий головы красивым девушкам. Вот и очередная его «жертва», бросая все, едет за своим любимым в Венгрию. А он не очень-то и обращает на нее внимание.

На съемках фильма Костолевский познакомился с актрисой Еленой Романовой. Тогда же вспыхнул их роман.

«Наш роман начался сразу, и все три летних месяца съемок мы не разлучались, - рассказывает Елена. – Костолевскому было тридцать три года, он был не женат. Меня поразило, что его экранный образ совершенно на него не похож. В жизни Игорь оказался серьезным, надежным, очень заботливым, тем более что был старше меня на десять лет…»

Вскоре они сыграли свадьбу, а чуть позже у актерской четы родился сын Алексей. «Игорь отцом был замечательным, помогал во всем», - признается Елена Романова. Однако им приходилось нелегко, прежде всего, из-за трудного материального положения и тяжелой болезни сына (у Алеши был обнаружен астматический бронхит).

Пришлось Елене столкнуться и с другой трудностью. Оказалось, быть женой популярного, всеми обожаемого актера очень нелегко. Фанатки мужа просто одолевали своего любимца звонками по телефону. Порой они переходили все границы. Елене приходилось выслушивать и такие звонки: «Вы знаете, что у Вашего мужа есть ребенок на стороне?» Или: «Я беременна от Вашего мужа и собираюсь рожать». Но Елена всегда старалась не ревновать. С самого начала они договорились, что будут доверять друг другу. Тем более она и сама видела, каких нервов стоила Игорю его популярность.

Игорю Костолевскому приходилось играть не только положительных романтических героев, но и отрицательные роли. Правда и его антигерои были необыкновенно привлекательны. Так в 1981 году он снялся в главной роли в детективе «Ошибка Тони Вендиса». Актер сыграл теннисиста Вендиса, замышляющего убийство собственной жены.

Надо сказать, что режиссеры зачастую использовали один и тот же имидж актера. Так в середине 80-х Костолевский снялся в большом количестве различных мелодрам, упрочивших его имидж секс-символа: «Прости», «Законный брак», «Ночные шепоты» и других. Фильмы были неплохие, но ничего нового актеру не приносили.

Тем временем в театре он играл совершенно другие роли. «Он сдирал клеймо кинозвезды вместе с кожей безжалостно и мужественно, мучительно пробиваясь к сути актерского творчества и к разгадкам смысла человеческого существования. Сыграв Георга IV в «Кине IV» Григория Горина (Театр имени Вл. Маяковского, режиссер Татьяна Ахрамкова) и Подколесина в «Женитьбе» Гоголя (Театр на Покровке, режиссер Сергей Арцибашев), Костолевский доказал свое владение тайнописью искусства, которое позволяет прикасаться к радости и проклятию человеческого бытия».

Нередко Игорь Костолевский играл на сцене вместе со своей женой. Елена Романова рассказывает: «Играть на сцене с Игорем было нелегко. По натуре самоед, он и меня не оставлял в покое: «Ты здесь наигрываешь!»

Театру имени Маяковского актер отдал всю свою жизнь. С 1990-х годов он параллельно играл и на сценах других театров, в частности, в спектакле «Орестея» Питера Штайна (1994, роль Аполлона).

К концу 90-х отношения Елены и Игоря дали трещину. Все чаще бывали размолвки. Тут то в жизни Костолевского и возникла французская актриса Консуэло де Авиланд. Они познакомились, когда Игорь Костолевский гастролировал со спектаклем «Орестея» в Норвегии. Консуэло ради любимого приехала в Москву, а затем с гастролями отправилась в Новосибирск. Вместе с Костолевским они играли в спектакле «Татьяна Репина».

Вскоре Игорь и Елена развелись, а в 2001 году Костолевский женился на своей новой возлюбленной. Причем это актер старался не афишировать перед прессой.

В настоящее время Костолевский не общается с бывшей женой, но помогает сыну Алексею, который учится в МГИМО на факультете международного права. О своей новой избраннице актер говорит, что Консуэло – потрясающая жена: она пишет книги, влюблена в Россию…

С конца 90-х Игорь Костолевский стал редко сниматься в кино. От некоторых ролей актеру пришлось отказаться. Актер рассказывает: «…я отказался от роли у достаточно хорошего режиссера, мне предложили сыграть… какого-то депутата Государственной думы, который рвется в президенты. Какого-то морального урода. Я не хочу в это лезть, я про все это мало что знаю, и мне как-то играть в этом не хочется». В последнее время ему вообще нередко предлагали отрицательные роли. «Да я готов играть и негодяев, но если б это были негодяи… если б там была какая-то психологическая подоплека под этим. Это вообще очень интересно, я играл такие роли. Но когда это только лишь голые схемы, только для того чтобы иметь в титрах имя Костолевского, и чтобы из-за этого пошел зритель (вы его всегда видели положительным героем, а здесь он будет отрицательным!) – это для меня лично мало».

В 2004 году прославленный актер снялся сразу в двух сериалах – «Шпионские игры» и «Усадьба». Игорь Матвеевич рассказывает: «Когда-то в фильме «Тегеран-43» я сыграл разведчика, меня с детства привлекал жанр детектива, ужасно нравилось читать подобные книжки. Поэтому, когда в «Шпионских играх» предложили роль разведчика, который поначалу вообще невыездной, а потом волею судьбы оказывается в Америке и попадает там в разные ситуации, идея очень понравилась».

Совершенно противоположная роль досталась актеру в «Усадьбе». Костолевский сыграл спившегося актера Бимова, ставшего бомжом. «В «Усадьбе» мне впервые за долгое время действительно понравился сценарий, его автор – Алексей Тимм. А когда еще узнал, с какими артистами предстоит работать… Но в первую очередь согласился из-за характера: саму роль бомжа, которым стал актер, мне как артисту очень интересно играть, я всегда любил острохарактерные комедийные роли и в театре их играл – мой творческий путь у Гончарова начинался на выпускном курсе спектаклем "Свои люди – сочтемся", где я был пьяницей Рисположенским. Но дело не в том, пьяница или бомж. Дело в том, что это не чернуха, а трагикомедия, история такая даже романтическая», - рассказывает актер.

Продолжает актер активно работать и в театре – по 12-13 спектаклей за месяц. Спектакли с его участием неизменно имеют большой успех у зрителей. Среди его последних работ - роль Плюшкина в новой постановке «Мертвых душ».