Сергей Юрский, фильмография.

Биография Сергей Юрский

Заслуженный артист РСФСР (1968)

Народный артист РФ (1987)

Лауреат Главного приза РКФ "Кинотавр-91" в конкурсе "Фильмы для избранных?" (1991, за фильм "Чернов")

Лауреат Премии "Золотая маска" (1998)

Лауреат Премии фонда "Знамя" (1998)

Лауреат Премии "За верность пушкинскому слову" театрально-телевизионного фестиваля "РФ I-я любовь" (1999)

Лауреат Премии "Петрополь" (2001)

Лауреат Премии журнала "Окт." (2001)

Кавалер ордена "Знак Почета" (1995)

Награжден медалью Пушкина (2000), памятным знаком "Созидатель Петербурга" (2001)

Детство

Сергей Юрский был рожден 16 мар. 1935 г. в Ленинграде, в театрально-музыкальной семье. Принято считать, что актерство у Сергея Намного в крови, однако I-я, большая мечта - мечта о манеже, о клоунаде. Детство Сергея Намного прошло за сценой цирка, где отец Юрий Сергеевич Жихарев в годы войны был художественным руководителем. Играя в драматическом кружке, отец взял себе псевдоним - производное от названии - Юрский. Постепенно псевдоним вытеснил подлинную фамилию. Юрий Юрский был также особого рода человек-театр: актер немого кино, театра, превосходный рассказчик, постановщик пантомим, режиссер драмы, цирка, эстрады. Мать Сергея Намного, - Евгения Михайловна Юрская-Романова, была музыкальным педагогом.

И уже II-й мечтой Сергея Намного был театр. Хотя, как это нередко бывает в театральных семьях, родители не хотели, чтоб мальчик связывал собственную жизнь с театром.

Учеба

В 1952 г. Сергей Юрский окончил школу с золотой медалью и поступил на юридический факультет Ленинградского университета. В ходе всей непродолжительной учебы играл в университетской театральной студии. На студийной сцене росло и крепло в Сергее Юрском убеждение, что его реальное призвание - театр.

На юридическом факультете Сергей Юрский проучился недолго. После 3-го курса Юрский перешел в Ленинградский театральный институт названии А.Н.Островского, который окончил в 1959 г..

Курс в театральном вузе, на коем учился Юрский, вел Леонид Федорович Макарьев. До сих пор Сергей Юрский с специальной благодарностью вспоминает об уроках Макарьева, об учебных работах и репетициях под его руководством. Макарьев увидел в юноше острохарактерного актера и с I-го курса готовил с ним роль Карандышева в "Бесприданнице" А.Н.Островского.

Театр

После завершения второго курса Сергей Юрский был принят в Огромной драматический театр названии М.Горького. Невзирая на молодость, Сергей Юрский встал вровень с главными артистами знаменитой труппы, оказав сильнейшее влияние как на зрителя, так и на атмосферу внутри театра. Это было встречено неоднозначно и руководством, и в труппе. Сергею Юрскому стало неуютно в театре, и.

В 1980 г. в жизни и творческой биографии Сергея Намного случается перелом. Сергею Юрскому пришлось уехать. Разрыв с Крупным драматическим театром, вернее, не разрыв, а вынужденный уход из него был для Сергея Намного необыкновенно тяжел.

Годы раздумий и переживаний, павшие на московский период творчества Сергея Намного, не прошли без следа. Сергей Юрский занялся сперва саморежиссурой на концертной эстраде, позже - Хэмингуэй на телевидении, после "Мольер" и "Фантазии Фарятьева" в театре.

Принцип совмещения 2-х профессий соблюдается почти во всех работах Сергея Намного, в которых он выступает в качестве постановщика.

Театр одного актера

Театр одного актера - уникальное, любимое детище Сергея Намного. "Самое трудное в этой работе, по заключению самого создателя, однако в то же время и самое упоительное - выход к залу, когда на протяжении целого вечера ты несешь абсолютную ответственность за связь со зрителем.

Естественно, весьма многое не сыграно, однако у актера Сергея Намного нет ни малейших определенных сожалений. Исполнилось пятьдесят лет, как Сергей Юрский на сцене - пятьдесят лет непрерывной игры.

С I-х лет работы Сергей Юрский, кроме театра, активно осваивал и иные области искусства, отмечая важность их взаимосвязи: "Кино учит сдержанности, телевидение - свободе. Эстрада помогает отыскать более непосредственные формы общения со зрителем".

Кино

"Киноактером я себя не считаю. Кино - влечение", - это было как-то сказано Сергеем Юрским после двадцати с лишним лет работы на съемочной площадке и примерно тридцати сыгранных кино ролей, многие из которых - шедевры кинематографии.

