Павел Санаев: Хроника одной семьи

Журнал: Дарья Биография, №2 — февраль 2015 года

Сегодня имя Павла Санаева на слуху. Он известный переводчик. актёр, режиссёр, писатель. сценарист. Сын актрисы Елены Санаевой и инженера Владимира Конузина. Своим воспитанием и творческим становлением Павел обязан не родному отцу, от которого мать ушла, когда мальчику было 2,5 года, а отчиму, известному актёру и режиссёру Ролану Быкову. «Ролан Антонович настаивал, чтобы я писал постоянно. «Ты должен работать!» — стало лейтмотивом всех наших бесед… »

Клубок противоречий

Мальчик исписывал страницу за страницей, преодолевая вполне нормальное детское желание поиграть или повалять дурака. Никто не знал, о чем он пишет в своих тетрадках. А когда узнали — были шокированы. Словно создавая семейную хронику, Паша записывал всё, что происходило в его жизни, — каждую мелочь, каждую фразу. Придумывать особо не приходилось — герои были интересны сами по себе: дед Всеволод Санаев — народный артист СССР, бабушка Лидия Санаева — несостоявшаяся актриса. перевоплотившаяся в деспотичную домохозяйку, мать — актриса, отчим — актёр, режиссёр, сценарист. Отношения этих одарённых, погружённых в творчество людей сплелись в такой клубок противоречий, что для маленького Паши представляли настоящую трагедию.

«Я у бабушки живу»

Повесть начинается так: «Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырёх лет и вишу… ». Действительность такова: на съёмках фильма «Докер» актриса Елена Санаева влюбилась в своего партнёра по фильму Ролана Быкова, который был старше её на 14 лет. Ни муж, который отказался дать ей развод, ни маленький сын не перевесили чашу весов: Санаева повсюду следовала за Быковым. А привести её он мог только в квартиру к собственной матери, которая тут же заявила: с новоявленной невесткой она ещё кое-как смирится, но чужих детей в собственном доме не потерпит. Маленький Павлик был вынужден переехать к бабушке с дедушкой — родителям Елены. Знакомым и родственникам сказали, что у мальчика астма, а Ролан Антонович много курит. Так Паша оказался в настоящем аду, где правила балом деспотичная бабушка, а дедушка был у неё под каблуком. Лидия Антоновна заботилась о болезненном внуке как могла. Но в то же время постоянно внушала мальчику ненависть к матери и отчиму, которые его бросили.

Санаева моталась с мужем на съёмки по разным городам, заботилась о его здоровье. Быков снял Елену в нескольких своих картинах, но специально под супругу роли не писал. От разлуки с сыном Елене было не по себе. Порой, возвращаясь после встреч с сыном (и обязательным скандалом с матерью), она была готова броситься под поезд метро. От безысходности хотелось выть. Однажды Елена собственного сына… выкрала. Когда Лидия Антоновна вышла в магазин, Санаева его наскоро одела и увела с собой. Однако Паша сильно заболел, ему требовались специальные лекарства, а Елене надо было уезжать с Роланом на съёмки. Но выбор между гениальным мужем и любимым сын ом она сделала уже давно. Пришлось вернуть Пашу матери.

Ролан Быков был очень чутким человеком: почувствовав состояние жены, он понял, что может её потерять. И однажды сказал: «Пора забирать Пашу!». Но Елена смогла вернуть сына, лишь когда тому исполнилось 11 лет.

Мудрый отчим

В крохотной 2-комнатной квартире одну комнату пришлось выделить под детскую. Свои сценарии Ролан Антонович писал… в ванной. Отношения между Павлом и Быковым поначалу не складывались. Мальчик сильно ревновал мать к отчиму, устраивал ему мелкие пакости: например, заводил огромный будильник на шесть утра и ставил к уху Быкова, когда тот ложился отдыхать после ночи, проведённой за работой.

Борьба за любовь матери окончилась в одну минуту. Однажды Паша услышал, как мать и отчим ссорятся на кухне. Он открыл дверь и, кинувшись к матери, заявил: «Мама, что бы ни случилось, я на твоей стороне! », чем вывел Ролана Быкова из себя. Он тут же поставил пасынка на место: «Запомни, мы не ссоримся, а решаем проблемы. И если хочешь в этом участвовать, сначала вникни, а потом помоги найти правильное решение!» Это было сказано так жёстко и твёрдо, что Паша понял: Быков никакой не «карлик-кровопийца », как звала его бабушка, а настоящий мужчина, вожак, который сможет позаботиться о своей семье.

Павел ценил отчима за то, что тот никогда не сюсюкался с ним, а общался на равных, терпеливо объясняя, показывая. Вскоре за советом подросток бежал уже не к маме, а к Быкову. Благодаря Ролану Антоновичу Павел на полгода уехал учиться в США, а потом поступил во ВГИК. Говорят, после этого даже Лидия Антоновна изменила своё мнение о зяте: «Надо же, сколько Ролан для Пашки делает! Передай ему огромное спасибо… ».

И всё же Павел не мог смириться, что у матери есть только одно солнце в жизни — муж. Однажды он собрал свои вещи и ушёл жить на старую семейную квартиру. Мать не хотела снова отпускать от себя сына, а Быков сказал, как отрезал: «Хочешь жить один — живи, но если у тебя там будет «блатхата», я это дело порушу!». Так для Павла Санаева началась самостоятельная жизнь.

Деньгами родители его не баловали. Павел быстро понял, что свобода не сводится к возможности пить водку с друзьями и приводить домой кого хочешь. Времена были смутные, и чтобы заработать на хлеб, Павлу пришлось ввязаться в нелегальный бизнес. Сначала перепродавал импортные кроссовки, потом переводил фильмы для видеопиратов. Иногда «бомбил» на быковской «четвёрке», пока её не разбил… Ролан Антонович, лишившийся единственного автомобиля, Павла простил, помог оплатить ремонт и отдал ему «Жигули» насовсем: молодому колёса нужнее.

Сам себе режиссёр

Жизнь Павла и всей его семьи перевернулась в октябре 1998 года, когда от рака лёгких скончался Ролан Быков. За три года до его смерти ушла из жизни Лидия Антоновна, потом Всеволод Васильевич — из Когда Павел узнал Ролана Быкова ближе, то понял: никакой он не «карлик-кровопийца», а чуткий и мудрый человек персонажей повести Павла Санаева в живых, кроме матери, не осталось никого. Павлу было 29, когда он был вынужден стать главой семьи и заботиться не только о себе, но и о матери. Им предстояла нелёгкая работа: разобрать архивы и рукописи Ролана Быкова, закончить его дела, — такова была последняя воля великого режиссёра.

Долгое время Павел работал переводчиком. В его портфолио десятки известных мультфильмов и кинолент: «Балто», «Грязные танцы», «Дорогая, я уменьшил детей», «Ка-спёр», «Коты-аристократы», «Маска», «Один дома», «Очень страшное кино», «Чокнутый профессор», «Шоколад» и другие. Потом Санаев понял, что должен развиваться. Он написал сценарий и стал режиссёром собственных фильмов: «Каунасский блюз», «Последний уик-энд», «Нулевой километр», «На игре». Сейчас ему 45 лет, он не только успешный режиссёр и сценарист, но и счастливый муж и отец — дочери Веронике почти три года. Есть кому продолжить династию!