Вера Полозкова: Девочка созрела?

Сегодня авторская колонка эксперта по литературе, критика Веры Копыловой посвящена новой книге молодого и очень провокационного поэта Веры Полозковой, споры о которой не утихают в литературном сообществе.

Вера Полозкова. фото: Наталья Мущинкина

Ч тение книг – это способ жить свежо. Через чтение вы можете устроить себе заповедную тишину или шумную тусовку с кучей народа. Можете сбежать от окружающей действительности, сбежать от самого себя – или, наоборот, прийти к самому себе. Можете найти полезные советы или бесполезные, но очень заманчивые развлечения… Главное: не бойтесь, что чтение – это унылое бормотание под бородатыми портретами классиков. Нет, это скорее американские горки разума! Авторская колонка эксперта по литературе, критика Веры Копыловой посвящена не только современной литературе и писателям, но и чтению как способу жить полнее, ярче и разнообразнее.

Осточерчение. Полозкова Вера. — М. Livebook, 2013

«Осточерчение» - новая книга стихов современного, молодого и очень провокационного поэта Веры Полозковой – сегодня на 11 месте в топе продаж по сводному рейтингу Москвы. Это, я вам скажу, цифра. Тем более для поэзии. Кто такая Вера Полозкова и почему она провокационная?

Пять и более лет назад (в эпоху ЖЖ-бума) она была очень известным блоггером. Потом оказалось, что она – поэт. На сегодняшний день у нее вышло 3 поэтических сборника. Первый, «Непоэмание», вышел, когда ей было всего около 20 лет; тогда же ее стали замечать в качестве ведущей на литературных мероприятиях, на сцене поэтического театра, в клипах и вообще в культурной жизни молодежи. Очень быстро стало понятно, что Вера Полозкова – единственный известный современный поэт (для тех, разумеется, кто поэзией вообще не интересуется). Сегодня она выступает на концертах с группой и читает свои стихи под музыку, при регулярно большом количестве публики.

А в чем ее провокационность и скандальность? Собственно, ни в чем. Вера Полозкова – вполне обычная девушка, живущая современной жизнью, употребляющая современную лексику и совершающая всем понятные поступки. С одной глобальной разницей: она поэт. Поэтому ее стихи – о том, что думают и чувствуют все. В ее стихах есть любовь, секс, алкоголь, наркотики, обиды, сны, взросление, мысли о самоубийстве, путешествие на Гоа… Все, как полагается. А скандальность вокруг нее была создана, в основном, литературным сообществом, которое и по сей день считает, что никакая Вера Полозкова не поэт, дара слова у нее нет, чувством вкуса и не пахнет, а кругом одна претензия.

Неужто правда?

Читаем новый сборник «Осточерчение», куда включены стихи с 2008 по 2013 годы.

этот город только и занят тем, что продать пытается

все билеты на стадион, где проводят таинства —

каждый больше всего боится, что вдруг останется

только наедине с собой; все так быстро старятся,

чтобы спиться, распасться, не соблюдать режим

мы купаем руки в его дымах, мы ступаем в месиво

его крови, слюны и спеси, и нам тут весело, —

это город-с-ад, и как славно, что видно весь его

В стихах Веры Полозковой очень остро стоит вопрос возраста – и не только потому, что умные критики долго звали ее вундеркиндом, а потому что она сама никак не может оттолкнуться от этой темы. Пока она не перестанет представляться стареющей, ее так и будут видеть девчонкой; пока она не найдет радость и гордость в своей молодости, она не постареет. И не помудреет. А ей ужасно хочется скорей вырасти!

всё хотят научить чему-то, поскольку взрослые, —

размышлявшую о самоубийстве

Будто размышления о самоубийстве – синоним зрелости! Молодости вообще присуща уморительная легкость в том, как она использует слова «смерть» и «умирать».

так давно я учусь умирать легко,

что совсем утрачивается навык

жить помногу и с гордостью, как это водится у зазнаек

А ведь автору-то (внимание) 26 лет… всего. Или – уже? То, что в лирическом герое происходит теперь, описано вполне четко: «Я отвоевываю у хаоса крошечный вершок за вершком». Верно и точно: отвоевывание мира у хаоса значит его структуризация, означающая как раз взросление, зрелость, развитие.

Приятно думать, какими будут стихи Полозковой потом… после: когда суетная душа автора успокоится, помудреет, состарится. А пока так: рвано, клипово, с короткими словами и мельтешащими наречиями. Как в молодости всегда.

В стихах Веры Полозковой чувств – много, слов – еще больше. Иногда они мало связаны между собой, путаются. Вера Полозкова еще продолжает быть в начале пути становления – хотя уже все про себя понимает: «Должность у меня писательская и чтецкая, жизнь дурацкая». В этих стихах есть то, что называется милым литературоведческим словцом «шероховатости стиля». Что-нибудь вроде «если выучиться разлуке, то нетрудно её суметь». Таких промашек, конечно, нельзя допускать: что такое «нетрудно суметь разлуку»? Но даже великие поэты не без стилистического грешка, так что уж тут, не будем придираться к словам.

Поэзия Веры Полозковой замечательна не ошибками своими, а отличными находками, которые нормальный филолог-любитель от радости так и расцеловал бы.

«Ждет инструкции к чудесам» - о воцерковленных верующих. «У меня к нему, знаешь, детство» - об отношении к мужчине. «Ветер курит твою сигарету быстрей тебя» - все курильщики знают, о чем речь, но никто еще, возможно, так это не назвал.

город после лета стоит худым,

зябким, как в семь утра после вечеринки.

ничего не движется, даже дым;

только птицы под небом плавают, как чаинки,

и прохожий смеётся паром, уже седым.

Птицы как чаинки – это хорошо и красиво. Эти три слова как три кнопки, включающие в читательском воображении осенний город как огромную чашку под небом.

мои позавчера женились, выбыв

из одиночек самых разных видов

из нас, вооружённых до зубов,

видать, и впрямь счастливая любовь

хороший город, моего теплей

мохито стоит семьдесят рублей

а кола тридцать пять в кинотеатре

дели всё в среднем на два или на три

таксист со стольника двадцатку возвращает

всё простоту и ясность обещает

и свёклу мужики везут с полей

сбежала бы, жила бы, как цирцея

на улице советской, возле цны

любила бы тамбовского мерзавца

мечтала б с ним до знаменского загса