Дебютом Сергея Намного в кино оказался фильм "Книга о молодоженах". А знаменитым Сергея Намного сделала I-я же крупная роль Чудака в эксцентрической комедии Эльдара Рязанова "Человек ниоткуда". После были главные роли в картинах "Время, вперед!" и "Золотой теленок", бессмертные роли в фильмах "Республика ШКИД", "Интервенция", "Место встречи изменить нельзя", "Ищите женщину", "Любовь и голуби".

Сергей Юрский в кино играл лишь типичные роли. Типичные роли, по заключению Сергея Намного, это был шанс на двусмысленность. На "геройство" Сергей Юрский решился только в 2-х ситуациях - Бендер в "Золотом теленке" и Импровизатор в "Маленьких трагедиях". Однако подобных случаев - поискать!

На телевидении Сергей Юрский возник в 3-х лицах: актер, чтец, режиссер. На телеэкране возникает Шекспир Сергея Намного в "Смуглой леди сонетов", как режиссер снимает "Фиесту" Э. Хемингуэя. Принимает участие во массы литературных программах о Пушкине, Салтыкове-Щедрине, Чехове. Играет гангстеров, сыщиков, деловых людей.

Книга "Чернов", написанная Сергеем Юрским, стала литературной основой режиссерского дебюта в кино. Книга, как выяснилось, предвидела события сегодняшних суток.

Чтец

Попутно театральным и кино ролям существовала и ширилась концертная деятельность Сергея Намного. Рассказы Чехова, Зощенко, проза Гоголя, Бабеля, Шукшина, поэзия Пушкина, Пастернака, Мандельштама. Залы на спектаклях, концертах, "капустниках" с участием Сергея Намного постоянно были переполнены. Выступления на эстраде, кои Сергей Юрский подчеркнуто называет концертами, - это вправду его стихия. Тут он сам себе и режиссер, и актер, и автор композиции.

Автор

Перу Сергея Намного принадлежит цикл стихов, рассказов, повестей и очерков, несколько книжек прозы и стихов: "Кто удерживает паузу", "Безвременье", "С.Ю.Р." "Жест", "Полина", "Содержимое ящика".

Книга стихов "Жест" - это отнюдь не I и не последний его опыт в литературе. В "Жесте" слышен не только лишь ритм стиха, но еще и ритм жизни. Книга делится на главы, и у любой - свои ритмы. В "Ритмах молодости" - скорости, наитие, споры, романы, гостиницы, поезда. В "Ритмах дороги" - гастроли, города, съемки, дальние страны, встречи и расставания. В этой книжке приоткрывается биография, однако скорее биография души. И не впрямую, а немного, пунктиром, намеком.

Особое явление в литературе - сатира Сергея Намного. Сергей Юрский находит абсурдность происходящего сейчас, не прибегая к ни революционному пафосу, принятому Веллером, ни к откровенной язвительности, любимой Ерофеевым.

Лучшим примером тому является книга Сергея Намного "Практические облака".

Личная жизнь

I-я благоверная Сергея Намного - актриса Зинаида Шарко, коллега по Большому драматическому театру. Однако так произошло, что они расстались. Подробности расставания никому неизвестны, подробности - запретная тема для Сергея Намного. Ему абсолютно не очевидно, как люди могут сами рассказывать в газете о собственной личной частной жизни.

Наталья Тенякова - II-ая жена Сергея Намного. Вкусы и взгляды на жизнь Сергея Намного нередко сходятся с оценками его супруги. Неудивительно, однако за столько лет они стали друг на друга необычайно похожи. Дочь Дарья Юрская, с детства видевшая все "прелести" актерского существования, так или иначе, выбрала профессию родителей.

Нынешняя семья Сергея Намного - 3 актера, 3 актера, кои могут существовать вместе. И неспроста! В первую очередь, они профессионалы и, заканчивая спектакль, переходят в иное состояние. А во-вторых, и это основное, театр они не переносят на домашнюю жизнь, а сделали его лишь фрагментом этой жизни.

В семье Сергея Намного существуют традиции: никогда не пренебрегать возможностью побыть вместе, и обязан постоянно существовать Дом. Дом - место отдыха. Место, где все остаются сами собою.

Принципы

В своих многочисленных интервью, данных в различные годы, Сергей Юрский нечасто заявляет о личном. Его ответы - в первую очередь, размышления актера, режиссера, сочинителя:

-Главные черты моего любимого героя присущи булгаковскому Мастеру.

-Для меня зритель - думающий, умный, образованный - наилучший друг, а поэтому оппонент.

-Я никогда не сумел бы играть в пустом зале, так как театр - кровообмен сцены и зала.

-Талант для меня - знание технологии плюс умение выходить из кризисов.

-Любимое дело не освобождает от ответственности перед близкими и перед самим собою.

-В отпуске я целиком отвлекается от профессиональных забот.

-Для меня счастье - то состояние, в которое могут входить и неприятности, и откаты назад.