Лидия Федосеева-Шукшина

23 сентября 2012

23 сентября 2012

Актриса

Родилась: 25 сентября 1938, Ленинград, СССР

Лидия Федосеева-Шукшина — советская и российская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР. Мать популярной актрисы Марии Шукшиной .

Студенческие годы Лидии Федосеевой-Шукшиной / Lidiya Fedoseeva-Shukshina

Лидия Федосеева поступила во ВГИК в 1957 году, приехав из Ленинграда, на курс С. Герасимова и Т. Макаровой.

Первой ролью юной студентки стала работа в фильме А. Граника «Максим Перепелица». где она сыграла лаборантку. Затем была художественный фильм «Сверстницы» (1959).

Лидия Федосеева-Шукшина / Lidiya Fedoseeva-Shukshina и первый муж

Замуж Лидия Федосеева вышла за киевского актера Вячеслава Воронина. Познакомились они на киностудии имени Довженко, где он снимался в таких фильмах, как «Первый эшелон», «Кочубей», «Сон». У молодой пары в 1960 году родилась дочка Анастасия, времени на учебу не оставалось, поэтому Лидию Федосееву отчислили из ВГИКа. Однако муж, Вячеслав Воронин, убедил деканат восстановить бывшую студентку. Семья жила на три города: Лидия Федосеева в Москве, Вячеслав Воронин в Киеве, дочка у бабушки в Ленинграде. Вместе воссоединялись редко, постепенно отвыкли друг от друга. В 1964 году брак окончательно распался, когда Лидия Федосеева уехала сниматься в картине «Какое оно, море? ».  Дочка  после развода осталась жить с матерью Вячеслава, девочку прятали от Федосеевой, со временем связь прервалась. Актриса тяжело переносила расставание с дочерью, но спустя годы сама просила не упоминать журналистов об этой семейной трагедии, особенно  в тот период, когда дочь была арестована за перевозку наркотиков.

Лидия Федосеева-Шукшина / Lidiya Fedoseeva-Shukshina и второй муж

В фильме «Какое оно, море?» напарником Лидии Федосеевой должен был стать Василий Шукшин. которому досталась роль бывшего уголовника, матроса Жорки. Начинающая актриса расстроилась, когда узнала, с кем будет играть, поскольку в кинематографической среде ходили слухи о пьяных загулах Шукшина. Она просила режиссера найти замену. Впервые Федосеева и Шукшин встретились в поезде по дороге в Судак:

— Я потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые — веселые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и я запела. И запела — «Калину красную». Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил… Когда же все заснули, чувствую, как кто-то входит в купе. Смотрю — Вася. Тихонько присаживается ко мне и говорит: «Ну, давай, рассказывай о себе». Всю ночь мы проговорили. Когда ехали в автобусе в Судак, остановились в лесочке. Помню, я первая вошла в автобус, а Шукшин за мной и что-то под пиджаком держит. Спрашиваю: зверька поймал? А он мне — маленький букетик цветов. Потом узнала, что это были первые цветы, которые он подарил женщине. Я долго хранила их.

Василий Шукшин и Лидия Федосеева поженились. Вскоре молодая пара играла вместе  в фильмах «Печки-лавочки » (1972) и «Калина красная » (1973), к которым Шукшин разрабатывал сценарии и снимал как режиссер-постановщик. Уже в то время Шукшин был очень популярен в Советской Союзе: писал сценарии, книги, много снимался. Лидии Федосеевой удавалось создать на экране образ простой, деревенской женщины, преданной любимому мужчине, самоотверженной, но со своими тяготами и заботами, радостями и печалями. Они совпадали абсолютно — характерный образ сильного советского мужчины и скромная, покладистая, запоминающаяся, статная женщина.

— С его любви началось творческое счастье в моей жизни, и я всегда буду благодарна Богу за то, что мы встретились.

Их ждало блестящее совместное творческое будущее, но Василий Шукшин при загадочный обстоятельствах скончался на съемках фильма «Они сражались за Родину». В один миг Лидия Федосеева овдовела и осталась одна с двумя дочками. Помогали гонорары, которые начислялись за книги, Василий Шукшин был популярен и любим везде — Советский Союз, Польша, Болгария, Чехословакия.

Лидия Федосеева решила оставить фамилию любимого мужа. Актриса устроилась  в Театр-студию киноактера в Москве, много снималась. Она сыграла более 50 ролей в кино. Но во всех фильмах — в современных ли, в исторических ли — Лидия Федосеева продолжает воплощать собой образы простых русских женщин.

Кино в жизни Лидии Федосеевой-Шукшиной / Lidiya Fedoseeva-Shukshina

Лидия Федосеева-Шукшина работала не покладая рук: в 1976 году вышла картина «Ключ без права передачи» ,  в 1980-м — «Вам и не снилось», «Из жизни отдыхающих», «Юность Петра». Актрисе, благодаря внешности и внутренней благородной силе, удается играть царственных женщин прошлых эпох — «Демидовы» (1983), «На златом крыльце сидели» (1985), «Виват, гардемарины» (1991), «Графиня Шереметева» (1994) и «Петербургские тайны » (1994-1995). Сама же Федосеева-Шукшина с юмором относится к своей внешности и утверждает, что ее дородность зависит от настроения и внешних обстоятельств, от чего актриса то набирает, то теряет вес.

— Сейчас, если есть предложения, то это небольшие роли, сейчас на нас не пишут. Недавно мне попался замечательный сценарий четырехсерийного фильма «Женить миллионера» Владимира Краснопольского. У меня там главная роль, такого комедийного плана, и я просто в ней купалась. Это мое, такой характер авантюрный. Молодые совсем по-другому снимают, они мобильны, они всю сцену не репетируют: раз, кусочек, еще — они всё смонтируют. Есть режиссеры, с которыми я работала, не буду называть имена, которые — боже упаси, ничего менять не разрешали, ни слова в сценарии, даже если не сами его писали. У меня подход другой, шукшинский. Нравится тебе, тебе так удобно? Ради бога! Может, я не точно написал? Говори тогда так. И не только мне он так говорил — всем актерам, с которыми работал.

В душещипательном сериале «Сердце матери » (2010)  актриса сыграла добрую, заботливую бабушку. Однако в реальной жизни Лидия Николаевна не считает себя покладистой по отношению к внукам:

— В жизни я плохая бабушка, потому что, к сожалению великому, я не нянчусь с внуками. То есть мы видимся, разговариваем, я им всячески помогаю, но вот сидеть с ними я никогда не сидела — как-то так получилось. Работала много… Сейчас мы только по телефону переговариваемся или куда-то очень редко выезжаем вместе. К счастью, у меня дочки всё понимают — что Оля, что Маша. Они молодцы, я им благодарна, что они меня не терзают.

Личная жизнь Лидии Федосеевой-Шукшиной / Lidiya Fedoseeva-Shukshina в новом веке

Старшая дочка Василия Шукшина Мария Шукшина закончила Институт иностранных языков, несколько лет работала переводчицей на бирже, перешла на телевидение, долгое время ведет передачу «Жди меня ». Попробовала себя в актерской стезе и прикипела душой к семейной профессии.

Младшая дочка Ольга Шукшина закончила ВГИК, снималась в кино. Позже девушка пошла по стопам отца — стала писать автобиографические рассказы и поступила учиться в Литературный институт. Ольга живет достаточно замкнуто и обособленно за городом, где воспитывает сына Василия.

Лидия Федосеева-Шукшина пыталась создать семью с несколькими мужчинами, но уходила каждый раз, как только чувствовала, что семейная жизнь не складывается. Так было и с оператором М. Арановичем. и с польским художником М. Межевски. который не мог смириться с тем, что в России был известен только как муж Федосеевой-Шукшиной, однако у них родился сын Марек Межевский. В жизни Лидии Николаевны был даже Бари Алибасов. который настойчиво, но осторожно ухаживал и не скрывал, что преклонялся перед Василием Шукшиным .

Актриса открыла фонд памяти Василия Шукшина. С 2005 года  она — президент кинофестиваля «Виват, кино России!».

Лидия Федосеева-Шукшина выпустила сборник загадок, которые когда-то начал собирать Василий Шукшин .

— Я просто люблю и хочу работать. И дети меня любят, и семья меня любит. И это счастье, потому что меня всегда все ждут, все приглашают. На встречи, поговорить, посидеть на кухоньке — это замечательно. Хотя вообще я с друзьями встречаюсь нечасто. Я люблю уединение, люблю свою квартиру — она осталась такая же, какая была при Василии Макаровиче, никакого модерна. И всем это очень нравится — эти половички, иконочки… Это всё такое родное, любимое. Так что всё, что мне надо, чего мне хочется, у меня есть, и это действительно счастье.

Народная артистка РСФСР (1984); орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998) — за большой личный вклад в развитие киноискусства; медаль «За заслуги перед обществом» (2009); орден Искусств (Польша) — за роль в фильме «Баллада о Янушике» (1988)